Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Международное публичное право как особая правовая система: понятие особенности
2. История формирования международного публичного права.
...
38. Правовой режим Арктики.
39. Правовой режим Антарктики.
40. Международное морское право как отрасль права: понятие, институты, источники.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 195.10 Кб (Скачать файл)

В рамках Совета Европы функционируют  Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального  развития.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

 

24.Содружество независимых государств: правовая основа, цели, органы управления.

Соглашение о  создании Содружества Независимых  Государств  (СНГ) подписано 8 декабря 1991 года руководителями России, Республики Беларусь, и Украины.

В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к  соглашению о создании СНГ подписан главами 11-ти государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной  частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества  и определяет, что все эти 11 стран  на равноправных началах образуют СНГ.

Устав СНГ принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске.

СНГ служит дальнейшему развитию и  укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания  и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. В Уставе СНГ подчеркивается, что Содружество  не обладает наднациональными полномочиями, при этом, «есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права». В рамках СНГ заключен ряд многосторонних международных договоров, в том числе Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.

Целями Содружества являются:

- осуществление сотрудничества  в политической, экономической, экологической,  гуманитарной, культурной и иных  областях;

- создание общего экономического  пространства;

- обеспечение прав и основных  свобод человека в соответствии  с общепризнанными принципами  международного права и документами  СБСЕ;

- сотрудничество между государствами-членами  в обеспечении международного  мира и безопасности и осуществлении  разоружения;

- содействие гражданам государств-членов  в свободном общении, контактах  и передвижении в Содружестве;

- взаимная правовая помощь и  сотрудничество в других сферах  правовых отношений;

- мирное разрешение споров и  конфликтов между государствами  Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

В Уставе признается наличие интересов  Содружества в целом, и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991г.:

- обеспечение прав и основных  свобод человека;

- координация внешнеполитической  деятельности;

- сотрудничество в формировании  и развитии общего экономического  пространства, общеевропейского и  евразийского рынков;

- таможенная политика;

- сотрудничество в развитии  систем транспорта и связи;

- охрана здоровья и окружающей  среды;

- вопросы социальной и миграционной  политики; борьба с организованной  преступностью;

- сотрудничество в области оборонной  политики и охраны внешних  границ.

Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

На основании Устава СНГ различаются  государства-учредители и государства - члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами - членами СНГ следует  считать те государства, которые  примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его  утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют  его цели и принципы и принимают  на себя обязательства, содержащиеся в  Уставе, путем присоединения к  нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность  участия государств в отдельных  видах деятельности Содружества  на правах ассоциированных членов.

Высшим органом Содружества  является Совет глав государств, который  уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные  с деятельностью членов СНГ в  сфере их общих интересов. Совет  собирается на заседания два раза в год и может проводить  внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих советов принимаются  консенсусом. Любое государство  может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что  не должно препятствовать принятию решения.

Созданы координационные органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности - Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества - Совет министров обороны, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные органы отраслевого сотрудничества.

 

25.Междунродная защита прав человека: общая характеристика.

Международная защита прав человека создана для того, чтобы  человек, не получивший защиту своего нарушенного прав в свое государстве мог получить ее на международном уровне. За международной защитой можно обратиться, если исчерпаны все государственные средства защиты нарушенного права.

Элементы:

  • Документы, регламентирующие права и порядок их защиты
  • Институты, механизмы защиты
  • Процедуры (рассмотрение докладов государств и анализ ситуаций; рассмотрение жалоб; проведение расследований)

Уровни:

  1. Универсальный. Система органов ООН по защите прав человека:
    • Совет по правам человека
    • Комиссар по правам человека
    • Договорные органы ООН (комитет по правам человека; комитет против пыток; комитет по ликвидации дискриминации)
  1. Региональный. Система в рамках Совета Европы:
    • ЕСПЧ (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., 1998 ратифицирована РФ)

 

26.Европейский суд по правам  человека : состав, критерии приемлемости и процедура рассмотрения жалоб.

Европейский суд  по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение  недели в каждом месяце. 

Суд состоит из такого числа  судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь  в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются сроком на шесть  лет Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение  срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых  с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Они  могут быть переизбраны. Однако срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года с момента избрания. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

Суд может рассматривать  дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного  дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство, а также  лицо, группа лиц или неправительственная  организация. Если дело передает в Суд сам податель жалобы , то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний. Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья - гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Критерии приемлемости:

  1. Критерий лица (в отношении жалобщика и государства ответчика). Жалобщик может быть прямым или косвенным. Нельзя подавать жалобы абстрактным жалобщикам (не претерпевающим конкретных нарушений на себе).
  2. Критерий существа (жаловаться можно на нарушение прав, предусмотренных конвенцией и протоколами к ней).
  3. Критерий места (государство ответственно за свою территорию).
  4. Критерий времени (государство виновно за те нарушения, которые произошли после ратификации конвенции).
  5. Срок давности (6 месяцев с момента исчерпания всех государственных средств защиты).
  6. Критерий значительности ущерба.
  7. Злоупотребление (недопустимость анонимных жалоб или аналогичных им)

Разбирательство производится на бесплатной основе. Хорошо отработан  механизм исполнения постановления.

 

27.Понятие, виды, юридическая природа  международных договоров.

Источники:

  1. Венская конвенция «О праве международных договоров» 1969 г.
  2. Венская конвенция «О правопреемстве государств в отношении международных договоров» 1978 г.
  3. Венская конвенция «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями».

Международный договор - международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Под действие Венской конвенции  подпадают договоры, заключенные  в письменной форме. Однако государства  могут заключать договоры и в  устной форме. Договоры в устной форме  получили наименование «джентльменских соглашений». Они имеют такую же силу, что и договоры, заключенные в письменной форме.

Международный договор - основной источник международного права, важный инструмент осуществления внешней функции государств.

На основе международных  договоров учреждаются и функционируют  межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных  договоров, неизбежно затрагивают  остальные отрасли международного права.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего  мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с  целями и принципами Устава ООН.

Объектом права международных  договоров являются сами международные  договоры. Они содержат взаимные права  и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Международные договоры классифицируют по различным основаниям:

  1. по кругу участников:

а) двусторонние;

б)многосторонние, которые подразделяются на:

- универсальные (общие)  договоры, в которых участвуют  или могут участвовать все  субъекты международного права,  объект таких договоров представляет  интерес для всех субъектов  международного права;

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"