Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.
1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.
1.2 Классификация таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
2.1 Общая оценка таможенного дела в России
2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.
2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.
3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе относятся государства  с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся  Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а  также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании  внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных  организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся  страны, в частности Всемирная  торговая организация, Конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая  комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая  объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение  принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение  в общих интересах торговых процедур и документов.

1.2 Классификация таможенных  пошлин

Существует следующая классификация  таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба  названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу  и применяются обычно при обложении  товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что  они поддерживают одинаковый уровень  защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина  составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета  составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета  возрастут до 60 долларов, при падении  цены товара до 100 долларов Ї сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают  необходимость таможенной оценки стоимости  товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и  прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью  оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются  на стандартизованные товары и имеют  неоспоримое преимущество, поскольку  просты в администрировании и  в большинстве случаев не оставляют  свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью  специфических пошлин сильно зависит  от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно  сильнее ограничивает импорт автомобилей  ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка  с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время  экономического спада и падения  импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются  на импортные товары при выпуске  их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются  на экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко  отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных  цен мирового рынка на отдельные  товары, и имеют целью сократить  экспорт и пополнить бюджет;

в) транзитные - пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. Ї М., 1997.

По характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько  месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые -- пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке в чисто защитных целях  от попыток недобросовестной конкуренции  со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений  положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования  проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются  возможные объяснения возникшей  ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к  которому прибегают страны, когда  все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании  односторонних решений органов  государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего  или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система  преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции  из развивающихся стран. Россия, как  и многие другие страны, с импорта  из развивающихся стран не взимает  таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены  органами государственной власти и  не могут изменяться в зависимости  от обстоятельств. Подавляющее большинство  стран мира имеет тарифы с постоянными  ставками;

б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных  органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых  или внутренних цен, уровня государственных  субсидий). Такие тарифы Ї довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные  в таможенном тарифе. Они могут  дать только самое общее представление  об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или  экспорт;

б) эффективные - реальный уровень  таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 В связи со значимостью  финансовой деятельности таможенных  органов РФ необходимо также  уяснить и правовую природу  таможенной пошлины. Под таможенной  пошлиной понимается платеж, взимаемый  таможенными органами при ввозе  на таможенную территорию России  или вывозе товаров с этой  территории и являющейся неотъемлемым  условием такого ввоза или  вывоза. Вопрос о юридической  природе данного платежа до  настоящего времени остается  открытым. Воззрения ученых, занимающихся  этой проблематикой, дифференцируются  на два вида: одни считают, что  таможенная пошлина - есть налог,  а другие  приравнивают ее к  сбору. Наиболее предпочтительной  представляется точка зрения, в  соответствии с которой таможенная  пошлина в налоговой системе  занимает особое место. Законодатель  не выделяет ее в самостоятельный  вид, не относя ни к налогам,  ни к сборам. При выяснении  правовой природы таможенной  пошлины нужно исходить из  ее специфики, состоящей в объединении  признаков, как налога, так и  сбора. Выявим ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное  право на свободу предпринимательской  деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через  таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через  таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина в  отличие от налога не обладает признаком  регулярности, так как обязанность  ее уплаты возникает лишь при необходимости  для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины  обеспечивается принудительной силой  государства.

В условиях рыночной экономики и  либерализации ВЭД таможенные пошлины  стали важнейшим регулятором  международных экономических отношений. С помощью таможенных пошлин государство  может поощрять ввоз или вывоз  соответствующих товаров или  ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных  товаропроизводителей и сходные  товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в  русло общегосударственных, национальных интересов.

Пошлина относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными  и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских  свойств и качества товаров и  т.п.

При определении ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки. В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

Такая дифференциация таможенных пошлин требовала ее научного обоснования, изучения объективных факторов, определяющих эту дифференциацию.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

При специализации национального  производства одна и та же страна может  иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ  по другим выдам продукции. Она будет  экспортировать продукцию, соответствующую  ее производственной специализации, и  завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или  иным причинам экономически нецелесообразно.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности