Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.
1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.
1.2 Классификация таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
2.1 Общая оценка таможенного дела в России
2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.
2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.
3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Российской Федерации 24 марта 2010г. на своем очередном заседании  рассмотрел вопрос  о проекте  основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013гг.

Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 гг. Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обуславливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики.

«Во-первых, возникает необходимость  обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднационального регулирования в рамках Таможенного  союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в  целом, так и каждой из стран-участниц. Это потребует внедрения соответствующих  правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа».

«Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы  продвижения позиции России в  Таможенном союзе, усилить обоснованность предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических  и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы  ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными  результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны».

 

«В-третьих, современные задачи российской экономики диктуют необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс».

 

«В процессе перехода к инновационной  экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации промышленной и структурной политики: необходимо повысить степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды».

 

«Одновременно настройка таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной  продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования  нормативно-правового регулирования  в сфере таможенного дела, упрощения  и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых  положениями и нормами ВТО».Предложение о снижении пошлин на новые импортные автомобили вошло в Основные направления таможенно-тарифной политики, которые рассматривались на бюджетной комиссии под руководством председателя правительства Владимира Путина.

"Основные направления одобрены  и в мае будут вынесены на  заседание правительства", - говорит  правительственный чиновник.

 

Автомобилестроение в документе  отнесено к категории частично конкурентоспособных  отраслей, но с потенциалом усиления позиций на внутреннем рынке. Тарифная политика будет направлена на стимулирование внутреннего производства и снижение доли импорта в потреблении, говорится  в документе, поэтому пошлина  на импортные машины в 2010 году снижена  не будет. Но мера эта временная. Пошлины  на новые импортные автомобили могут  быть понижены по мере того, как импорт будет вытесняться, предлагает Минэкономразвития, а вот на подержанные автомобили высокие ставки должны сохраниться. "Нельзя делать российский рынок  свалкой для иностранных авто старше пяти лет", - говорит чиновник правительства. Фраза о снижении пошлин условная, непонятно, как будет  развиваться кризис, но открытый авторынок остается в списке долгосрочных приоритетов. В период кризиса вопрос о снижении пошлин на иномарки не ставится, подтверждает представитель правительства Дмитрий Песков.

Первые итоги принятых правительством мер по поддержанию автопрома будут подводиться в июле, продолжает начальник департамента Минэкономразвития Алексей Лихачев, промежуточные данные вселяют оптимизм - возрос объем продаж российских моделей: например, Lada Priora - на 5%.

Повышение пошлин вызвало рост цен  на импортные автомобили Toyota и снижение продаж, не подорожала только Camry, которую собирают в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый квартал продажи всех моделей Toyota упали на 46%, а Camry - выросли на 58%. Если сейчас государство объявит, что через несколько лет пошлины на иномарки снизятся, это будет стимулом для "АвтоВАЗа" к созданию конкурентоспособного продукта, размышляет руководитель направления марки Lada "Автомира" Роман Кураков. По его наблюдениям, дилеры еще не успели распродать импортные автомобили по ценам 2008 года, но, когда они кончатся, спрос на отечественные автомобили вырастет.

 

3.2  Мероприятия  по  совершенствованию системы таможенно-тарифного  контроля

На своем сайте ФТС России недавно опубликовал проект федерального закона «О таможенном регулировании  в Российской Федерации», с 1 июля он заменит действующий Таможенный кодекс РФ. В ряд средств массовой информации уже давалась оценка некоторым  положениям предложенного ФТС России законопроекта. Сейчас этот документ проходит экспертизу на коррупционность и  вскоре будет направлен на рассмотрение в правительство.

Как пояснили в ФТС России, отдельный  российский закон понадобился, чтобы  не только привести национальное законодательство в соответствие с единым Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), но и отрегулировать те сферы деятельности и особенности, которые общесоюзным  кодексом не охвачены. При этом и  другие государства - члены Таможенного  союза, Беларусь и Казахстан, - также  будут иметь национальные таможенные законодательства. В процессе "притирки" правовые различия будут постепенно стираться.

Документ отражает действующие  на данный момент в ТК РФ положения  о системе таможенных органов  РФ, порядке применения оружия, основных принципах перемещения товаров  и транспортных средств. В нем  также представлены изменения, которые  вскоре вступят в силу. В частности, предполагается, что вся деятельность юридических лиц, связанная с  таможней, будет допускаться лишь в случае включения их в реестр таможенных представителей (ранее брокеров), таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов или владельцев магазинов беспошлинной торговли. Вести  эти реестры будет ФТС России. За включение в них плата взиматься  не будет, а документы для включения  должны рассматриваться не более 30 дней. При этом юридическое лицо может быть исключено как на основаниях, предусмотренных ТК ТС, так и на основании закона "О таможенном регулировании". Стоит отметить, что документ не содержит четких указаний, на основании соответствия каким  требованиям юридическое лицо может  быть включено в реестр или удалено  из него.

Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении  деятельности в качестве владельца  СВХ закрытого типа не может быть менее 2,5 млн рублей, аналогичная сумма установлена для владельцев магазина беспошлинной торговли. Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин для таможенных представителей в проекте не указан. Главный вопрос участников российского рынка - будет ли введен подобный обеспечительный взнос у коллег по Таможенному союзу. Если нет или сумма окажется меньше, то это поставит российский бизнес в заведомо невыгодные условия по отношению к соседям-конкурентам.

Для обеспечения возможности учета  товаров, перемещаемых между государствами - членами Таможенного союза, предлагается ввести специальную статистическую декларацию. В нее не будут входить товары, перемещаемые для личного пользования физическими лицами и теми категориями лиц, которые пользуются дипломатическими и иными преимуществами и привилегиями, а также - дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами, международными организациями государств - членов Таможенного союза и их персоналом, и товары, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Надо сказать, что порядок подачи декларации, перечень сведений, которые должны быть в ней указаны, и другие нюансы в законопроекте не написаны. К слову, создание единого Таможенного кодекса было одобрено еще осенью прошлого года, и уже тогда эксперты обратили внимание на ряд проблем, с которыми неизбежно придется столкнуться. Так, у ряда отечественных производителей могут возникнуть сложности при сбыте продукции в связи с появлением на рынке более дешевых товаров из стран - соседей по союзу. Еще одна проблема - валюта для единых расчетов. С одной стороны, понятно, что ею лучше сделать рубль. Однако приведение к единым рублевым стандартам потребует огромных денег, которых на данный момент нет.

В законодательство вводится новое  понятие - "уполномоченный экономический  оператор". Это лицо, которое ведет  активную торговую деятельность, является крупным налогоплательщиком и готово внести 1 млн евро в обеспечение уплаты таможенных платежей. Компания должна иметь склады для хранения товаров, которые бы удовлетворяли требования таможенников. Идея ввести такую группу должна упростить для компаний процедуры таможенного администрирования, но при этом организаций, которые бы соответствовали требованиям ФТС России, как отмечают эксперты, не так много. Они также отмечают, что законопроект максимально приближен к кодексу Таможенного союза, в котором много сырых норм. В законопроекте прописаны и права российских таможенных органов. Так, в случае правонарушений могут принимать меры, предусмотренные не только законодательством Таможенного союза, но и новым российским федеральным таможенным законом, Кодексом об административных правонарушениях. В отдельной главе оговариваются и права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары под таможенным контролем. Российские таможенники смогут самостоятельно останавливать грузовики, фуры исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы. Причем не более чем на 2 часа. В других местах остановка таких автомобилей должны будет проходить совместно с ГИБДД.

Корректировать конечную таможенную стоимость ввозимых товаров таможенники  предполагают во взаимодействии (консультирование) с предпринимателями. Эта норма  законопроекта уже воодушевила  многие отраслевые союзы, которые сегодня  конфликтуют с ФТС России в  споре за истину по вопросу того, какова конечная таможенная стоимость  импортных кожаных ботинок, мясных туш или куриных окорочков. Предусмотрена также возможность применения новых технологий уплаты таможенных платежей с помощью платежных карт.

Согласно положениям закона, банки  и другие кредитные организации  обязаны представлять по запросу  таможенного органа документы и  сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций. Как  уверяют в ФТС России, это необходимо для проведения таможенной проверки. Стоит отметить, что действующее  законодательство не предполагает такую  обязанность для банков. Однако согласно проекту ТК ТС, который также вступит  в силу с 1 июля, аналогичная норма  должна появиться в статье 134. По мнению ФТС России, нежелание банков предоставлять сведения, содержащие банковскую тайну, является необоснованным, так как "таможенные органы запрашивают  у уполномоченных банков копии документов, относящихся к уже имеющейся  у таможенных органов банковской информации".

(Ранее вопрос о банковской  тайне поднимался в Федеральной  налоговой службе (ФНС). Впервые это пожелание Михаил Мокрецов сформулировал в письме Владимиру Путину в марте 2009 года. Тогда идею поддержал Минфин, но раскритиковал ЦБ РФ, не желающий допускать налоговиков к банковской тайне.)

Своим мнением по поводу упомянутого  законопроекта c редакцией "ТН" поделился генеральный директор юридической компании "Касто" Игорь Петров. Он, в частности, обратил внимание, что при помощи положений пункта 2 статьи 18 таможенная служба планирует защищать таможенную символику. Если документ примут в таком виде, то в России будет запрещено использование физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также юридическим лицами, за исключением указанных в статье 38 (учреждения и государственные унитарные предприятия таможенных органов), а также лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в любой форме таможенной символики (рисунки флага и эмблемы таможенных органов, вымпелы морских и речных судов таможенных органов, а также наименования таможенных органов, в том числе словесных обозначений "таможенный" и их комбинаций). Поэтому уже вскоре в РФ наименования организаций, печатных изданий, рекламные объявления (таможенный адвокат, брокер и т. д.) и все, что в той или иной степени связано с использованием термина "таможенный", может оказаться под запретом.

В соответствии с положениями статьи 59 предусматривается возможность  приостановления и возобновления  деятельности юридических лиц, включенных в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного  дела. Случаи и порядок приостановления  и возобновления деятельности таких  лиц будут определяться федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Здесь  необходимо отметить, помимо некорректности формулировки (речь могла бы идти о  приостановлении деятельности в  качестве лица, включенного в реестр, а не просто о приостановлении  деятельности), что ни действующий  ТК РФ, ни ТК ТС не предусматривают возможности  подобного приостановления деятельности. Таким образом, ФТС России наделяется полномочиями, объем которых сама себе и определит.

В статье 96 проекта говорится о  статистическом декларировании. Говорится, что для формирования данных таможенной статистики грузоотправитель или грузополучатель  должны будут представлять в ФТС  России статистическую декларацию (в  том числе в электронной форме) на товары Таможенного союза, а также  товары, условно выпущенные в государствах - членах Таможенного союза, перемещаемые через государственную границу  Российской Федерации. Служба также  будет определять порядок подачи статистической декларации, перечень сведений, подлежащих указанию в статистической декларации, и форму статистической декларации, которую нужно будет  подать не позднее 5 рабочих дней со дня отгрузки товаров либо их получения. Игорь Петров уточнил, что ТК ТС не предусматривает такого декларирования и оно, безусловно, повлечет дополнительные издержки участников ВЭД. Хотя речь о  перемещении товаров через таможенную границу не идет, в данном вопросе  ФТС России передаются значительные полномочия по регулированию внешней  торговли.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности