Типичные случаи международного усыновления на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является глубокое и всестороннее исследование сущностной природы правоотношений по международному усыновлению и анализ его особенностей с учетом действующего законодательства Республики Беларусь.
Целевая направленность обусловила необходимость решения следующих задач:
определить систему международных документов, регулирующих вопросы международного усыновления;
рассмотреть правовое регулирование порядка осуществления международного усыновления в Республике Беларусь;
выявить роль Национального Центра усыновления Республики Беларусь в сфере международного усыновления.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarod_2.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

В отношении личного  закона могут применяться различные  комбинации: закон гражданства мужа, закон гражданства жены, закон общего гражданства. Аналогичная ситуация складывается и при использовании закона места жительства. Кроме перечисленных, в рассматриваемой области по-прежнему используются классические принципы: закон суда и закон «автономии воли»[16].

При усыновлении на территории РБ ребенка-гражданина иностранного государства не требуется соблюдения определенных статей СК РБ, как это необходимо, когда речь идет об усыновлении ребенка-гражданина РБ. В этой ситуации необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является. Также может потребоваться согласие на усыновление и самого усыновляемого в том случае, если это предусмотрено законодательством государства, гражданином которого он является[17].

 

1.4. Договоры  в области семейного права,  заключенные в рамках СНГ

 

Сотрудничество государств - членов СНГ в области семейного  права направлено на решение первостепенно  важных задач: создание условий, обеспечивающих сохранение международных семей, увеличение числа которых связано с распадом СССР и появлением новых иностранных граждан, ранее населявших территорию единого государства. Общность интересов бывших советских граждан, их историческое и социальное родство позволяют достаточно эффективно преодолевать коллизионные проблемы, создавая единообразные правила регулирования в области семейно-6рачных отношений. Эти правила создаются посредством унификации коллизионно-правовых норм.

В области семейного  права между государствами - членами  СНГ заключено много двусторонних соглашений, одной из сторон которых является Республика Беларусь. Наряду с двусторонними договорами вопросы семейного права получили закрепление в Конвенции стран СНГ 1993 г. В ней подробным образом регулируется компетентность учреждений государств-участников по делам об установлении или; отмене опеки и попечительства, порядок назначения опекуна (попечителя), условия передачи опеки или попечительства учреждением одного государства - учреждению другого (ст. 33-36). В связи с этим необходимо заметить, что указанные нормы, имеющие структуру коллизионных, не направлены на регулирование гражданских правоотношений в собственном смысле (т.е. отношений, имеющих имущественный характер), а опосредуют выбор права при совершении определенных процедурных мероприятий: например, порядок назначения опекуна. Вместе с тем эти нормы часто рассматривают как коллизионные. Это связано еще и с тем, что в гражданском законодательстве большинства государств (в том числе и в законодательстве РБ) наряду с нормами, регулирующими непосредственно имущественные отношения (или личные неимущественные), содержатся нормы, регламентирующие процедуру или порядок совершения определенных действий (в том числе и порядок назначения опекуна или, попечителя).

Несколько норм в Конвенции  стран СНГ 1993 Г. посвящено вопросам усыновления (ст. 37).

Как уже было сказано, основным принципом при выборе права, регулирующего усыновление или  его отмену, является закон гражданства  усыновителя. В данной Конвенции  закрепляются также положения выбора права в ситуациях, когда усыновитель  и усыновляемый имеют различное гражданство: для этого дополнительно необходимо соблюдать требования законодательства государства, гражданином которого является усыновляемый (например, получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, также согласие самого ребенка, если это вытекает из закона государства, гражданином которого является ребенок).

В случае, если супруги-усыновители  имеют различное гражданство (речь идет об усыновителях - гражданах государств - участников этой Конвенции), необходимо соблюдать условия законодательства гражданства обоих супругов (п. 4 Ст. 37).

Еще одним актом, содержащим нормы об усыновлении, заключенным  в рамках СНГ является Минская  Конвенция о правовой помощи и  правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.). Ст. 37 данной Конвенции посвящена усыновлению и его отмене.

