Правовая регламентация института экстрадиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен людьми совершались преступления. В процессе эволюции, создания новых орудий труда и других способов обеспечения жизнедеятельности, также изменялись и способы совершения и сокрытия преступлений. Как сказал Гераклит Эфесский - «Все течет, все меняется», это же и касается взаимодействия государств по борьбе с преступлениями.
Проблема преступности приобрела международный характер. Именно это обстоятельство заставило государства объединить усилия и прибегнуть к взаимной помощи в розыске и выдаче укрывающихся за границей преступников в целях их уголовного преследования. Для этого, государствами заключаются договоры о помощи как двустороннего так и многостороннего характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТИТУТ ЭКСТРАДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ. 5
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСТРАДИЦИИ 11
3. ПРОЦЕДУРА ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 18
4. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

2) когда выдача осуществляется в одну из стран Содружества. 
Кроме осуществления выдачи преступника, как правило, при наличии международного договора второй особенностью стран общего права является непризнание обычной нормы международного права о невыдаче своих граждан. Законом о выдаче 1989 г. Великобритания не устанавливает невыдачу собственных граждан. Заключаемые странами общего права договоры не исключают возможность выдачи собственных граждан, оставляя решение конкретного вопроса на усмотрение сторон. Такая особенность этих государств объясняется тем, что исторически в этих странах доминировал принцип территориальной юрисдикции. Согласно данному принципу только суд государства места совершения преступления вправе осуществить правосудие над лицом, совершившим это преступление. Поэтому могло быть и так, что лицо, совершив преступление в одной стране, возвращалось на родину и могло остаться безнаказанным.

Англо-американская система  выдачи характеризуется и тем, что  дело обязательно должно рассматриваться судом. При этом выдача возможна при предоставлении запрашиваемой стороной «достаточных оснований» или «неопровержимых доказательств» признания обоснованности уголовного преследования лица.

В международной  практике, для урегулирования вопросов экстрадиции между государствами  заключаются договоры о правовой помощи, как двусторонние так и  многосторонние. Существует огромное количество двусторонних договоров об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Австралией (1987 г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией (1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.), Ирландией и США (1983 г.), а также между странами Латинской Америки, Европы и т. д. Из числа региональных соглашений можно упомянуть договор о выдаче преступников, заключенный в 1966 г. членами Британского содружества наций./18/

Основу европейско-континентальной  системы выдачи преступника составляет Европейская Конвенция о выдаче преступника 1957 г.

В соответствии с Конвенцией во взаимоотношениях государств — ее участников данная Конвенция заменяет положения любых двусторонних и многосторонних договоров государств о выдаче, а также применяется участниками, не имеющими между собой договоров о выдаче (ст. 28). На основании этого положения государства — участники Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. с момента вступления для них в силу Европейской Конвенции 1957 г. при решении вопросов о выдаче преступника должны применять положения Европейской Конвенции.

Однако Европейская  Конвенция допускает использование  государствами-участниками не положений  этих договоров, а своего «единообразного законодательства» или «специальной системы». Необходимым условием является уведомление Генерального секретаря Совета Европы. Эту норму (ст. 28) Конвенции 1957 г. использовали Скандинавские страны (Финляндия, Дания, Исландия, Швеция и Норвегия), применяющие при решении вопросов о выдаче преступника свое единообразное законодательство.

На основании внутреннего  законодательства решаются вопросы  выдачи преступника также между  Ирландией и Великобританией.

Три государства — члены СНГ, участвующие в Минской Конвенции 1993 г. (Россия, Украина, Молдова), ратифицировали Конвенцию 1957 г. При рассмотрении вопроса об использовании Россией, Украиной, Молдовой своей специальной системы на основе Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. необходимо учитывать, что не все положения этого многостороннего договора соответствуют Конвенции. В частности, это касается судебного обжалования решения о выдаче лицом, в отношении которого оно было принято. Минская Конвенция не предусматривает такой механизм защиты прав лиц, подвергаемых экстрадиции.

