АТЭС, АСЕАН и отношения с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть интеграционные группировки Азиатского-Тихоокеанского региона (АТЭС, АСЕАН) и проанализировать из партнёрство с Россией.
Задачи данной работы :
- Рассмотреть исторические факты из истории интеграционных группировок;
- Проанализировать партнёрство АСЕАН и АТЭС с Россией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
1.1.История создания и развития АТЭС 5
1.2.История создания и развития АСЕАН 14
2. Россия и интеграционные группировки АТР 17
2.1. России и АСЕАН 17
2.2. России и АТЭС 24
2.3. Владивосток - столица саммита АТЭС-2012………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Maya.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Тема 11-го саммита лидеров  АТЭС, который прошел в Бангкоке (Таиланд) звучала как: «Мир различий: партнерство ради будущего». Приоритетными  направлениями развития экономик стран  АТЭС в 2004 году на этом саммите были признаны:

1.Либерализация торговли ;

2.Улучшение обеспечения  человеческой;

3.Использование людьми и обществами АТЭС для получения преимуществ от глобализации.

В Бангкоке, помимо ситуации в АТЭС, подробно обсуждалась проблема ВТО. Было отмечено, что последний, Канкунский раунд ВТО, помог выявить существующие в этой организации проблемы. Президент России заявил, в частности, что зачастую к вступающим в ВТО странам предъявляют явно завышенные требования. Например, на словах все страны-члены АТЭС поддерживают вступление России в ВТО, но желательны, по словам В.В. Путина «более конкретные результаты». Глава России призвал общими усилиями бороться против протекционизма в торговле и подчеркнул, что «новый и старый протекционизм вызывает цепную реакцию, которая ограничивает конкуренцию и наносит удар по развивающимся странам».

В декларации глав государств АТЭС «Единое общество – наше будущее», принятой на 12-м Саммите, который  прошел 20-21 ноября 2004 г. в Сантьяго (Чили) выделены несколько направлений  дальнейшей деятельности межправительственного форума АТЭС.

В 2005 году 13-й Саммит глав государств АТЭС состоялся 18-19 ноября в Пусане  (Республика Корея). Тема Саммита: «На пути к единому обществу: преодоление проблем, внесение изменений». В Саммите приняли участие главы восемнадцати государств, Президент России Владимир Путин, а также руководители администраций Гонконга и Тайваня. Итоговая декларация, которая теперь называется «АТЭС-2005», включает в себя ряд основополагающих пунктов развития отношений между странами, входящих в эту международную организацию:

- Развитие свободной торговли;

- Безопасный и прозрачный Азиатско-Тихоокеанский регион: усиление безопасности жителей региона;

- Движение АТЭС в будущее.

18-19 ноября 2006 года в  Ханое (Вьетнам) состоялся 14-й  Саммит глав государств АТЭС. Тема саммита: «В направлении создания динамичного общества для устойчивого развития и процветания». В итоговой декларации участники саммита отразили стратегию развития региона по вопросам развития свободной торговли и инвестиций, безопасности человека, создания более сильного общества и более динамичных и гармоничных сообществ.

15-й саммит АТЭС  прошел в Сиднее (Австралия) с  8 по 9 сентября 2007 года.

Итоговая декларация, включает в себя ряд основополагающих пунктов развития отношений между  странами, входящих в эту международную организацию:

- Изменения климата, энергетическая безопасность и «чистое развитие»

- Верховенство многосторонней торговой системы

- Региональная экономическая интеграция

- Обеспечение безопасности человека

- Укрепление роли АТЭС

Отдельным пунктом прописано проведение форума АТЭС 2012 года во Владивостоке.

Впервые в истории  АТЭС на 15-м саммите  была принята декларация об изменения климата, энергетической безопасности и «чистом развитии», намечающая план будущих действий, совместных акций и инициатив.  Лидеры АТЭС подтвердили приверженность к более тесной региональной интеграции, включая инициативы по структурным реформам. Они приветствовали новый план АТЭС по упрощению процедур в области внешней торговли.  Этот план предусматривает снижение стоимости торговых сделок на 5% к 2010 году. [1]

Следующий саммит АТЭС пройдет  в Лиме (Перу) в ноябре 2008 года

В 2005 году лидеры стран  АТЭС поддержали меры, направленные на скорейшее завершение переговоров  о присоединении России и Вьетнама к ВТО. Из 21 участника АТЭС только Россия и Вьетнам не являлись членами ВТО. Вьетнам вступил во Всемирную торговую организацию в 2006 году. На Саммите АТЭС в Ханое в 2006 году был решен вопрос о вступлении России в ВТО.

1.2. История создания и развития АСЕАН

АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Именно с этой организации начался интеграционный процесс в АТР и именно в ней объединены наиболее динамичные новые индустриальные страны Азии.

В состав АСЕАН входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины (1967 г.), Бруней (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос (1997 г.). Камбоджия (1998 г.).

Центростремительными  силами азиатской интеграции являются: стратегически важное географическое положение на пересечении мировых  торговых путей, переход к либеральной  модели построения  рыночной экономики, предполагающий допуск иностранного капитала и экспортоориентированность реструктуризированной экономики.

К центробежным силам, тормозящим  интеграцию, можно отнести различия в уровне развития экономики, политическом устройстве, религиозных и культурных традициях, а также островную разбросанность государств.

Интеграционный  процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

- в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставление торговых льгот странам-участницам;

- в соответствии с Соглашением  АФТА (ASEAN Free Trade Arrangment) — создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.;

- схемы промышленного сотрудничества АСЕАН;

- в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движения капитала.

В 1970-е гг. зародилась система так называемых диалогов АСЕАН с ведущими государствами  мира прежде всего в АТР. Полномасштабными партнерами по диалогу являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью Совместных комитетов сотрудничества (СКС). Такое партнерство послужило основой для создания механизма углубленного взаимодействия АСЕАН с восточной «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате 10 + 3, который был формализован в 2000 г. и предусматривает проведение саммитов в формате «тринадцати» и 10 + 1 параллельно с встречами АСЕАН.

После финансового кризиса 1997–1998 гг. страны АСЕАН делают акцент на привлечении (неспекулятивных) прямых инвестиций. К 2010 г. предполагается предоставление иностранным инвесторам национального режима принимающей страны. Уже сейчас получила практическое развитие концепция треугольников экономического роста (Сингапур, 1989 г.). Имеется в виду развитие приграничных торгово-экономических отношений между тремя соседними странами. Такие «треугольники» имеют более либеральный режим для трансграничного движения всех факторов производства и выраженную экспортную направленность. Например, «платиновый треугольник», стороны которого проходят по реке Меконг с юга Китая через Камбоджу и Вьетнам.

В декабре 2005 г. состоялся  первый в истории саммит России и  АСЕАН (г. Куала-Лумпур, Малайзия). В  ходе встречи были подписаны сразу два масштабных документа: Декларация о всеобъемлющем партнерстве России и стран — членов АСЕАН и Комплексная программа действий по сотрудничеству на 2005–2015 гг. Предполагается взаимное расширение связей в области экономики, политики, безопасности (борьба с терроризмом), научно-техническое и информационное сотрудничество, взаимодействие в области туризма и культуры. В частности, была достигнута договоренность о безвизовых поездках граждан России и Таиланда. Сергей Лавров — глава МИД РФ — подчеркнул, что видит в Ассоциации важного партнера в создании многополярного мир. [2]

Однако не стоит забывать что АСЕАН И АТЭС представляют восточную часть мира, а ,как известно, восток всегда отличался он западной культуры, следовательно и региональные интеграционные группировки будут иметь отличия.

В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют  основные правила диалога в региональном интегрционном процессе. Среди возможных  направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.

По мнению экспертов в настоящее время АТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству - неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.) тем самым пытаясь фактически затмить АСЕАН.

С другой стороны, интеграционные процессы в регионе могут быть инициированы за счет иностранных инвестиций. Как показывает мировой опыт, страны со слаборазвитой экономикой, обладающей значительным сырьевым и трудовым потенциалом, при активной поддержке извне финансовыми и материально-техническими ресурсами способны достичь высоких темпов экономического развития. Все это, безусловно, должно привести к усилению внутренних механизмов экономического развития и интеграционных процессов.

2. Россия и интеграционные группировки АТР

2.1. России и АСЕАН

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнёром по диалогу  с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:

- Совместную декларацию  о партнёрстве в деле мира  и безопасности, а также процветания  и развития в АТР (подписана  19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);

- Совместную декларацию  Россия–АСЕАН о сотрудничестве  в борьбе с международным терроризмом  (2 июля 2004 г., Джакарта,Индонезия);

- Совместную декларацию лидеров России и Ассоциации о развитом и всеобъёмлющем партнёрстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур,Малайзия);

- межправительственное  Соглашение о сотрудничестве  России и АСЕАН в области  экономики и развития (10 декабря  2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).

- Комплексную программу  действий по развитию сотрудничества  России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря  2005 г., Куала-Лумпур).

13 декабря 2005 г. в  Куала-Лумпуре состоялся первый  саммит Россия–АСЕАН с участием  Президента Российской Федерации В.В.Путина. Принято решение о регулярном проведении таких встреч (их периодичность пока не установлена).

Министр иностранных  дел России ежегодно участвует в  министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнёрами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание мининдел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнёрства. Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН. [3]

Нельзя не отметить также  и то, что, являясь региональным локомотивом  экономического роста, регион АСЕАН  формирует запросы и требования к своим контрагентам в мире, которые необходимо учитывать его партнерам. Устранение России от связей со странами АСЕАН может лишить ее внешних импульсов для экономического развития, которые генерируются в этом регионе. Эти импульсы могут выступать и в форме потребностей в определенных российских товарах, и в виде иностранных инвестиций, и в форме правил, обычаев и законодательного регулирования хозяйственной деятельности.

В то время как объем  внешней торговли АСЕАН составляет примерно 750 млрд. долл., доля России в этом объеме составляет менее половины процента. Повышение значимости АСЕАН в мировой экономике ставит вопрос о необходимости для России развивать торгово-экономические связи с входящими в эту организацию странами.

России приходится экспортировать ограниченный круг промышленных товаров, в который входят черные и цветные металлы и металлопродукты, химические товары, включая удобрения, бумагу и целлюлозу, а также военные самолеты и некоторые другие виды вооружения по разовым контрактам. Вес машин и оборудования в отечественном экспорте в этот регион остается очень низким.

Сотрудничество России со странами АСЕАН и АТЭС наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям:

- экспорт в эти страны таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты;

- налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования;

- совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины.

Страны АСЕАН являются регионом тропического земледелия, продукция  которого представляет значительный интерес для многих российских фирм. Кроме того, некоторые виды минерального сырья, производимого в регионе, могут с выгодой импортироваться в Россию. В настоящее время российские фирмы осуществляют закупки в странах Юго-Восточной Азии порознь, зачастую конкурируя между собой. Создание объединений российских фирм, работающих в этом регионе, в том или ином виде для координации их деятельности в странах АСЕАН могло бы повысить эффективность внешнеторговых операций и облегчить кредитное обеспечение со стороны банков. [4]

Правительства стран  АСЕАН демонстрируют стремление к укреплению двусторонних связей с  Россией, о чем говорят частые визиты в нашу страну глав правительств и высокопоставленных правительственных  и парламентских делегаций стран  региона. В Москве в свою очередь, создан совместный комитет сотрудничества Россия - АСЕАН.

Информация о работе АТЭС, АСЕАН и отношения с Россией