Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:49, реферат

Краткое описание

Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

Содержание

Глава 1. Признаки правового государства.
§1 Разделение государственных властей.
§2 Верховенство закона в правовом государстве.
§3 Взаимная ответственность государства и личности.
§4 Права человека.
Глава 2. Конституционные права граждан в России.
§1 Социально-экономические и культурные права.
§2 Политические права и свободы.
§3 Личные свободы.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет информационных

 технологий, механики и оптики». 

Институт  международного бизнеса  и права

Реферат 

по дисциплине «Правоведение»

на тему «Правовое государство» 

Выполнила: студентка 3-ого курса очной

формы обучения ИМБИП, группа 3443:

Красных М.А. 

                                                                                      Проверила:______________________________

Баллы: _______________________________

Подпись: _______________________________ 
 
 

Санкт-Петербург

2011

     Содержание.

    Введение. Правовое государство.

 

    Глава 1. Признаки правового государства.

    §1    Разделение государственных властей.

    §2    Верховенство закона в правовом государстве.

    §3 Взаимная ответственность государства и личности.

    §4    Права человека. 

    Глава 2. Конституционные права граждан в России.

    §1  Социально-экономические и культурные права.

    §2  Политические права и свободы.

    §3  Личные свободы. 

    Заключение. 

    Литература. 

     Введение. Правовое государство.

     Правовое  государство — тип государства, в котором функционирует режим    конституционного   правления,   существует    развитая   и непротиворечивая  правовая система,  и эффективная  судебная власть, вместе   с   реальным   разделением   властей   с  их   эффективным взаимодействием   и  взаимным  контролем,   с  развитым  социальным контролем политики и власти.

Идея правового  государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинствадеспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  • Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.
  • Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
  • Охрана устоявшихся общественных представлений о моралисправедливостисвободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям.

     Глава 1. Признаки правового государства

 

     §1. Разделение государственных  властей.

     В структурно-организационном плане  теория разделения властей предполагает  "надлежащее  разделение  сфер  деятельности, труда  и четкое  распределение  функций  между  различными  государственными органами.

     Только  органам государственной  власти  должно принадлежать исключительное  право на  издание  общеобязательных норм.  Все иные органы    государства   призваны   обеспечивать   беспрепятственную реализацию  этих норм,  не внося  при этом  никаких корректив  в их содержание.

     Концепция  разделения властей, базирующаяся  на разграничении компетенции  и  функций различных  государственных  органов,  в то же время  предполагает  так  называемую  систему  взаимных "сдержек  и противовесов",  целью  которых  является  обеспечение независимости всех властей, недопущение абсолютизации какой-либо из них.

     Не  трудно заметить, что "сдержки и  противовесы" не затрагивают сферу  деятельности той или иной власти,  не позволяют ей присвоить себе   "чужие"   полномочия.   Так,  исполнительно-распорядительные органы  не   должны  заниматься  правотворческой деятельностью,  а правосудие  не   может входить в компетенцию законодательной и исполнительной власти.

     Подчеркивая  недопустимость абсолютизации какой-либо  из трех властей  в Правовом государстве,  следует обратить  внимание на то, что  и законодательная  власть, занимающая  в силу  своей специфики верховное  положение   в  обществе,  не  может  носить  абсолютного характера.

     Практическая  реализация принципа разделения властей, равно как и  принципа господства права,  в обществе не  возможна без строгого следования   всех  государственных  структур  требованиям  правовых норм. В этом - суть еще одного принципа Правового государства.

    § 2.   Верховенство закона в правовом государстве.

     Данный  принцип  является  одним  из  важнейших  критерием демократичности   государства.   И   действительно,   ни  одно   из тоталитарных   государств   не   утруждало   себя   обязательствами неукоснительного соблюдения им же принятых правовых норм.

     В течение многих лет  право рассматривалось  лишь как средство, с  помощью   которого  государство  управляет  обществом,  а  более правильный   тезис:   "государственное   управление   как  средство осуществления   права"   отсутствовал.  Не   право   на   службе  у государства,  а государство на службе  у права - вот в чем смысл рассматриваемого  принципа  Правового государства.  Иначе говоря, государство,  его органы,  должностные лица  не могут преступить через  закон;  их  деятельность  должна  строго  регламентироваться рамками закона и протекать в границах  и формах, прямо оговоренных в законе.1  

     §3. Взаимная ответственность  государства и  личности.

     Мы  воспринимаем как  должное ответственность  личности перед государством.  Нарушил  человек  требования  законов  (вовремя  не уплатил  квартирную   плату,  совершил  прогул,  пересек  улицу  на красный   свет  светофора,  украл,  оскорбил   человека  и  т.п.) государство привлекает  его к ответственности, наказывает. Но много ли  вспоминается  случаев,  когда  бы  личность  призвала к  ответу государство за нарушение последним правовых норм.

     Правовое  же государство предполагает  взаимную, двустороннюю ответственность:  с   одной  стороны,  личность  несет  юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а  с  другой,  -  государство  отвечает  перед личностью  в  случае неисполнения   или   ненадлежащего   исполнения   лежащих  на   нем обязанностей  или злоупотреблений  предоставленными ему  правами. А практически  это  означает возможность  гражданина беспрепятственно обратиться  за  защитой своего  нарушенного  права в  тот  или иной правоохранительный орган,  и в первую очередь, в суд. А государство в  лице его  конкретных органов  или должностных  лиц, в  случае не исполнения    требований   правовых   норм,    обязано   претерпеть определенную   меру  наказания  и   возместить  ущерб  (например, выплатить  гражданину  определенную компенсацию  за  задержанный по вине  авиапредприятия рейс; оплатить  расходы, связанные с лечением лица   вследствие  производственной   травмы  и  т.п.).  2

          Сегодня реализация  этого принципа  чрезвычайно затруднена, для  многих она кажется  необычной  мечтой.  И  все  же  в  последнее  время  стали намечаться   прогрессивные   тенденции.  

     Взаимная  ответственность государства   и  личности  с неизбежностью   предполагает  следующий принцип   Правового   государства  -   соблюдение   прав  человека.3

§4. Права человека.

     Права  человека — неотъемлемые  свободы  и  права личности, которые   индивид  обретает  в   силу  рождения,  основное  понятие естественного  и  вообще  всякого  права  в  целом. Права  человека объемлют  гражданские   права  целых  общностей  (дети,  женщины, нацменьшинства,  народы и т.д.). Обсуждается  идея совокупных прав человечества.  При распространении прав  человека на сообщества они не   отчуждаются   от   личности,   исходным   остается   признание экзистенциальной    самоценности    всех    составляющих   общность индивидов.4

     Современные  представления  о  Правах  человека  впитывают интеллектуальный  и  политический  опыт  человечества, связанный  с преодолением фашизма  и тоталитаризма, разнообразных  форм насилия и эксплуатации.  Они изложены  во Всеобщей Декларации  прав человека, принятой  ГА ООН  10 декабря  1948 г. Декларация  подчеркивает, что "  все люди рождаются  свободными и  равными в своем  достоинстве " (ст. 1),  что " каждый  человек должен обладать  всеми правами и всеми  свободами, провозглашенными  ... Декларацией, без  какого бы то ни было  различия " (ст.2). Идущие за вступительными 19 статей (3-21)  раскрывают  гражданские права  и политические  свободы в т.ч.  право на  жизнь, свободу  и безопасность  личности, равенство перед  законом,   на гражданство и участие в управлении  своей страной,   на  владение   имуществом;   негативные  свободы   -  от произвольного ареста, задержания  или изгнания,  от  рабства и подневольного существования, от  пыток и жестокого обращения, от произвольного  вмешательства в  личную и  семейную жизнь и  т.п., а также  позитивные свободы -  передвижения, совести, мирных собраний и  ассоциаций  и т.п..  Следующие  6  статей Декларации  (22-27) выражают  экономические,  социальные  и  культурные права,  включая право на  социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на  жизненный   уровень  необходимый  для  поддержания  здоровья  и благосостояния,  на образование,  на участие  в культурной  жизни и т.п..  В  статье 29  говориться,  что "человек  имеет обязанности перед обществом,  в котором только  возможно  свободное и полное развитие  его личности ". При этом "  каждый человек имеет право на социальный  и международный порядок,  при котором права и свободы, изложенные в ... Декларации, могут быть полностью осуществлены " (ст.  28),  какие бы  то  ни  были  ограничения  прав и  свобод отдельной  личности могут быть  "установлены законом исключительно с  целью обеспечения  должного признания  и уважения прав  и свобод других    и   удовлетворения   справедливых    требований   морали, общественного  порядка  и общего  благосостояния  в демократическом обществе" (ст. 29).  В заключительной статье 30 подчеркивается, что   ничто   в   Декларации   не   может   быть  истолковано   как предоставление  какому-либо государству,  группе лиц  или отдельным лицам  права совершать действия, направленные  к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.

           Всеобщая  Декларация прав  человека  является  первым разделом Международного  билля  о правах  человека,  который  включает также Международный   пакт  о   гражданских   и  политических   правах  и факультативный  протокол к последнему, принятые  в 1966 г. Согласно обоим пактам,  ратифицированным СССР, государства - участники взяли на  себя обязательства представлять  в ООН  периодические доклады о прогрессе и  трудностях, с которыми они сталкиваются при соблюдении пактов.   Доклады   рассматриваются  соответственно   Комитетом  по экономическим, социальным  и культурным правам человека, состоящими каждый из 18 независимых экспертов.

           Помимо Международного билля  о Правах человека в ООН  приняты и другие  документы,  в т.ч.  Декларация прав  ребенка  (1959  г.), Кодекс    поведения   должностных лиц  по  поддержанию правопорядка (1979  г.),  Декларация о  ликвидации  всех форм  нетерпимости и дискриминации  (1981  г.  ), Конвенция    против  пыток и  других жестоких,  бесчеловечных и унижающих  достоинство видов обращения и наказания  ( 1986 г.).  Важное значение  имеют также Заключительный акт   Совещания  по  безопасности  и   сотрудничеству  в  Европе  и последующие  документы  т.н. Хельсинского  процесса,  региональные соглашения, в частности, деятельность Европейского суда.

           Концепция прав человека  продолжает  развиваться. Существенной проблемой   остается  приведение  национальных   законодательств  и политической  практики в соответствие  с  международными стандартами Прав  человека.

           С политической точки зрения  требуют осмысления и обоснования  не    столько   нормативные   аспекты    Прав   человека,   сколько функциональные,  т.е.  прежде всего  смысл и   значение Прав человека для    развития   и   эффективного   функционирования   современных политических   сообществ.   Здесь  существует   достаточно  широкий разброс  мнений  и подходов,  что в  значительной  мере объясняется политической  остротой, "неакадемичностью "  возникающих проблем. При  всех этих различиях, однако,  существует целый набор вопросов, признанных общезначимыми  как в теоретическом, так и в практическом плане.  К   числу  таких  вопросов  относится,  например,  проблема преодоления   разрыва   между   правами   и   обязанностями   члена политического  сообщества,  которые  в  своих  истоках, в  условиях полисной  демократии  мыслились  неразрывными.  Это  были права  на исполнение    гражданских    обязанностей,   а    исполнение   этих обязанностей  было исключительной  привилегией  ( правом  ) граждан полиса.  Попытки  чисто формального,  механического сбалансирования прав  и обязанностей, предпринимаемые в  современных условиях, не в состоянии   преодолеть  их   острое  функциональное   разделение  и противоречие,  а  асимметричное распределение  прав  и обязанностей между субъектами политики.

Информация о работе Правовое государство