В этой Конвенции опять  же действует принцип гражданства  усыновителя: усыновление или его отмена определяется по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 1. ст. 37). По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 4 ст. 37) 

Если один из супругов-усыновителей является гражданином одного государства-участника  Конвенции, а другой - гражданином  другого государства-участника, усыновление  или его отмена должны производиться  в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обоих государств. В такой ситуации по делам об усыновлении и отмене усыновления компетентно учреждение той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание(п. 4. ст. 37)

При усыновлении ребенка-гражданина другого государства-члена Конвенции  необходимо также получить согласие законного представителя и компетентного  государственного органа, а также  согласие ребенка, если это требуется  по законодательству государства, гражданином которого он является (п. 2 ст. 37).

 

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Республика Беларусь участвует в Конвенции ООН  о правах ребенка 1989 г., которая устанавливает основные принципы международного усыновления. 
 
Усыновление детей иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их на усыновление гражданам Республики Беларусь либо на усыновление их родственникам независимо от гражданства и места жительства этих родственников.  
 
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории иностранного государства, не являющимся родственниками детей, по истечении 6 месяцев со дня постановки этих детей на централизованный учет в республиканском банке данных об усыновлении детей Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь. 
 
Усыновление названными гражданами ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, на территории Республики Беларусь производится в соответствии с гл.13, ст.233 КоБС с учетом требований <Положения о порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над ними иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства> от 28.10.1999 г. ©1670. 
 
Процесс усыновления состоит из следующих этапов: 
 
1)      кандидаты в усыновители подают заявление о намерении усыновить ребенка в компетентный орган (организацию) государства их проживания с приложением всех необходимых документов; 
 
2)      компетентный орган (организация) государства их проживания рассматривает это заявление и направляет загранучреждению Республики Беларусь; 
 
3)      загранучреждение Республики Беларусь в государстве проживания кандидатов в усыновители подтверждает правильность оформления и легализации представленных документов и направляет их через Министерство иностранных дел Республики Беларусь Национальному центру усыновления в месячный срок; 
 
4)      Национальный центр усыновления после предварительного рассмотрения представленных документов проводит работу по подбору ребенка для усыновления или усыновлению конкретного ребенка, если он указан в заявлении кандидатов в усыновители, после чего сообщает сведения о кандидатах в усыновители и ребенке, предлагаемом им для усыновления, соответствующему управлению (отделу) местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющему функции по опеке и попечительству по месту проживания ребенка, который в свою очередь в месячный срок представляет Национальному центру усыновления обоснованное мнение о целесообразности (возможности) этого усыновления вместе с копиями установленных Положением документов; 
 
5)      Национальный центр усыновления направляет копии полученных документов и свое предложение об усыновлении конкретного ребенка компетентному органу (организации) государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители и кандидатам в усыновители для ознакомления и принятия решения об усыновлении данного ребенка в срок до 1 месяца; 
 
6)      о принятом решении по предложению об усыновлении конкретного ребенка компетентный орган (организация) государства проживания кандидатов в усыновители в месячный срок письменно извещает Национальный центр усыновления; 
 
7)      в случае согласия на усыновление предложенного ребенка кандидаты в усыновители в месячный срок направляют в Национальный центр усыновления заявление, адресованное областному суду по месту нахождения ребенка, а в городе Минске - Минскому городскому суду, об усыновлении данного ребенка; 
 
8)      после получения письменного согласия кандидатов в усыновители и компетентного органа (организации) государства проживания кандидатов в усыновители на усыновление предложенного ребенка Национальный центр усыновления готовит заключение о возможности усыновления, получает согласие Министерства образования на усыновление и направляет эти документы в соответствующий суд для рассмотрения и принятия решения; 
 
9)      на основании решения суда усыновление ребенка регистрируется в органе, регистрирующем акты гражданского состояния; 
 
10)  свидетельства об усыновлении и рождении усыновленного ребенка легализуются в Министерстве иностранных дел. 
 
Оформление выезда усыновленного ребенка за пределы Республики Беларусь производится в установленном законодательством порядке с обязательной выдачей ему паспорта гражданина Республики Беларусь, если усыновленный ребенок является гражданином Республики Беларусь. 
 
При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином и проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, и, если это требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, - согласие ребенка на усыновление. 
 
Усыновление на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Республики Беларусь, детей, являющихся гражданами Республики Беларусь и проживающих на территории Республики Беларусь, производится по заявлению этих граждан по месту проживания ребенка областным или Минским городским судом с соблюдением порядка, установленного гл.13 КоБС, при условии предоставления разрешения на усыновление компетентного органа страны проживания кандидата в усыновители, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь. Заявление подается через Национальный центр усыновления, который обязан в 15-дневный срок с момента поступления заявления направить его в установленном порядке в соответствующий суд. 
 
Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь и проживающего за пределами Республики Беларусь, а также ребенка, находящегося за пределами Республики Беларусь в связи с лечением или другими экстремальными жизненными ситуациями, проживающего у родственников, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители или на территории которого постоянно проживают кандидаты в усыновители - лица без гражданства или граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, признается действительным в Республике Беларусь при условии получения предварительного разрешения на усыновление Министерства образования, основанного на компетентном мнении органов опеки и попечительства по последнему месту жительства на территории Республики Беларусь. 
 
В анализируемом Положении нашли отражение принципы Конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, в которой участвует и Республика Беларусь. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО  ЦЕНТРА УСЫНОВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

 

Мы нередко встречаемся с  мнением, что усыновить ребенка  очень сложно. Думая так, люди имеют  в виду не специфические проблемы, которые приходится решать в семье, а саму процедуру усыновления. На самом деле, именно с появлением ребенка и начинается долгий путь создания (построения) семьи. С настоящими отношениями, в которых взрослые вырастают в родителей, а ребенок получает твердую опору для дальнейшей самостоятельности. С настоящей любовью и заботой, которые роднят не меньше, чем кровные узы.

История Национального  центра усыновления начинается с 1995 года, когда в Беларуси был принят Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995 - 2000 годы, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 150 от 19.04.1995 (далее – План). В разделе III данного документа «Защита прав детей, оставшихся без родительской опеки, детей с недостатками умственного или физического развития и детей, оказавшихся в других экстремальных ситуациях» предусматривалось открытие Национального центра усыновления, а в разделе II «Правовое обеспечение реализации Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» одним из мероприятий была названа подготовка  положения о Национальном центре усыновления.   

 Сама же идея  создания учреждения была реализована в 1997 году, когда в соответствии с Приказом Министра  образования  Республики  Беларусь «О создании Национального центра усыновления Республики Беларусь» № 112 от 3 марта 1997 года  было создано учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь». Однако днем основания Национального центра усыновления считается 8 сентября 1997 года – это был первый рабочий день специалистов Национального центра усыновления. Символично, что в православном календаре день 8 сентября – день святой великомученицы Натальи Византийской (Никомидийской), которая подает помощь в упрочении семьи.    

 Учреждение призвано  содействовать обеспечению приоритетного  права каждого ребенка, оставшегося  без попечения родителей, на  воспитание в семье.      

 Национальный центр  усыновления находится в подчинении  Министерства образования Республики Беларусь.    

 Учреждение осуществляет  свою деятельность в соответствии  с Конституцией Республики Беларусь, решениями Президента Республики  Беларусь, Правительства Республики  Беларусь, нормативными правовыми  актами Министерства образования Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и собственным Уставом.    

 Главными целями  деятельности учреждения является  обеспечение национального и  международного усыновления (удочерения) (далее - усыновление), установления международных опеки и  попечительства для реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жизнь и воспитание в семье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.    

 Так, за период  существования учреждения  постоянные семьи посредством усыновления обрело  порядка 10 000 детей.   

 Кроме того, в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь и Уставом Национальный  центр усыновления:  

  1. формирует республиканский банк данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведет учет кандидатов в усыновители и  усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, направленных на обучение за границу;
  3. осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь;
  4. несет ответственность Центрального органа за выполнение обязанностей по Конвенции по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления;
  5. изучает опыт, в том числе и международный, по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и распространяет его среди заинтересованных органов и организаций, в том числе через средства массовой информации;
  6. участвует в научно-исследовательской деятельности, связанной с семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей;
  7. участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  8. осуществляет в пределах компетенции информационное, методическое обеспечение органов управления  образованием, детских интернатных учреждений, социально-педагогических учреждений по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  9. взаимодействует в установленном законодательством порядке с органами управления образования по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  10. участвует в рассмотрении дел в суде об установлении международного усыновления, отмене международного усыновления.

Информация о работе Типичные случаи международного усыновления на территории Республики Беларусь