Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

1)Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС)
3) Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся
....
58) Шенгенское право

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

 

2 аспекта принципа:

1. Право европейских Сообществ признается правоприменительными органами гос-чл в качестве действующих и обязательных к исполнению норм.

2. Право Европейских сообществ непосредственно, достаточно ясно и точно наделяет ФЛ и ЮЛ  конкретными правами или госорганы – полномочиями по их защите.

Если ЮЛ/ФЛ обратится  в национальный суд с требование о защите по законодательству Сообществ. Национальный суд обязан предоставить ему такую защиту.

Ограничения принципа:

1. не распространяется на нормы, принятые в реализацию положений о деятельности Е.Союза по 2 и 3 опоре.

2. не распространяется на положения, принятые в сфере, охватываемой разделом 4 части 3 Договора о ЕС «Визы. Предоставление убежища, иммиграционная политика и другие направления политики, связанные со свободой передвижения людей» до ее коммунитаризации.

3. не распространяется на нормы, принятые во исполнение обязательств по Соглашению о Е.Экономическом пространстве 1992 Австрией, Швецией и Финляндией до их вступления в ЕС  в 1995.

 

38) Принцип  интегрированности. Нормы права ЕС рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Принцип интегрированности означает, что все нормы права ЕС автоматически внедряются в их национальные правовые системы. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права. Значение этого принципа особенно важно для стран с дуалистическим режимом применения норм международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40) принципы  деятельности ес Принципы.

Принципы деятельности Союза – руководящие начала, исходя из которых Союз и его органы должны осуществлять свои полномочия по различным предметам ведения данной организации. Общие и специальные принципы.

Законности: Сообщество, действует в рамках предоставленных  ему полномочий и целей, определенных в договоре.  => обязанность органов мотивировать свои решения (в т.ч. указывать статью договора, наделяющую полномочиями издавать конкретный акт).

Субсидиарности. Все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, д.б. в ведении органов низшего уровня власти. Т.е. вышестоящие органы дополняют нижестоящие.  Распространяется только на сферу совместной компетенции ЕС и гос-чл. Принцип сам по себе не разграничивает полномочия органов ЕС и гос-чл по предметам совместного ведения.  Реализация принципа осуществляется институтами в рамках правотворческой деятельности.  Ориентиры применения принципа:

Наличие у проблемы транснациональных  аспектов, которые не могут м.б. эффективно урегулированы действиями гос-чл.

Отсутствие действий со стороны Сообщества противоречит требованиям договора или существенно  нарушает интересы гос-чл.

Наличие очевидных выгод  в результате действий Сообщества.

Не дает гос-чл оснований не выполнять решения Сообщества.

Пропорциональности: соответствие целей конкретных мер средствам, избранным для их достижения. Т.е. средства для достижения целей не д.б. чрезмерными. При выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие методы (Сообщество д. законодательствовать только в той мере, в какой это необходимо)

Гласности – открытое, гласное принятие нормативных актов  и других решений. => право на доступ к документам политических институтов ЕС.

Уважения национальной индивидуальности гос-чл.

Уважения прав человека и основных свобод. Хартия Союза  об основных правах 2000.

Равенства.

Экологической ориентированности  – требование учитывать в принимаемых  решениях потребности охраны природы  и необходимости повышения ее качества.

Сотрудничества.

 

 

 

41) Права человека  и свободы включены в Хартию ЕС. В основу классификации прав и свобод в Хартии положен не предмет субъективного права, а ценности, на защиту которых оно направлено: человеческое достоинство, свобода, равенство, солидарность . Конкретные права человека, закрепляемые Хартией, сгруппированы в соответствии с этими критериями.

Статьи Хартии разбиты  на 7 глав:

1) Глава I «Достоинство»  (5 ст.) закрепляет права и гарантии, обеспечивающие достойное и защищать  достоинство каждого. Согласно  Хартии оно не подлежит никаким  ограничениям и образует фундамент  всех остальных утверждаемых  ею прав. Статья 2 о праве на  жизнь запрещает применение высшей  меры наказания и приведения смертной казни в исполнение.

