Принципы и методы регулирования международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения. Международная торговля услугами составляет около 20% от общего объема мировой торговли. При этом приведенные выше показатели по услугам имеют тенденцию к постоянному росту. Представление об услугах, как о чем-то экономически второстепенном, являющемся придатком производственного процесса, уходит в прошлое. Многие услуги обеспечивают высокий уровень и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная торговля услугами как отрасль внешнеэкономических отношений.
1.1. Проблемы определения услуг для международной торговли.
1.2. Современное состояние и тенденции развития международной торговли услугами.
Глава 2. Принципы и методы регулирования международной торговли услугами.
2.1. Практика национального регулирования торговли услугами.
2.2. Основные положения и особенности Генерального соглашения по торговле услугами (ВТО).
Глава 3. Перспективы участия России в международной торговле услугами.
3.1. Проблемы торговли услугами для России.
3.2. Условия присоединения России к ВТО.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-М.И. Дмитриев.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 

Глава 1. Международная торговля услугами как отрасль внешнеэкономических  отношений.

1.1. Проблемы определения услуг  для международной торговли.

1.2. Современное состояние и тенденции  развития международной торговли услугами.

Глава 2. Принципы и методы регулирования  международной торговли услугами.

2.1. Практика национального регулирования  торговли услугами.

2.2. Основные положения и особенности  Генерального соглашения по торговле  услугами (ВТО).

Глава 3. Перспективы участия России в международной торговле услугами.

3.1. Проблемы торговли услугами  для России.

3.2. Условия присоединения России  к ВТО.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Мировое экономическое хозяйство  в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В условиях научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда, под воздействием закона возрастающих потребностей услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран, повышая уровень благосостояния народа, решая проблему трудоустройства работников, выбывающих из сферы материального производства.

В настоящее  время в сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения. Международная торговля услугами составляет около 20% от общего объема мировой торговли. При этом приведенные выше показатели по услугам имеют тенденцию к постоянному росту.                                                                          Представление об услугах, как о чем-то экономически второстепенном, являющемся придатком производственного процесса, уходит в прошлое. Многие услуги обеспечивают высокий уровень и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса. Услуги присутствуют практически везде, сопутствуя любому виду деятельности. В настоящее время стремительно растет число новых услуг высокого качества по более низким ценам. При этом особенно быстрыми темпами развивается торговля, так называемыми, «деловыми» видами услуг (страховыми, банковскими, управленческими, телекоммуникационными, информационными, консультационными, услугами по изучению рынка и по организации продаж  и т.д), спрос на которые за последние десятилетия значительно вырос.

Главной силой интернационализации в сфере услуг в последние десятилетия стали прямые иностранные инвестиции, основным проводником которых являются транснациональные корпорации и транснациональные банки.

Динамичное развитие международной  торговли услугами, ее важная роль в  мировой экономике и наметившееся выделение в самостоятельный  сектор внешнеэкономических отношений  вызвали острую необходимость упорядочения и либерализации международной торговли услугами - выработки универсальной системы ее регулирования. Такая система представлена в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) - в одном из фундаментальных документов Уругвайского Раунда многосторонних торговых переговоров, лежащих в основе Всемирной Торговой Организации (ВТО).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международная торговля услугами как отрасль внешнеэкономических отношений.

 

    1. Проблемы определения услуг для международной торговли.

 

Услуги - специфический товар, зачастую неосязаемый. В отличие от товаров в вещественной форме их нельзя накапливать, складировать и реализовывать по мере необходимости. В то же время, услуги присутствуют практически везде, сопутствуя любому виду деятельности.

Традиционно услуги определялись как "остаточная категория", охватывающая экономическую деятельность, которая не являлась ни сельским хозяйством, ни добывающей, ни обрабатывающей промышленностью.

Общепринятого понятия "услуги" до недавнего времени не было, хотя ряд заслуживающих внимания подходов к нему содержался в работах зарубежных экономистов.

К.Маркс определял категорию "услуга" следующим образом: "Это выражение, писал он, означает не что иное, как  ту особую потребительную стоимость, которую  доставляет этот труд, подобно всякому  другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности . Таким образом, К.Маркс отмечал как единство экономического содержания в понятиях товар и услуга, так и особенности процесса удовлетворения общественных потребностей посредством труда, результаты которого не обязательно воплощаются в материальные ценности.

Лондонский журнал «Экономист»  в наше время дал следующее  определение: услуга - это то, что может быть продано и куплено, но не может упасть на ногу. При всей прагматичности оно, по существу, близко к определению К.Маркса.

В современной экономической литературе к услугам часто относили все  виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей. В этом случае к категории услуг механически причислялись отрасли экономики, остающиеся за рамками сферы материального производства. Английские эксперты, например, считали, что сектор услуг составляют те виды деятельности, продукция которых выступает в форме услуги, а не товара. Главным критерием для отнесения той или иной экономической деятельности к услугам служило отсутствие производства материальных благ, неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. Однако следует отметить тот факт, что услуги в своей массе неоднородны. Кроме услуг в виде деятельности создается известный объем овеществленных услуг в форме программ для электронно-вычислительной техники, кинолент и т.п.

На практике же торговля услугами рассматривается как совокупность многих видов деятельности, производящих в основном нематериальный продукт, и фактически сводится к их перечислению. Наиболее полный перечень включал транспорт, туризм, страхование, банковские и другие финансовые операции, строительство и инжиниринг, связь, информационно- вычислительные услуги, аренду, услуги по найму рабочей силы, прокат фильмов и телепрограмм, рекламу, бухгалтерское дело, образование, медицину, консультирование по вопросам управления, юридические, технические и прочие профессиональные услуги. При этом все многообразие видов услуг было принято подразделять на две группы: "персональные", связанные с личным потреблением, и "деловые", т.е. обслуживающие в основном производство. Однако это также не раскрывало экономической сущности услуги, ее потребительной стоимости, тем более, что с развитием научно-технического прогресса появлялись новые виды услуг.

Динамичное развитие международной  торговли услугами, ее важная роль в  мировой экономике и фактически наметившееся выделение в самостоятельный сектор внешнеэкономических отношений вызвали острую необходимость разработки универсальной системы ее регулирования. Такой системой явилось Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое впервые дало определение многим категориям и понятиям, согласованным на многостороннем уровне.

В ГАТС, исходя из сугубо прагматических целей, используется нетрадиционное понятие "торговля услугами", в соответствии с которым международные операции в сфере услуг подразумевают 4 вида поставок:

- трансграничные поставки с  территории одного участника  на территорию другого, при  которой в момент оказания  услуги поставщик услуги и  ее потребитель находятся по  разные стороны границы, разделяющей  Стороны (например, пересылка доклада  с результатами исследования);

- услуги, поставляемые на территории  одного участника потребителям  других участников (например, туризм, лечение или использование собственности);

- услуги, предоставляемые посредством  присутствия юридического лица - поставщика услуг одного участника на территории другого ( например, банковские услуги);

- услуги, предоставляемые посредством  временного присутствия физических  лиц одного участника на территории  другого ( например, консультационная  деятельность или другой вид  профессионального содействия, как аудит, архитектура и т.д.).

Таким образом, понятие "услуги" включает в себя любые услуги в  любом секторе, за исключением услуг, оказываемых для реализации государственных  полномочий. При этом "поставка услуг" определяется, как их производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка, а поставщиком услуги может быть юридическое (например, банк, страховая или строительная компания, гостиница и пр.) или физическое лицо (например, юрист, бухгалтер, врач).

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современное состояние и тенденции развития международной торговли услугами.

Большая часть международной торговли (около 3/4) осуществляется основными  промышленно развитыми странами - США, Япония, страны Европейского Союза. Значительная часть товарооборота  приходится на их взаимную торговлю

Важным регионом международной  торговли является Западная Европа (свыше 45% всего международного товарооборота), где интеграционные процессы стимулировали  рост взаимного товарооборота.

Доля торговли промышленно развитых стран с развивающимися относительно снизилась. Но по-прежнему основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них в среднем приходится около 70% внешнеторгового оборота.

В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества, развивается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнеторгового оборота).

В 2003 году наиболее динамично развивающимися регионами были Азия и страны с переходной экономикой. Их экспорт и импорт выросли в среднем на 10-12% (более чем в 2 раза по сравнению с темпами роста мировой торговли). Западная Европа и Латинская Америка имели самые низкие темпы роста импорта - менее 2%.

Среди стран самые высокие темпы  роста экспорта и импорта у  Китая – 35 и 40% соответственно. В  таблице 2 представлены основные показатели мировой торговли в 2001 - 2003 гг.

Таблица 2. Мировая торговля товарами и услугами в 2001-2003 гг.

 

Среди основных тенденций в международной  торговле на современном этапе можно  выделить следующие:

1.Глобализация  международной торговли. Эта тенденция  проявляется в формировании глобального  экспортно-импортного мирового рынка  товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Основными чертами глобализации международной  торговли являются:

- интеграция;

- рост темпов международной торговли и международного движения капитала;                       

- транснационализация и корпоративность  мирового экспорта;

- дальнейшая унификация правил  и норм международной торговли.

Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д. Рост темпов международной торговли и международного движения капитала. Динамика роста темпов международной торговли и международного движения капитала в 1986-2000 годах представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Динамика роста мирового ВНП, мирового экспорта, притока прямых иностранных  инвестиций в 1986-2000гг.

Перепады значений этих показателей  связаны с мировыми кризисами  в условиях взаимозависимости стран. В 2001 году наблюдалось снижение темпов прироста ВНП до 1,5% . Темпы роста экспорта товаров и услуг в этот период составляли - 4,5% и 0% соответственно. Капитал же проявляет себя как более мобильный ресурс. Таким образом, движение капитала является в настоящее время определяющим фактором в процессе развития внешнеэкономической деятельности. Однако мировой кризис повлиял и на процесс концентрации и централизации капитала, включая международные слияния и поглощения. Так, общая сумма объявленных в мире сделок по слиянию и поглощению в 1 квартале 2001года сократилась на 63% по сравнению с рекордным уровнем в 1,2 трлн. долларов США за тот же период 2000 года.

Транснационализация и корпоративность  мирового экспорта. На современном  этапе транснациональные корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000. Годовой объем продаж зарубежных филиалов ТНК в этом же году вырос до 15 трлн. долларов США, совершено 24000 слияний и поглощений на общую сумму 2,3 трлн. долларов США. Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50 % мирового производства и 2/3 мировой торговли, им принадлежит 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций. При этом необходимо иметь ввиду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне.

Существенную роль в улучшении  условий международной торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действующее с января 1948 года. Оно основано на признании режима наибольшего благоприятствования и в котором участвует большая часть стран мира. С января 1995 года ГАТТ преобразовано в ВТО (Всемирная торговая организация).

В 1994 году были подписаны еще два  очень важных соглашения, регулирующих торговлю услугами – Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС) - и торговлю результатами интеллектуальной деятельности - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Таким образом, в настоящее время на глобальном уровне существуют соглашения, регулирующие отношения по трем основным направлениям международной торговли.

Информация о работе Принципы и методы регулирования международной торговли услугами