Конвенцией предусматриваются  ограничения экстрадиции по следующим признакам:

1.политический характер преступления;

     2.военные и финансовые преступления (связанные с валютой, налогами, таможенными пошлинами и сборами);/9/

     3.преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расовому, религиозному, гражданства или по политическим убеждениям);

4.истечение срока давности;

5.соблюдение принципа «non bis in idem»;

     6.возможность применения к выдаваемому лицу наказания в виде смертной казни;

7.места совершения преступления и др.

Выдача не осуществляется, если лицо, в отношении которого поступил запрос, обвиняется в совершении политического преступления (ст. 3). При этом в Конвенции отмечается, что попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается как политическое преступление.

Принцип «non bis in idem» означает невозможность нового осуждения лица при наличии не только ранее вынесенного обвинительного приговора, но и оправдательного приговора, а также освобождения лица от уголовной ответственности, например на основании помилования или амнистии (ст. 9).

Конвенция не содержит абсолютного  запрета в выдаче преступника  за преступление, наказанием за которое может быть смертная казнь. Если преступление, в связи с которым поступил запрос о выдаче, наказуемо в запрашивающей Стороне смертной казнью, а в запрашиваемой Стороне этот вид наказания не предусмотрен или не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано (ст. 11). В случае наличия возможности применения смертной казни к лицу после его выдачи запрашивающей Стороне последняя предоставляет гарантии, что этот вид наказания в данном случае применяться не будет.

Когда имеется соглашение между двумя сторонами, проблема выдачи преступников решается достаточно четко: если лицо не пользуется дипломатическим иммунитетом, то оно должно быть либо судимо, либо выдано заинтересованной стороне. Однако бывают более сложные ситуации: когда власти одной страны, задержав гражданина другой, не уверены, что если он будет выдан той стране, гражданином которой является, то будет наказан. Соглашения о выдаче между этими странами нет. В этом случае начинается процесс переговоров, оборачивающийся длительным пребыванием человека в тюрьме до суда и без суда. Препятствием для экстрадиции может быть существенная разница в мерах наказания за аналогичные преступления в разных странах; убеждение представителей страны (передающей или принимающей преступника) в том, что лицо будет подвергнуто (или подвергается) пыткам, и т. д. В связи с этими и другими обстоятельствами во многих договорах о правовой помощи предусматривается не только выдача преступников, но и отказ в выдаче, наступающий, например, в следующих случаях:

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином страны, к которой обращено это требование;

б) преступление совершено  на территории той страны, к которой  обращено требование о выдаче;

в) в стране, к которой  обращено требование о выдаче, за соответствующее преступление уже истекли сроки давности либо дело не может быть возбуждено или приговор быть исполнен по иному законному основанию;

г) преступление преследуется в порядке частного обвинения;

д) действие не рассматривается в качестве преступления по законам хотя бы одной из договаривающихся сторон;

е) за преступление предусмотрено  более мягкое наказание, чем лишение  свободы на срок до одного года.

Еще одним документом, регулирующим институт выдачи является Типовой договор о выдаче, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г., в основном содержит те же принципы о выдаче преступника, что и Европейская Конвенция о выдаче 1957 г.

Вместе с тем имеются  отличия. По Типовому договору экстрадиционное  преступление должно отвечать более суровым требованиям: оно в соответствии с законодательством обеих сторон должно наказываться тюремным заключением на срок не менее одного года (двух лет) или более серьезным наказанием. Если просьба о выдаче касается лица, которое разыскивается для исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушения, выдача разрешается только в том случае, если до окончания срока этого наказания остается не менее (четырех / шести) месяцев (ст. 2 Типового договора).

Гибкие правила устанавливаются  Типовым договором для определения  преступности деяния в соответствии с законодательством запрашиваемой  и запрашивающей Сторон. При определении, является ли деяние преступным в соответствии с законодательством обеих Сторон, не имеет значения:

а) относятся ли действия или бездействие, составляющие данное правонарушение, в соответствии с законодательством Сторон к аналогичной категории правонарушений или обозначается ли данное правонарушение аналогичным термином;

б) различаются ли в соответствии с законодательством Сторон составляющие элементы данного правонарушения, понимая при этом, что во внимание принимается вся совокупность действий или бездействие, приводимых запрашивающим государством (ст. 2).

