Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Международное публичное право как особая правовая система: понятие особенности
2. История формирования международного публичного права.
...
38. Правовой режим Арктики.
39. Правовой режим Антарктики.
40. Международное морское право как отрасль права: понятие, институты, источники.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 195.10 Кб (Скачать файл)

 

34. Дипломатические привилегии  и иммунитеты.

Согласно международному и национальному праву дипломатические  представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в  целях создания наиболее благоприятных  условий для осуществления функций  дипломатическими представительствами. Правовой основой таких иммунитетов  и привилегий является суверенное равенство  государств, поскольку дипломатические  представительства и их сотрудники являются олицетворением государств.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. 

Дипломатические привилегии — это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам. 

С точки зрения юридической  силы различия между иммунитетом  и привилегиями нет. Поэтому термины «привилегии и иммунитеты», как в теории, так и на практике применяются в качестве собирательного понятия, определяющего, с одной стороны, привилегированное, исключительное положение заграничных представительств органов внешних сношений, международных организаций, а с другой - сотрудников и технического персонала этих представительств, международных служащих, выполняющих официальные функции от имени своего государства или в коллективных интересах всех государств-членов международной организации.

Привилегии и  иммунитеты дипломатического представительства. 

 В соответствии со  ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства.

Согласно Конвенции государство  пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным  правом Таможенный кодекс ТС предусматривает таможенные льготы для дипломатических представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей.

В отношении помещений  представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его  главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство  пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его функциями.

Привилегии и  иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. 

Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано  относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом.

Иммунитет от гражданской  юрисдикции не распространяется на случаи:

а) вещных исков, относящихся  к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства  пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя  завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к  любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним  пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции  дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.

Указанными "в Венской  конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры  при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле  Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.

Совершение дипломатическим  агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

 

35. Консульское право: понятие,  задачи, органы сношений. Порядок  назначения консулов.

Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами.

Консульское право как подотрасль права внешних сношений можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Участниками этой Конвенции  являются около 120 государств. Однако распространенная практика государств, включая участников Конвенции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положения общего международного права и, в частности, определяющих районы деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

Консульскими  функциями являются: 

1) защита в государстве  пребывания интересов представляемого  государства и его граждан;

2) содействие развитию  торговых, экономических, культурных  и научных связей между представляемым  государством и государством  пребывания, содействие развитию  дружественных отношений между  ними;

3) оказание помощи и  содействия гражданам представляемого  государства;

4) исполнение обязанностей  нотариуса, регистратора актов  гражданского состояния и других  подобных обязанностей;

5) представительство или  обеспечение надлежащего представительства  граждан представляемого государства  в судебных и иных учреждениях  государства пребывания;

6) охрана интересов несовершеннолетних  и иных лиц, не обладающих  полной дееспособностью, которые  являются гражданами представляемого  государства;

Установление дипломатических  отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые из дипломатических функций.

Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство, в отличие от дипломатического, действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.

Главы консульских  учреждений делятся на четыре класса:

- генеральных консулов,

- консулов,

- вице-консулов,

- консульских агентов. 

Соответственно именуются  и сами консульские учреждения —  генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

Персонал консульских учреждений делится на три группы: 

    • консульские должностные лица,
    • административно-технический
    • и обслуживающий персонал.

Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва отношений консульских.

Консульские учреждения (и  их персонал) пользуются в соответствии с международным правом (в частности, с консульскими конвенциями) определенными иммунитетами, привилегиями и возможностями.

В целом иммунитеты консульских  учреждений и их должностных лиц  существенно уже дипломатических  иммунитетов, а привилегии и  возможности с учетом специфических консульских функций значительно  шире.

Порядок назначения консула  тот же, что и у посла. Глава  консульского учреждения допускается  к выполнению своих функций разрешением  со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Государство, отказывающее в экзекватуре, не обязано  сообщать представляемому государству  мотивы отказа.

Удостоверение полномочий консула  – консульский патент.

Государство пребывания может  в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или  иное консульское должностное лицо является «persona non grata» или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. 

Выделяются следующие  привилегии и иммунитеты консульских представительств:

1) неприкосновенность помещений  представительства: никто не может  войти на территорию представительства  иначе, как с согласия главы  консульского или дипломатического представительств.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"