В статье 3 запрещается  репродуктивное клонирование человека. Вне закона ставится 2) Глава II «Свободы» (14 ст.) включает права на невмешательство  в частную жизнь – это право  на свободу и личную неприкосновенность, на 3) Глава III «Равенство» (7 ст.) наряду с принципом равенства в разных его проявлениях закрепляет права  лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Речь идет о детях, пожилых, инвалидах;

4) Глава IV «Солидарность» (12 ст.) имеет своей целью обеспечение  социальной справедливости в  обществе, смягчение противоречий  между разными группами населения.  В нее включены права трудящихся. 5) Глава V «Гражданство» (8 ст.) перечисляет  права, пользование которыми, как  общее правило, связано с наличием  у лица гражданства ЕС;

6) Глава VI «Правосудие» (4 ст.) закрепляет гарантии прав  личности на эффективную судебную  защиту.

 

Право собственности. Свобода экономической деятельности образует фундамент рыночной экономики, основанной на принципе свободной хозяйственной инициативы.  Элементы:

Свобода профессиональной деятельности и право на труд .

Свобода предпринимательства (гарантия – принцип свободы конкуренции)

Трудовые и связанные  с ними права наемных работников:

 

 

 

42) хартия ес Хартия ЕС об основных правах 2000 года разработана специальным временным органом – Конвентом. (Здесь абсолютное большинство прав – это права человека признанные за каждым лицом, находящимся на территории ЕС) - закрепляет новые основные права, такие как: право на целостность личности, право на хорошее управление.Здесь применена уникальная классификация основных прав и свобод, она проводится не по предмету (права личные, политические, экономические и т.д), а по ценностям, на защиту которых они направлены:

-человеческое достоинство

-свобода-равенств-солидарность

Хартия не отменяет и  не ограничивает действие конституционных  и м-п гарантий основных прав и  свобод. Не утратила силы и Конвенция  о защите прав человека и основных свобод 1950. если Хартия и Конвенция  закрепляют одинаковое право, то оба  источника должны применяться также  одинаковым образом.

Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права  воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей  природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более  не считаются второстепенными.

Хартия Европейского Союза об основных правах состоит  из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает  причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.

Главной идеей Преамбулы  и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский  Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством  введения гражданства Союза и  создания пространства свободы, безопасности и правосудия».

Защита прав и свобод человека при помощи права Европейского Союза не вытесняет и не подменяет  соответствующие правовые механизмы  государств-членов. По сути, защита прав человека на уровне Европейского Союза  является еще одним правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует  существующие национальные системы  защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми  актами и при этом существует параллельно  с ними, не исключая, а логически дополняя их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43)Гражданство

Гражданство Союза, юридически оформленно Маастрихтским договором 1992 г. (вступил в силу 1 ноября 1993 г.).

С этого момента статус граждан Союза автоматически  распространен на граждан всех его  государств-членов. Само "союзное", или, как его часто называют, "европейское" гражданство выражается, главным образом, в предоставлении его обладателям дополнительных прав, вытекающих непосредственно из их юридической связи с Европейским Союзом в целом:

- свобода передвижения  и проживания на всей территории  Союза;

- право избирать и  быть избранным в Европарламент  и муниципальные органы в любом  государстве-члене, где они проживают;

- право на защиту  в третьих странах, то есть  за пределами Союза, со стороны  дипломатических и консульских  представительств любого государства-члена  (при условии отсутствия в конкретной  третьей стране представительства  государства, гражданином которого  это лицо является);

- право петиций в  Европейский парламент;

- право на подачу  жалоб Европейскому омбудсману в случае нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений ЕС;

- право направлять  обращения институтам и консультативным  органам ЕС на любом из официальных  языков Союза и получать ответ  на том же языке;

- право доступа к  документам институтов, органов  и учреждений ЕС*(109).

Ст.17 Д-ра о ЕС (основания  и порядок приобретения союзного гражданства):

Гражданами Союза автоматически  признаются все лица, имеющие гражданство гос-чл.

Утрата национального  гражданства означает также потерю гражданства ЕС.

 

 

44) судебная  защита прав чел в ес Судебная защита.

Национальные суды гос-чл + приравненные к ним органы административной юстиции (трибуналы) - подведомственны любые дела, кроме юрисдикции судов ЕС.

Национальные суды гос-чл  обеспечивают защиту прав от нарушений со стороны частных лиц и гос-чл, приоритет действующим нормам ПЕС перед национальным законодательством. Если неясность Þ приостановить дело + преюдициальный запрос в Суд Сообществ.

Суды ЕС обеспечивают защиту П и С, нарушенных его институтами и органами. Право подавать иск имеют любые ФЛ/ ЮЛ, в т.ч. иностранные ( не м. подавать иски с целью отмены нпа (оспаривать м. только индивидуальные предписания, прямо им адресованные/ непосредственно их касающиеся, и бездействие соответствующих органов). Исковая давность – 2 мес.  Преодолеть эти ограничения – процедура косвенного обжалования – индивиды м. оспорить любые предписания органов ЕС (в т.ч. нормативные), даже после истечения срока исковой давности (косвенное – т.к. Суд/ Трибунал I инстанции рассматривает законность НПА не по иску об аннулировании, а в связи с рассмотрением другого дела).

Европейски суд по правам человека (Страсбург) – ФЛ/ ЮЛ. Рассматривает дела только о нарушении  субъективных прав, закрепленных в  Конвенции 1950 г. Не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными/ недействующими (в отличии от судов ЕС). Результатом рассмотрения дела в нем может служить «выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне» государством-нарушителем в размере, установленном Судом. Иски к институтам, в т.ч. и по причине нарушения Конвенции 1950г., поступают непосредственно в суды ЕС.

В рамках ЕС защиту гарантированных  прав личности осуществляют 3 системы  судов:

Национальные (суды гос-чл + трибуналы) – если нарушитель ФЛ/ЮЛ ( при необходимости может направить запрос в Суд Сообществ)

Суды ЕС  (Суд Сообществ + Трибунал первой инстанции) – если нарушитель ЕС или его органы, то иски направляются в Трибунал с правом кассационного обжалования в Суде Сообществ.

Европейский суд по правам человека – если индивид пострадал  от действии наднациональных институтов ЕС ( если от действий государств, то должен сначала обращаться в национальные суды).

 

45) ЕСПЧ не обладает правом инициативы. Он занимается разбирательством дел, поступивших на его рассмотрение. В этом его основное предназначение. ЕСПЧ дает толкование общему стандарту защиты прав человека, закрепленному в ЕКПЧ, преодолевая национальную замкнутость и ограниченность. Он конструирует наднациональный понятийный аппарат, вынуждая национальные и правоприменительные органы ориентироваться не на свои собственные, а на господствующие в Европе представления. Под влиянием формируемого им прецедентного права возникает ситуация, при которой общий стандарт защиты прав человека действует повсеместно вне зависимости от национальных границ и одинаковым образом.

Разбирательство дела в  ЕСПЧ может состояться только тогда, когда в нем принимают участие  надлежащие стороны. Инициаторами разбирательства  дел в ЕСПЧ могут выступать  государств а– участники ЕКПЧ и частные лица. Государства-участники являются привилегированными истцами. Им не нужно обосновывать свой интерес в деле. Индивидуальные заявители должны доказать, что нарушение было совершено лично в их отношении. Возможность рассмотрения индивидуальных заявлений, подаваемых в интересах третьих лиц, ЕКПЧ не предусматривает. Ответчиком по делам, принимаемым к производству в Европейском Суде, являются государства– участники ЕКПЧ, которым может быть инкриминировано предполагаемое нарушение ее предписаний.

 

 

 

 

47) учредительное  право ес Запрещается ограничивать свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом (т.н. первичная свобода учреждения). Запрет в равной степени охватывает ограничения, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государства-члена, обосновавшимися в другом (т.н. вторичная свобода учреждения). Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"