Если выдача лица запрашивается за нарушение какого-либо закона, касающегося налогообложения, таможенных пошлин, валютного контроля или других вопросов, связанных с доходами, в выдаче не может быть отказано на том основании, что в законодательстве запрашиваемого государства не предусматривается аналогичный вид налога или пошлины или не содержится какого-либо положения о налогах, таможенных пошлинах или обмене валюты, аналогичного тому, которое имеется в законодательстве запрашивающего государства (ст. 2). Названное положение Типового договора о выдаче отличается от Европейской Конвенции, согласно которой лицо не подлежит выдаче за финансовые правонарушения.

Институт выдачи преступника  в настоящее время продолжает развиваться. Несмотря на определенные различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении. Выдача лица признается возможной при гарантии, что выданному лицу будет обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод лица.

Нередко и сам преступник настаивает на скорейшей экстрадиции или, напротив, возражает против нее, прежде всего потому, что режим содержания его в тюрьме той страны, куда он стремится, "вольготнее", чем там, куда его могут направить. Позитивная оценка тюремного режима особенно относится к тюрьмам Скандинавии. Юристы из США говорят так сегодня и об американских тюрьмах применительно к преступникам - выходцам из России и других стран СНГ.

Группой стран, включая  СССР, в 1978 г. была заключена Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Согласно этой Конвенции, такие лица передаются для отбывания наказания на родине, однако со следующими исключениями. Передача не производится, если:

а) в "своей" стране осужденный уже понес наказание  за это преступление либо был оправдан или дело было прекращено;

6) истекли сроки давности  или есть иные препятствия  для исполнения приговора на родине;

в) осужденный имеет постоянное место жительства в стране, вынесшей приговор.

Если между странами не заключен договор о выдаче преступников, вопрос решается путем ведения дипломатических переговоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОЦЕДУРА ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

 

 

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.

Выдача преступников — право  государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре./19/ Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются  условия, которые позволяют отказать в выдаче. Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление  запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Просьба о выдаче направляется в письменном виде. Просьбы, подтверждающие документы и последующие сообщения передаются по дипломатическим каналам, непосредственно между министерствами юстиции или любыми другими органами.

Просьба о выдаче сопровождается следующими материалами:

а) во всех случаях:

- как можно более точным описанием требуемого лица наряду с любой другой информацией, которая может помочь установить личность и гражданство этого лица;

- текстом соответствующего положения законодательства, квалифицирующего данное правонарушение, или, когда это необходимо, выдержкой из соответствующего закона, под действие которого подпадает данное правонарушение, и описанием наказания, которое может повлечь за собой данное правонарушение;

б) если лицо обвиняется в совершении какого-либо правонарушения, выданным судом или другим компетентным судебным органом ордером на арест этого лица или заверенной копией такого ордера, описанием правонарушения, в отношении которого поступает просьба о выдаче, и описанием действий или бездействия, составляющих предполагаемое правонарушение, включая указание времени и места его совершения. Страны, требующие судебной оценки достаточности доказательства, возможно, пожелают добавить следующее условие: «и достаточное доказательство в приемлемой для законодательства запрашиваемого государства форме, устанавливающее согласно доказательственным нормам этого государства, что данное лицо является стороной правонарушения»;

в) если лицо осуждено за правонарушение, описанием правонарушения, в отношении которого поступает просьба о выдаче, описанием действий или бездействия, составляющих это правонарушение, а также оригиналом или заверенной копией решения или любого другого документа, с изложением обвинительной части и вынесенного приговора, указанием на исполнение приговора и оставшийся срок наказания;

г) если лицо осуждено за правонарушение в его или ее отсутствие, то помимо документов, упомянутых в пункте б), описанием правовых средств, которыми располагает это лицо для подготовки его или се защиты либо для проведения повторного слушания дела в его или ее присутствии;

Информация о работе Правовая регламентация института экстрадиции