Принципы и методы регулирования международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения. Международная торговля услугами составляет около 20% от общего объема мировой торговли. При этом приведенные выше показатели по услугам имеют тенденцию к постоянному росту. Представление об услугах, как о чем-то экономически второстепенном, являющемся придатком производственного процесса, уходит в прошлое. Многие услуги обеспечивают высокий уровень и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная торговля услугами как отрасль внешнеэкономических отношений.
1.1. Проблемы определения услуг для международной торговли.
1.2. Современное состояние и тенденции развития международной торговли услугами.
Глава 2. Принципы и методы регулирования международной торговли услугами.
2.1. Практика национального регулирования торговли услугами.
2.2. Основные положения и особенности Генерального соглашения по торговле услугами (ВТО).
Глава 3. Перспективы участия России в международной торговле услугами.
3.1. Проблемы торговли услугами для России.
3.2. Условия присоединения России к ВТО.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-М.И. Дмитриев.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

(1) общесистемные требования к  изменению условий хозяйственной  деятельности внутри страны;

 

(2) механизмы защиты российских  производителей;

 

(3) неоднородность развития российских  регионов;

 

(4) обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

 

Нерешенность этих вопросов может  привести к низкой результативности всего переговорного процесса в  свете стоящих перед страной  задач.

 

Общесистемные требования к изменению  условий хозяйственной деятельности.

 

Проблема изменения законодательной  и нормативной базы России в целях  соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего  развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.

 

Основной проблемой для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих  механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относится также использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности.

 

Конкретным примером может служить  требование ряда стран-членов рабочей  группы по присоединению России к  ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

Энергоемкая структура и география  расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий .

 

Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым  уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.

 

Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции .

 

Даже если удастся избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения.

 

Механизмы защиты внутренних производителей

 

ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для  этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

 

Россия существенно снизила  уровень таможенных тарифов и  провела их унификацию вне переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки [14].

Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые  расследования, расследования о  применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

 

Ускорение процессов самоорганизации  производителей - важнейшая предпосылка  для эффективной защиты экономики  после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих  товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой - в России крайне слаба и неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

 

3.2  Условия присоединения России к ВТО

В последнее время тематика Всемирной  торговой организации (ВТО) и присоединения  к ней России стала преобладать  в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены. Всех интересует один вопрос: к чему же Россия присоединяется и зачем она это делает?

 

Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия во Всемирной торговой организации Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды. Их оппоненты считают, что присоединение к ВТО нанесет непоправимый ущерб целым отраслям промышленности, лишит Правительство возможности принятия нужных экономических решений, а наиболее радикально настроенные полагают, что членство в ВТО «угробит миллионы россиян».

 

Столь полярные точки зрения связаны, прежде всего, с отсутствием полной информации об этой организации и процессе присоединения.

 

 

Плюсы:

1.Россия сможет участвовать  в разработке правил мировой  торговли. Раньше наша страна  не могла влиять на этот  процесс. 

2.Снижение цен на большинство  товаров и услуг, повышение  их качества, более широкий выбор – все это произойдет с увеличением конкуренции на отечественном рынке.

3.Российским экспортерам станет  проще продавать свои товары  за рубежом. Наиболее выгодно  это будет экспортерам металла  и минеральных удобрений, для  которых сейчас введено больше всего ограничений.

4.Присоединение к ВТО может  заставить отечественных участников  рынка действовать более прозрачно:  теперь их деятельность будут  контролировать не только власти  России, но и других стран.

5.Повысится привлекательность России для зарубежных инвесторов.

 

Минусы:

1.Для производителей с плохой  технической базой, устаревшими  технологиями и большими издержками  увеличение конкуренции может  повлечь уход с рынка. Причем  это не просто потеря определенных  компаний – это потеря рабочих мест и налогов.

2. В моногородах возможен социальный  взрыв, если из-за увеличения  конкуренции закроется крупное  предприятие города.

3.Присоединение к ВТО чревато  потерей некоторых отраслей экономики.  Из-за конкуренции может, к  примеру, прекратиться производство гражданских самолетов. Поскольку у нас в стране достаточно тяжелые природные условия, некоторые сельхозпроизводители могут быть вынуждены закрыть собственное дело.

4.Будет жестче контролироваться  соблюдение прав на интеллектуальную  собственность: естественно, за фирменные товары придется платить больше, чем за их подделку.

5.Из-за снижения таможенных пошлин  на ввозимый товар из-за рубежа  в казну будет поступать меньший  доход.

 

 

 

   Заключение

 

 

Общеизвестен факт, что на протяжении всего XX века сектор услуг рос опережающими темпами по сравнению с остальными секторами экономики. Наиболее заметна эта тенденция в развитых странах, в которых сектор услуг составляет от 60% до 80% ВВП - так что, возможно, вместо "индустриально развитых" эти страны было бы правильнее называть "сервисно развитыми". Напротив, в большинстве развивающихся стран доля сервисов в ВВП значительно меньше, а в беднейших странах часто составляет менее половины.

 

Услуги  отличаются от товарного производства меньшей капиталоемкостью и большей трудоемкостью. Строго говоря, разница между секторами по этим параметрам меньше    внутри секторного разброса этих же параметров, но в среднем это утверждение справедливо.

 

Также известно, что в развивающихся странах, обычно из-за более низкой капитала вооруженности (но иногда также и из-за структурных и институциональных проблем, в частности из-за неразумной политики регулирования) производительность труда в целом ниже, чем в развитых странах, поэтому рабочие руки и ресурсы стоят дешевле. Поэтому в развивающихся странах сектор услуг (как внутренних, так экспортных) должен был бы расти опережающими темпами - не только по сравнению с производственными секторами, но и по сравнению с соответствующими секторами экономик развитых стран.

 

Исходя  из этого соображения можно предположить, что структура экономик развитых и развивающихся стран должна была бы быть в точности обратной: сектор услуг должен преобладать в развивающихся странах. Для некоторых стран это справедливо; так, по данным CIA World Factbook, доля сектора услуг в ВВП Гонконга составляет более 90%. Но в среднем это не так. Это означает, что на практике мы сталкиваемся с более сильными противоположно направленными тенденциями, и наблюдаемые факты нуждаются в дополнительных объяснениях.

 

Объяснения  опережающего роста сектора услуг  многочисленны; среди них следует  упомянуть:

    1. « Экстернализацию » услуг, которые ранее оказывались по бартеру или в рамках сложных систем взаиморасчетов внутри домохозяйства или общины. Так, в примитивном обществе юридические услуги оказывает старейшина, а белье стирает жена, и это не может быть учтено в ВВП. Напротив, в современном обществе юридические услуги оказывает адвокат, а белье стирает прачечная - то и другое делается за деньги и учитывается в статистике ВВП.

 

В современных  условиях большую роль также играет отчасти аналогичное явление, известное  как outsourcing, когда предприятия передают функции, ранее исполнявшиеся их "затратообразующими" подразделениями, внешним компаниям. Например, вместо того, чтобы нанимать бухгалтера и платить ему зарплату, предприятие обращается к внешней бухгалтерской компании. Обычно это осуществляется с целью сокращения издержек и/или контроля над ними.

 

2. Высвобождение  рабочих рук в результате повышения  производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве; в соответствии с законом Сэя, предложение равно спросу, поэтому сужение спроса на рабочие руки в промышленности, обусловленное повышением производительности труда, приводит к расширению или созданию предложения для других отраслей экономики. В действительности, здесь мы имеем дело с несколько более сложной причинно-следственной цепочкой; так, неясно, почему повышение производительности труда в промышленности обязательно приводит к высвобождению рабочих рук, а не к увеличению производства.

Информация о работе Принципы и методы регулирования международной торговли услугами