Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что международное частное право неразрывно связано с расширением торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Важную роль в правовом регулировании этого сотрудничества призваны играть нормы международного частного права, значение которого возрастает по мере углубления международных хозяйственных связей, развития новых организационных форм в различных областях международного делового сотрудничества. Свидетельством этого служит, прежде всего интеграция хозяйственной жизни.

Содержание

Введение стр. 3 -4.
Глава 1. Правовые основы морских транспортных операций стр. 5 – 15.
1.1. Правовой режим морской транспортной среды стр. 5 – 7.
1.2. Правовое регулирование перевозок грузов морем стр. 7-15.
Глава 2. Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации стр. 16 – 31.
2.1. Участие России в международных договорах по морскому праву стр. 16 - 28.
2.2. Нормы международного права в кодексе торгового мореплавания РФ стр. 29 - 31.
Заключение стр. 32 – 34.
Список использованной литературы стр. 35 – 37.

Вложенные файлы: 1 файл

МЧП Курсовая.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)

- создание  для российских перевозчиков  благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают;

- создание  для отечественных международных  перевозчиков не менее благоприятных  режимов при выполнении таможенных  и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;

- создание  условий для приобретения российскими  перевозчиками современной транспортной  техники, соответствующей требованиям,  предъявляемым к ней при работе на международных рынках и обеспечивающим конкурентоспособность услуг отечественных операторов;

- разработка  механизмов оперативного принятия  ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;

- повышение  эффективности механизмов национального  регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;

- проведение  согласованной активной политики  в международных организациях, осуществляющих  допуск на международные рынки  транспортных услуг;

- разработка  и реализация мер, стимулирующих  отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков.

Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной  точкой роста экономики.

Для повышения  уровня реализации транспортного потенциала Российской Федерации необходимы:

- участие  России в разработке общей  стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;

- активная  государственная поддержка транзитных  проектов России на международной  арене, формирование выгодных  для России международных альянсов;

- содействие  реализации инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок;

- дальнейшее  развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры  транзитных перевозок в целях  ускорения доставки транзитных  грузов, обеспечения гарантий их  сохранности, общего повышения качества сервиса;

- техническая  модернизация и совершенствование  экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство России;

- стимулирование  создания российских мультимодальных  транзитных операторов;

- разработка  экономических механизмов привлечения  субъектов Российской Федерации  и частных инвесторов к реализации  проектов, направленных на использование транзитного потенциала;

- разработка  при участии субъектов Российской  Федерации проектов создания  и развития транзитных коридоров,  дополняющих базовые международные транспортные коридоры.

 

 

2.2 Нормы международного  права в кодексе торгового  мореплавания РФ.

В самом  деле, несмотря на то, что Советский  Союз не был участником Конвенции  о коносаменте 1924 г., ее положения  составили основу гл. VIII «Договор морской  перевозки груза» КТМ СССР 1968 г. Соответствующая  гл. КТМ РФ опирается на правила  как самой Конвенции о коносаменте 1924 г., так и последующих (1968 г. и 1979 г.) протоколов о ее изменении.

Установленные гл. IX «Договор морской перевозки  пассажира» КТМ РФ правила об ответственности  перевозчика за вред, причиненный  жизни или здоровью пассажира, и  об ограничении такой ответственности  применяются при перевозке пассажира в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации. Если же перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гражданского законодательства России.

Правила гл. IX Кодекса об ответственности  перевозчика за утрату или повреждение  багажа и об ограничении такой  ответственности не применяются при его перевозке в каботаже. При перевозке багажа в каботаже ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа либо за просрочку его выдачи определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Заключительная  глава КТМ РФ (XXV) объединила нормы  о применимом праве.

Заголовки ст. 414-426 КТМ РФ, закрепивших такие  нормы, обозначают в общем виде сферу  их действия: 1) право собственности  и другие вещные права на судно; 2) правовое положение членов экипажа  судна; 3) права на затонувшее имущество; 4) отношения, возникающие из договоров, заключаемых в области торгового мореплавания; 5) общая авария; 6) отношения, возникающие из столкновения судов;

7) отношения,  возникающие из причинения ущерба  от загрязнения с судов нефтью; 8) отношения, возникающие из причинения  ущерба в связи с морской  перевозкой опасных и вредных  веществ; 9) отношения, возникающие из спасания судна и иного имущества; 10) морской залог на судно;

11) ипотека  судна или строящегося судна; 12) пределы ответственности судовладельца.

Конструкция ст. 418 Кодекса, посвященной определению  права, применимого к отношениям, возникающим из договоров в области торгового мореплавания, близка к конструкции ст. 166 Основ ГЗ 1991 г. («Обязательства по внешнеэкономическим сделкам»)17. Отношения, возникающие из договора морской перевозки груза, договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, договора морского страхования, тайм-чартера и бербоут-чартера, регулируются законом государства, предусмотренным соглашением сторон, из договора морской перевозки пассажира — законом государства, указанным в билете пассажира. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договоров, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся: перевозчиком — в договоре морской перевозки; судовладельцем в договоре морского агентирования, тайм-чартере и бербоут- чартере; владельцем буксирующего судна — в договоре буксировки; доверителем — в договоре морского посредничества; страховщиком — в договоре морского страхования.

Из ст. 414 КТМ РФ следует, что наличие  соглашения сторон договора о применимом праве не может повлечь устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.

Обычаи  торгового мореплавания — будь то обычаи морских портов или обычаи, становление которых связано  с обращением к разрабатываемым  международными неправительственными организациями сводом правил и иному  инструментарию «негосударственного  регулирования», давно и прочно утвердились в качестве источника права, включая международное частное право. Так, К. Шмиттгофф писал: «Коносамент является детищем торгового обычая, типичным инструментом международной торговли. Он стал применяться в XVI веке»18 (об обычае как источнике международного частного права см. гл. 2). КТМ РФ в ст. 285 прямо отсылает к Йорк-Антверпенским правилам об общей аварии и другим международным обычаям торгового мореплавания, а в ст. 414 называет признаваемые в России обычаи торгового мореплавания в составе источников, определяющих применимое право.

Широко  распространены проформы чартеров, определяющих условия морской перевозки различных  видов грузов (проформы разрабатываются  как национальными объединениями  судовладельцев, так и международными морскими организациями).

 

Заключение.

 

Действующие в области торгового мореплавания нормы международного частного права образуют одну из его наиболее развитых подсистем. В юридической литературе, исследующей проблемы торгового мореплавания, эта подсистема нередко обозначается как "международное частное морское право".

"Срез" нормативных предписаний международного  частного морского права обнаруживает  много общего со структурой  международного частного права  в целом. Они также включают  нормы "прямого" действия  и коллизионные нормы, закрепляемые в национальном законодательстве, материально-правовые и коллизионные нормы международных договоров, обычаи19.

Отношения, опосредуемые договорами перевозки  пассажиров, багажа и грузов, образуют одну из сфер, охватываемых понятием "торговое мореплавание". Другие сферы включают отношения по осуществлению вещных прав на морские суда, отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, общая и частная авария, столкновение судов, спасание на море и др.).

Заметной  особенностью регулирования этих разнообразных  отношений в последние годы является расширение круга многосторонних соглашений, предусматривающих унифицированные  материально-правовые и коллизионные нормы, позволяющие решать на единообразной основе сложные вопросы торгового мореплавания. Предметом унификации являются, к примеру, правила о перевозке пассажиров, груза и багажа, об ограничении ответственности судовладельца, об ответственности за загрязнение нефтью, о последствиях столкновения судов и других инцидентов, осложняющих плавание, о спасании, о гражданской ответственности в области морской перевозки ядерных материалов и некоторые другие правила.

В целом  ряде таких многосторонних соглашений Российская Федерация не участвует. В немалой степени это объясняется включением в них положений, в той или .иной мере отражающих неизвестные России правила других правовых систем. Вместе с тем в связи с разработкой российского Кодекса торгового мореплавания должен быть, очевидно, рассмотрен вопрос о возможности присоединения России к приемлемым для нее многосторонним международным соглашениям. К международным договорам такого рода могут быть отнесены, в частности: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952 г.; Международная конвенция о спасании 1989 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г.; Протокол 1996 г. об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.; Протокол 1979 г. об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., измененной Протоколом 1968 г.

Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. была ратифицирована Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.20 Определяя всеобъемлющий режим в области морского права, Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации и др.).

В соответствии со ст. 784 ГК РФ транспортные уставы и  кодексы должны быть приняты в  форме федеральных законов. В  силу вводных законов к частям первой и второй Гражданского кодекса РФ впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с этим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории России в пределах и в порядке, предусмотренных российским законодательством, применяются постольку, поскольку они не противоречат этим частям кодекса. Изданные до введения в действие частей первой и второй Гражданского кодекса РФ нормативные акты Правительства РФ и применяемые на территории России постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно этим частям Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения соответствующих законов.

Итак, Российская Федерация участвует в многосторонних и двусторонних международных договорах, регулирующих международные перевозки пассажиров, багажа и грузов, а также в международных транспортных организациях. Это отвечает задаче повышения эффективности перевозок в международном сообщении, осуществляемом российскими перевозчиками, является необходимым условием международного общения, способствует становлению и развитию международных связей.

В результате присоединения России к наиболее авторитетным международно-правовым документам начался процесс усовершенствования действующего законодательства по многим отраслям права, в том числе и в морском праве. Вступил в действие Кодекс торгового мореплавания 1 мая 1999 г.21, в основе которого в ряде глав заложены как бы его несущие стержневые конструкции международных договоров.

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.//СПС Консультант Плюс.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая - от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 18.07.2009 № 181-ФЗ). Часть вторая - от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (с изм. от 15.07.2009 № 13-П). Часть третья- от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 № 105-ФЗ) .//СПС Консультант Плюс.
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ. .//СПС Консультант Плюс.
  4. Закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года №101-ФЗ. .//СПС Консультант Плюс.
  5. Приказ Росморречфлота от 13 апреля 2005 № 11 «Об утверждении устава федерального государственного учреждения «Служба морской безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 № 643) .//СПС Консультант Плюс.
  6. Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года» .//СПС Консультант Плюс
  7. Алексеев С.С. Теория права. М.. 1995.
  8. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.
  9. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1994.
  10. Белов А. Обеспечение договорных обязательств по внешнеэкономической деятельности предприятий // Хозяйство и право. 1991. N2.
  11. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, которая была принята под эгидой Международного Морского Комитета в 1924 г. ( Гаагские правила), вступила в силу 2 июня 1931 г.
  12. Вилкова Н. Г. Методы унификации права международных коммерческих контрактов // Государство и право. 1998, № 7.
  13. Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. //Сб. нормативных документов. М.: Манускрипт, 1997.
  14. Галенская Л.Н. Действие общих принципов международного частного права в сфере международного частного права // Международное частное право. 1995, № 4.
  15. Гуреев С.А. Коллизионные проблемы морского права. М.: Международные отношения, 1972.
  16. Действующее международное право. В 3-х т. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997.
  17. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999.
  18. Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983.
  19. Иванов Г. Г., Маковский А.Л. Международное частное морское право. Л.: Судостроение, 1984.
  20. Конвенции о коносаменте 1924 г «Гамбургские правила» (вступившая в силу в ноябре 1992 г.)
  21. Конвенция ООН о морской перевозке грузов. Принята в 1978 г. в Гамбурге (она известна также как Международная конвенция о спасании 1989 г.;
  22. Лунц Л.А.Международное частное право. М., 1997.
  23. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право: Учебник. М., 1999.
  24. Львова М.Н. О разработке унифицированных правил для морских накладных в рамках Международного морского комитета (ММК) // Международное частное право в документах: Сборник нормативных документов /Составитель Н. Ю. Ерпылева. М., 1994.
  25. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1998.
  26. Маковский А.Л. Международные договоры об унификации морского права. ТПП СССР. Секция торгового мореплавания и морского права. М., 1983.
  27. Маковский А.Л. Унификация морского права и понятие международного частного права. Советский ежегодник международного права. 1979. М.: Наука, 1980.
  28. Международное право. /Под ред. В.П.Панова. М.: Международные отношения, 1995.
  29. Международное частное право: Учебное пособие /Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 1999.
  30. Международное частное право: Современные проблемы. Кн. 2. М., 1993.
  31. Международное частное право. /Под.ред. А.А.Аманжолова. А., 1997.
  32. Международное частное право. Уч.пособие. //Под.ред. д.ю.н. проф. М.А.Сарсембаев. А., 1998
  33. Международное частное право (Действующие нормативные акты). М., 2000.
  34. Морское право. 4-е изд. Лондон, Роутледж-Кавендиш, 2009.
  35. Панов В.П. Международное частное право: Схемы. Документы: Учебное пособие М., 1999.
  36. Петерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1998.
  37. Правила Висби , вступившие в силу 6 декабря 1978 г.
  38. Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981.
  39. Сарсенбаев М.А. Международное право. Алматы, 1996.
  40. Сборник международных документов. М., 2000.
  41. Скаридов А.С. Международное частное право: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.
  42. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли / Пер. с англ. М.: Юридическая литература, 1993

Информация о работе Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации