Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.
1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.
1.2 Классификация таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
2.1 Общая оценка таможенного дела в России
2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.
2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.
3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Новым этапом в развитии сотрудничества ФТС России в рамках ЕврАзЭС послужило присоединение в 2006 году к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества Республики Узбекистан. Возникла необходимость оказания всемерного содействия таможенной службе Узбекистана в скорейшей интеграции в существующую систему таможенных правоотношений государств - членов ЕврАзЭС, что потребовало разработки, согласования и проведения внутригосударственных процедур по целому ряду международных правовых актов. С 2007 года таможенная служба Республики Узбекистан является членом СРТС при ИК ЕврАзЭС.

Перспективным направлением практической деятельности ФТС России в Евразийском  регионе является содействие в развитии Евразийских транспортных коридоров, в первую очередь в рамках пилотного проекта ЕврАзЭС по ускоренному пропуску контейнерных поездов по маршрутам Урумчи - Брест и Урумчи - Москва на основе современных информационных технологий.

В силу политических, экономических  и географических причин приоритетным направлением таможенного сотрудничества на пространстве СНГ остается сотрудничество в формате Союзного государства  России и Белоруссии.

Совместным органом, вырабатывающим политику и принимающим решения, направленные на углубление интеграционных процессов в таможенной сфере, является коллегия Таможенного комитета Союзного государства. ФТС России выполняет  функции Секретариата Таможенного  комитета.

Основными направлениями деятельности Таможенного комитета Союзного государства  является унификация таможенного законодательства в условиях отсутствия таможенного  контроля на российско-белорусской  границе в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации  или из Республики Беларусь, обеспечение  эффективного таможенного контроля в отношении товаров из третьих  стран.

Таможенными службами Союзного государства  ведется совместная работа по обеспечению  свободного перемещения товаров  и транспортных средств через  территорию государств - участников Договора о создании Союзного государства  при соблюдении их таможенных законодательств.

Следует отметить тесное взаимодействие таможенных служб двух государств при разработке и реализации союзных программ по первоочередному развитию таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь и по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

В заключение хотел бы отметить, что  в условиях быстро развивающейся  мировой торговли возрастает роль международного сотрудничества в таможенной сфере  на пространстве СНГ. Оно должно быть прежде всего направлено на ускорение товарооборота во внешней торговле в интересах экономического развития государств – участников СНГ и одновременно обеспечивать взаимодействие таможенных служб в решении вопросов, связанных с предотвращением и пресечением таможенных правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через границы.

На этой платформе ФТС России предстоит и в дальнейшем развивать  международное таможенное сотрудничество со странами СНГ, внося свою лепту  в решение стратегических задач, которые поставлены руководством государства  во внешнеэкономической сфере и  по вопросам экономической безопасности России.

2.4 Единый таможенный  союз: Россия, Казахстан, Белорусия

27 ноября 2009, президенты Белоруссии, России и Казахстана подписали пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза.

Создание Таможенного союза  Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15% к  ВВП стран-участниц к 2015 году, считает спикер Госдумы РФ Борис Грызлов. Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. Первый этап работы Таможенного союза начался 1 января - вступил в силу единый таможенный тариф.

Главы правительств Белоруссии, Казахстана и России 21 мая в Москве окончательно решат вопрос с распределением таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Вопрос о распределении таможенных пошлин в рамках Таможенного союза  до последнего времени оставался  нерешенным. Пошлины между бюджетами  России, Белоруссии и Казахстана предлагалось распределять в пропорции 86,5%, 5,0% и 8,5% соответственно. Однако, по некоторым  данным, Минск хотел увеличить  свою долю на 0,3%.

"Принципиальное согласие достигнуто  в вопросах расщепления таможенных  пошлин между тремя странами, 21 мая у меня будет встреча  с руководителями правительств  России и Белоруссии в Москве, где этот вопрос окончательно  будет закреплен и вынесен  на рассмотрение глав государств", - сказал Масимов, выступая на пленарном заседании сената (верхняя палата парламента страны).

Глава правительства Казахстана подчеркнул при этом, что "принципиальные вопросы  между тремя странами решены".

В начале марта первый вице-премьер  РФ Игорь Шувалов сообщил, что  стороны договорились "по очень  сложным вопросам распределения  денежных средств" от импортных пошлин и о "способах начисления денежных средств в национальные счета". Однако точных цифр он не назвал.

Вопрос распределения таможенных платежей между странами-участницами  Таможенного союза - один из самых  сложных. Россия "как самый емкий  рынок" рассчитывала на большую часть  поступлений - до 90% от взимаемых импортных  пошлин. Что касается экспортных пошлин, то у Казахстана и Белоруссии их мало, а Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются  вывозные пошлины. Механизм распределения  таможенных платежей должен быть утвержден  до 1 июля 2010 года.

 Главами трех государств принят Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС), который с 01 июля 2010 года станет главным законодательным актом, которым будут руководствоваться при совершении внешнеторговых операций участники ВЭД.

Вместе с Таможенным кодексом таможенного союза 01 июля 2010 года вступили в силу:

□ Соглашения о порядке декларирования таможенной стоимости товаров и  о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза

□ Пакет документов, регламентирующих порядок применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, особенности  и порядок обращения продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории таможенного союза

□ Соглашение о принципах взимания косвенных налогов и протокол о порядке взимания косвенных  налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе

По словам Грызлова, старт реальной работы Таможенного союза в 2010 году - самый зримый и реальный шаг  на пути интеграции трех стран.

"Мы убеждены: она выгодна  и России, и ее партнерам", - сказал он. "Планируемое устранение "внутренних экономических границ" между нашими государствами, свободное  движение товаров существенно  облегчит создание кооперационных  цепочек. Вырастет конкуренция,  а значит, - и качество продукции,  и востребованность инноваций", - сказал Грызлов.

По его словам, появление Таможенного  союза - единого рынка со 170 миллионами потребителей - будет напрямую стимулировать  инвестиции в создание новых и  модернизацию существующих производств.

"По оценкам специалистов, все  это способно дать нашим странам  весьма ощутимый эффект: дополнительный  прирост ВВП к 2015 году составит 14-15%. Это триллионы рублей", - сказал  Грызлов.

Кроме того, он указал на то, что создание Таможенного союза - это шаг на пути к еще более амбициозной цели - формированию Единого экономического пространства.

"Разумеется, предстоит решить  много проблем. Речь, в частности,  идет об укреплении и обустройстве "внешних экономических рубежей"  союза", - сказал Грызлов.

"Тем не менее, уже сегодня  мы видим значительный интерес  к нашему объединению со стороны  ряда государств СНГ", - сказал  он.

Присоединение по мере готовности к  Таможенному союзу этих стран - это  процесс, который можно только приветствовать, добавил Грызлов.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного  союза, а также план действий по его  созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Белоруссии, России и Казахстана. Для  обеспечения условий функционирования и развития союза был создан наднациональный  регулирующий постоянно действующий  орган - Комиссия Таможенного союза.

Белоруссия, Россия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 миллионов человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. В настоящее время у России насчитывается около 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.

Так же с июля 2010 года в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана будет существовать единая таможенная территория, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, открывая саммит ЕврАзЭС.

«С июля следующего года в составе  «тройки» мы выйдем на единую таможенную территорию», - сказал белорусский лидер.

Президент РФ сообщил, что обсуждает  с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым возможность присоединения этой страны к Таможенному союзу.

В свою очередь Бакиев заметил, что если к Таможенному союзу присоединятся другие государства ЕврАзЭС, "то можно получить огромный рынок, огромную территорию, и в условиях кризиса, который может быть, такое пространство будет очень экономически устойчивым и будет способствовать развитию экономик всех государств, которые в него входят".

 

ГЛАВА 3: Мероприятия по совершенствованию таможенно-тарифного  регулирования.

 

3.1 Основные направления  Таможенно-тарифной политики России на перспективу.

«Основные направления таможенно-тарифной политики на перспективу до 2012 г.» был утвержден членами кабинета министров в 2009 г 11 июня. Проект документа был подготовлен уже «с учетом новых реалий, то есть исходя из того, что с 1 января 2010 года будет действовать единый Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана». Что логично, но не вполне понятно, так как в этом документе изложены исключительно российский взгляд на будущее таможенно-тарифной политики - без согласования с казахами и белорусами.

 

После заявления премьеров трех стран о прекращении переговоров  по вступлению во Всемирную торговую организацию в прежнем формате  и желании возобновить их в  виде уже единого Таможенного  союза рассматривать любую национальную таможенно-тарифную политику вне этого контекста уже невозможно. Тем более что Россия уже инициировала процесс «развода». Министерство экономического развития проинформировало руководство ВТО о намерениях тройственного союза. Источник в кабинете министров так прокомментировал одному из корреспондентов реакцию партнеров по переговорам: «Отнеслись с пониманием. Не откажутся ли дальше сотрудничать? Не думаю, ведь ВТО всегда подчеркивала, что она не политическая организация, а экономическая. Рассчитываем на прагматизм. А если честно, то я бы на их месте взял бы нас и принял всех скопом в начале будущего года к себе, без придирок и долгой дороги в 15 лет. Мы же, Россия, с ними все согласовали, речь уже давно шла о «знаках препинания», о каких-то неведомых закорючках».

 

Оптимизм правительственных чиновников в отношении принятых решений  о Таможенном союзе, едином таможенном тарифе и реакции на все это  со стороны ВТО не вызывает ответного  чувства. С кем ВТО прекращает переговоры, известно - это Россия, Белоруссия и Казахстан. А с кем начинает? С неким пока виртуальным Таможенным союзом, правила существования которого не ясны никому.

По мнению того же источника, безусловно, речь идет о передаче части функций  суверенных таможен наднациональному органу. Останутся ли к 1 июля 2011 года у каждой из трех стран свои таможни  или будет единая, сейчас тоже не берется сказать никто. Будут  ли ограничения внутри союза? Очевидно, что будут «по чувствительным группам товаров». Однако никто из российских чиновников не спешит называть эти «чувствительные товары», ссылаясь на то, что их очень сложно сразу  выделить из номенклатуры в 11 тыс. наименований. Хотя уже сейчас ясно, что среди  «чувствительных» будут тарифы на газ, автомобили, продукцию сельского  хозяйства. Что касается последней  номенклатурной группы, по словам правительственного чиновника, Россия пересмотрит тарифы, судя по всему, сразу после окончательного оформления отказа от прежнего формата  переговоров с ВТО.

 

Внутри «Основных направлений  таможенно-тарифной политики» нет четких ответов по поводу будущего Таможенного союза, зато есть кризисный прогноз (автор - Минэкономразвития). Он состоит из двух этапов. Первый - к концу 2010 года предполагается постепенный переход от острой фазы кризиса к стадии смягчения. И выход на второй, восстановительный этап - он запланирован на 2011--2012 годы и предусматривает поступательное движение от восстановления экономики к росту. В таможенно-тарифном преломлении это звучит как отказ от слишком активного протекционизма и соблюдение баланса между защитными и стимулирующими мерами во внешней торговле.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности