Принципы и методы регулирования международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения. Международная торговля услугами составляет около 20% от общего объема мировой торговли. При этом приведенные выше показатели по услугам имеют тенденцию к постоянному росту. Представление об услугах, как о чем-то экономически второстепенном, являющемся придатком производственного процесса, уходит в прошлое. Многие услуги обеспечивают высокий уровень и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная торговля услугами как отрасль внешнеэкономических отношений.
1.1. Проблемы определения услуг для международной торговли.
1.2. Современное состояние и тенденции развития международной торговли услугами.
Глава 2. Принципы и методы регулирования международной торговли услугами.
2.1. Практика национального регулирования торговли услугами.
2.2. Основные положения и особенности Генерального соглашения по торговле услугами (ВТО).
Глава 3. Перспективы участия России в международной торговле услугами.
3.1. Проблемы торговли услугами для России.
3.2. Условия присоединения России к ВТО.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-М.И. Дмитриев.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой глобализации международной  торговли на современном этапе является также активный процесс унификации правил и норм. Вхождение экспортера любой страны в систему мирового рынка в качестве члена специализированных международных организаций, таких как ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МВФ и т.д., предполагает обязательное выполнение правил и норм, разработанных международными организациями. Членство в этих организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов другими странами, при неукоснительном выполнении самой договоренности о мерах регулирования торговли и движения капиталов. Каждая страна осуществляет свою деятельность на мировом рынке на основе дву - и многосторонних соглашений и договоров. Это должно привести к формированию однородного глобального рыночного пространства, функционирующего по единым законам, с использованием единого платежного средства или обратимых платежных средств.

Кроме того, на процесс глобализации, безусловно, влияют такие факторы, как  политическое сотрудничество, либерализация  международной торговли, миграция рабочей силы, международные финансовые операции.

2. Возрастание роли научно-технического  прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса  на международную торговлю ведет  к изменению структуры мировой  торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

В настоящее время изменение  структуры мировой торговли также  проявляется в увеличении доли наукоемкой продукции и доли электронного и телекоммуникационного оборудования на мировом рынке. Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров за последнее десятилетие 20-го века представлена в таблице 8.

Таблица 8.

Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров в 1990-2000гг.

Как видно из таблицы, доля промышленных товаров в объеме мирового экспорта выросла с 70,5% в 1990 г. до 74,9% в 2000г. В  тоже время по сырьевым и топливно-энергетическим товарам имело место снижение удельного веса за этот же период с 14,3% до 13,1%, еще большее падение наблюдалось по товарам агропромышленного комплекса - с 12,2% в 1990г. до 9,0% в 2000г. На рынках промышленных товаров наибольшие среднегодовые темпы роста имели место по офисному и телекоммуникационному оборудованию - 12%, химическим товарам - 7%.

Объем мирового рынка наукоемкой продукции  сегодня составляет более 2300 млрд. долларов США в год (примерно 15% мировой  торговли). Однако распределение наукоемкой продукции в мире не равномерно: 39% рынка приходится на долю США, 30% - на Японию и 16% на Германию. Удельный вес России в этой сфере деятельности составляет 0,3%. На долю США приходится также 1/3 общемировых затрат на НИОКР. Анализ показывает, что все наукоемкое производство обеспечивается 50 макро технологиями, в итоге «большая семерка», обладающая 46 макро технологиями удерживает 80 % этого рынка.

Что касается изменения способов ведения  бизнеса в международной торговле, то необходимо отметить появление новой  организационной формы торговли - электронной торговли или электронной коммерции, которая стала возможной с появлением глобальной сети интернет.

3. Доминирующая роль информационного  продукта. Глобализация международной  торговли повлекла за собой  естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде. Эта тенденция может быть проиллюстрирована при рассмотрении структуры экспорта услуг развитых стран (таблица 9).

Таблица 9.

Структура и динамика экспорта услуг  развитых стран в 1980-2000гг.

Как видно из данных таблицы 9, наибольшая доля в экспорте услуг развитых стран принадлежит информационным услугам.

Следует отметить, что рассмотренные  основные тенденции современной  международной торговли взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Глобализация ведет к повышению роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм, что в свою очередь обуславливает необходимость свободного и быстрого получения информации о конъюнктуре мирового рынка. А развитие научно-технического прогресса, с одной стороны, позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран.

Наряду с вышеперечисленными основными  тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно  выделить еще целый ряд тенденций, таких как:

возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона (в 1995 году на их долю приходилось 65% экспорта развивающихся стран, значительное место в экспорте этой группы

государств принадлежит так  называемым новым индустриальным странам (НИС) и Китаю, который в последнее десятилетие очень бурно обновлял свой промышленный потенциал); уменьшение доминирующей роли США в международной торговле (в 2001 году удельный вес в мировом экспорте товаров и услуг составлял 11,9 и 18,1% , то в 2003 году – 9,7 и 16% соответственно; в то время, как удельный вес Германии в 2001 году – 9,3 и 5,5% и в 2003 году – 10,0 и 6,3%); возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота; быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС); рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран; увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы и методы регулирования международной торговли услугами.

 2.1. Практика национального регулирования торговли услугами.

 

Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных  международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку  правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании  международной торговли выполняют  многосторонние соглашения, действующие  в рамках:

 

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)

 

ВТО (Всемирная торговая организация)

 

ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

 

ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

 

ГАТТ

В соответствии с основополагающими положениями  ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого  средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних  действий и принятия решений в  пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

ГАТТ —  предшественница ВТО — принимала  свои решения на переговорах-раундах  всех членов этого Соглашения. Всего  их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в  регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области  антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу  вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес  требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.

 

ВТО

Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.

ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это  позволяет ей проводить собственную  независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

 

ГАТС

Определенной  спецификой отличается регулирование  международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее  время мировой рынок услуг  регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение  ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие  их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое  регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Региональный  уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Национальный  уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

 

2.2 Основные положения и особенности Генерального соглашения по торговле услугами (ВТО)

 

Особенности ВТО как Всемирной  организации, структура и принципы организации

Для того, чтобы  в полной мере представить современную  ситуацию, сложившуюся в сфере  международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО.

ВТО играет важную роль в организации  международного экономического сотрудничества, координируя свою деятельность (если это целесообразно) с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития (Мировым Банком). Вопрос о создании международной торговой организации был поставлен еще в 40 - х годах XX века. Тогда предполагалось создать три правовых института: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (Мировой Банк) и Международную торговую организацию, которые осуществляли бы координацию валютной, кредитной и торговой политики отдельных государств. Однако в тот период попытка создать Международную торговую организацию закончилась неудачно. Устав Международной торговой организации, подготовленный к принятию на конференции в Гаване в 1947 году, не был одобрен. В то же время подписанный протокол к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) оказался достаточной правовой базой для осуществления сотрудничества государств, завершившегося в 1995 году созданием ВТО.

Информация о работе Принципы и методы регулирования международной торговли услугами