Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что международное частное право неразрывно связано с расширением торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Важную роль в правовом регулировании этого сотрудничества призваны играть нормы международного частного права, значение которого возрастает по мере углубления международных хозяйственных связей, развития новых организационных форм в различных областях международного делового сотрудничества. Свидетельством этого служит, прежде всего интеграция хозяйственной жизни.

Содержание

Введение стр. 3 -4.
Глава 1. Правовые основы морских транспортных операций стр. 5 – 15.
1.1. Правовой режим морской транспортной среды стр. 5 – 7.
1.2. Правовое регулирование перевозок грузов морем стр. 7-15.
Глава 2. Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации стр. 16 – 31.
2.1. Участие России в международных договорах по морскому праву стр. 16 - 28.
2.2. Нормы международного права в кодексе торгового мореплавания РФ стр. 29 - 31.
Заключение стр. 32 – 34.
Список использованной литературы стр. 35 – 37.

Вложенные файлы: 1 файл

МЧП Курсовая.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)

С вступлением  в силу в июне 1977 г. Протокола 1968 г. об изменении Конвенции о коносаменте 1924 г. сфера ее применения была расширена (ст. 5 Протокола). Норма ст. 10 Конвенции, о которой сказано выше, была исключена и ее правила заменены положениями, в силу которых Конвенция применяется ко всякому коносаменту, относящемуся к перевозке грузов между портами двух разных государств, если: 1) коносамент выдан в Договаривающемся государстве либо 2) перевозка осуществляется из порта, находящегося в Договаривающемся государстве, либо 3) договор, содержащийся в коносаменте или удостоверенный им, предусматривает, что правила Конвенции или вводящего их в действие законодательства какого-либо государства применяются к этому договору.

Указанные положения применяются, какова бы ни была национальность судна, перевозчика, отправителя, получателя или любого другого заинтересованного лица.

КТМ РФ (ст. 122), санкционируя применение правил, установленных  гл. VIII «Договор морской перевозки  груза», к перевозкам грузов в каботаже, исключает эту возможность в отношении правил ст. 167 (О навигационной ошибке), ст. 170 (Об ограничении ответственности перевозчика) и п. 2 ст. 171 (О требованиях к работнику или агенту перевозчика).

Вводит виновную ответственность перевозчика, его агентов и служащих. Перевозчик не отвечает за потери или убытки, возникшие не из-за действий и не по вине перевозчика и не из-за действий и не по вине агентов или служащих перевозчика; однако бремя доказывания отсутствия вины возлагается на лицо, требующее такого освобождения от ответственности: оно должно доказать, что ни действия или вина перевозчика, ни действия или вина агентств или служащих перевозчика не способствовали потерям или убыткам.

В числе  указанных в Конвенции причин потерь (убытков), за которые перевозчик не отвечает, называются действия, небрежность  или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика  в судовождении или управлении судном. Правило об освобождении перевозчика от ответственности при так называемой «навигационной ошибке» определено в ст. 167 КТМ РФ следующим образом: «Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана (навигационная ошибка)».

Еще одна существенная особенность унифицированных  Конвенцией правил о коносаменте  — установление предела ответственности  перевозчика за место или единицу груза. Протокол 1979 г. для исчисления предельной суммы возмещения («если характер и стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент») обращается к расчетной единице, являющейся единицей «специального права заимствования» (СПЗ), как она определена Международным валютным фондом. Суммы, исчисляемые посредством единицы СПЗ, переводятся в национальную валюту на основе стоимости этой валюты на дату, определяемую по закону суда, рассматривающего дело. Стоимость национальной валюты в единицах СПЗ государства, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для его собственных операций и расчетов. Стоимость в единицах СПЗ национальной валюты государства, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется способом, установленным этим государством.

До вступления в силу Протокола 1979 г. для исчисления предела ответственности перевозчика применялся — в соответствии с Протоколом 1968 г. — франк Пуанкаре (денежная единица с содержанием 65,5 мг золота 900-й пробы).

Конвенционная норма об ограничении ответственности  перевозчика отражена в КТМ РФ, в частности, в ст. 170-172. В случае, если род и вид, а также стоимость  груза не были объявлены отправителем до погрузки и не были внесены в  коносамент, ответственность перевозчика  за утрату или повреждение принятого для перевозки груза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или другую единицу отгруза либо две расчетные единицы за 1 килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза — в зависимости от того, какая сумма выше. Перевозчик не имеет права на ограничение ответственности, если доказано, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочка его доставки явились результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

По инициативе большого числа развивающихся стран  Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в рамках ЮНСИТРАЛ была разработана Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. («Гамбургские правила»). В отношении государств, присоединившихся к этой Конвенции, прекращается действие Международной конвенции для унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, 1924 г. и Протокола 1968 г. Положения Гамбургских правил применяются к договорам морской перевозки между двумя государствами, если: 1) порт погрузки, предусмотренный в договоре морской перевозки, находится в одном из Договаривающихся государств; или 2) порт разгрузки, предусмотренный в договоре морской перевозки, находится в одном из Договаривающихся государств; или 3) один из опционных портов разгрузки, предусмотренных в договоре морской перевозки, является фактическим портом разгрузки и находится в одном из Договаривающихся государств; или 4) коносамент либо другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, выдан в одном из Договаривающихся государств; или 5) коносамент либо другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями Гамбургских правил или законодательством любого государства, вводящим их в действие.

В качестве государства — продолжателя СССР Россия выступает стороной в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. и Протоколе 1976 г. к этой Конвенции.

Афинская  конвенция именует международной  любую перевозку, при которой  в соответствии с договором место  отправления и место назначения расположены в двух различных  государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или  предусмотренному рейсу промежуточный  порт захода находится в другом государстве.

Конвенция подлежит применению к любой международной  перевозке, поскольку: 1) судно плавает  под флагом государства, являющегося  Стороной Конвенции, или зарегистрировано в таком государстве; либо 2) договор  перевозки заключен в государстве, являющемся Стороной Конвенции; либо 3) в соответствии с договором перевозки место отправления или назначения находится в государстве, являющемся Стороной Конвенции. Однако Конвенция не применяется, когда перевозка подпадает под режим гражданской ответственности, предусмотренной положениями любой другой международной конвенции о перевозке пассажиров и их багажа иным видом транспорта (при условии, что эти положения должны применяться к перевозке морем).

Ответственность перевозчика за ущерб, причиненный  в результате смерти пассажира или  нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа наступает, если происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки и по вине перевозчика.

Перевозчик  в соответствии с законодательством  страны суда может быть освобожден от ответственности полностью или  частично, если докажет, что виновное поведение пассажира явилось  причиной или способствовало его  смерти либо нанесению телесного  повреждения, утрате или повреждению  багажа.

Афинской  конвенцией предусмотрен предел ответственности  перевозчика в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира, а также в случае утраты или повреждения каютного и иного багажа, автомашины, включая весь багаж, перевозимый в машине или на ней. Размер ответственности определялся (до вступления в силу Протокола 1976 г. к Конвенции) во франках. (Франк, упоминаемый в Конвенции, означает единицу, содержащую 65,5 мг золота 900-й пробы (п. 1 ст. 9 Конвенции).

Конвенция предоставляет перевозчику и  пассажиру право на основе точно  выраженного письменного соглашения установить более высокие пределы ответственности. Перевозчик не вправе воспользоваться пределами ответственности, если доказано, что ущерб возник в результате его действий или упущений, совершенных с намерением причинить ущерб либо по самонадеянности, «с сознанием возможного причинения ущерба».

Присоединяясь к Афинской конвенции13, Советский Союз сделал заявление, предусмотренное п. 1 ст. 22 Конвенции. Согласно этому пункту любая Сторона может во время подписания, ратификации, принятия или одобрения Конвенции либо присоединения к ней в письменной форме заявлять о том, что она не будет применять положения Конвенции, когда пассажир и перевозчик являются лицами или гражданами другой Стороны.

Протокол 1976 г. к Афинской конвенции14 изменил и порядок исчисления пределов ответственности перевозчика и ввел расчетную единицу СПЗ (как она определена Международным валютным фондом). Увеличенные последующим (1990 г.) Протоколом к Афинской конвенции (Российская Федерация в этом Протоколе не участвует) пределы ответственности перевозчика обозначены в ст. 190 КТМ РФ в следующих размерах:

ответственность перевозчика не должна превышать: за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, — 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом; за утрату или повреждение каютного багажа — 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом; за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, — 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом; за утрату или повреждение иного багажа — 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли сумм, указанных в ст. 170 и 190 (о пределах ответственности перевозчика) Кодекса, осуществляется на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату (ст. 11 Кодекса).

13.04.2005 утвержден  Приказ Росморфлота №11 «Об утверждении  Устава федерального государственного  учреждения «Служба морской безопасности», целями которого являются обеспечение безопасности контейнерных перевозок, а так же обеспечение выполнение требований безопасности при обработке опасных грузов в портах; обеспечение выполнения международных и национальных требований, норм и стандартов в области безопасности и охраны к инженерно-техническому оборудованию и средствам, используемым на объектах морского и речного транспорта.15

В 2005 году Приказом Минтранса РФ утверждаются Транспортные стратегии на период до 2020 года.16

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:

- последовательная  гармонизация российского транспортного  законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;

- поэтапное  приведение законодательной и  нормативной правовой базы в  области транспорта, в том числе  на региональном уровне, в соответствие  с нормами и правилами ВТО;

- формирование  и развитие общего транспортного  пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;

- активное  участие в создании общеевропейского  транспортного пространства;

- развитие  сотрудничества с ЕС в целях  обеспечения эффективного взаимодействия  транспортных систем России и  Евросоюза;

- обеспечение  надежных и благоприятных условий  транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;

- участие  российских компаний и предпринимателей  в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего в странах СНГ и ЕврАзЭС;

- расширение  и углубление сотрудничества  России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;

- реализация  на выгодных для России условиях  транспортных проектов с иностранным  техническим или финансовым участием;

- развитие  взаимодействия в рамках регионального  сотрудничества, с целью реализации  транзитного потенциала России  в первую очередь, в рамках  ЕврАзЭС;

- повышение  роли России в создаваемой  интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;

- участие  в международных транспортных  проектах и программах, поддержка  региональных инициатив, отвечающих  национальным интересам Российской Федерации.

Экспорт транспортных услуг рассматривается  в качестве важной составляющей национального продукта России.

Экспорт транспортных услуг развивается  в следующих основных направлениях:

- развитие  использования транзитного потенциала  российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;

- увеличение  доли участия российских транспортных  организаций в поставке отечественных  экспортных грузов на мировые  рынки;

- повышение  доли российских транспортных  организаций в доставке импортных  грузов, перевозках грузов третьих  стран и иностранных фрахтователей.

- в период  вступления России в ВТО - обеспечение  необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;

Информация о работе Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации