Правовая регламентация института экстрадиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен людьми совершались преступления. В процессе эволюции, создания новых орудий труда и других способов обеспечения жизнедеятельности, также изменялись и способы совершения и сокрытия преступлений. Как сказал Гераклит Эфесский - «Все течет, все меняется», это же и касается взаимодействия государств по борьбе с преступлениями.
Проблема преступности приобрела международный характер. Именно это обстоятельство заставило государства объединить усилия и прибегнуть к взаимной помощи в розыске и выдаче укрывающихся за границей преступников в целях их уголовного преследования. Для этого, государствами заключаются договоры о помощи как двустороннего так и многостороннего характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТИТУТ ЭКСТРАДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ. 5
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСТРАДИЦИИ 11
3. ПРОЦЕДУРА ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 18
4. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С древних времен людьми совершались преступления. В процессе эволюции, создания новых орудий труда  и других способов обеспечения жизнедеятельности, также изменялись и способы совершения и сокрытия преступлений. Как сказал  Гераклит Эфесский - «Все течет, все меняется», это же и касается взаимодействия государств по борьбе с преступлениями.

Проблема преступности приобрела международный характер. Именно это обстоятельство заставило  государства объединить усилия и  прибегнуть к взаимной помощи в розыске  и выдаче укрывающихся за границей преступников в целях их уголовного преследования. Для этого, государствами заключаются договоры о помощи как двустороннего так и многостороннего характера.

Важность правового  регулирования института экстрадиции  в системе оказываемой государствами правовой помощи по уголовным делам, определяется как национальными интересами государств, так и мирового сообщества в целом, в целях предупреждения и предотвращения преступлений как таковых.

Институт экстрадиции  является одним из самых действенных правовых средств борьбы с преступностью, и его применение является гарантом осуществления принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

Однако реализация процедур выдачи затруднена, что связано с  несовершенством или отсутствием соответствующего национального законодательства, проблемами применения международных и национальных норм, юрисдикцией государств, гражданством и иными факторами, которые требуют разрешения.

Целью курсовой работы заключается  во всестороннем исследовании института экстрадиции

Задачами по реализации этой цели является:

  1. Рассмотрение института экстрадиции с различных точек зрения ученых;
  2. Исследование правовой базы регулирующей способы, средства и механизмы взаимодействия государств по выдаче;
  3. Изучение процедуры экстрадиции
  4. Выявление проблем затрудняющих процедуру экстрадиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИНСТИТУТ ЭКСТРАДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ.

 

 

Экстрадиция является одним из древнейших институтов международного права и  представляет собой передачу лица, государством на территории которого  такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В эпоху античности имеется информация о наличии договора  между египетским фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хеттушилем III, заключенный примерно в XIV-XIII вв. до н. э. В нем помимо прочего говорилось что, «если кто-то убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса». Исходя из этого положения можно говорить что речь идет не только о лицах совершивших уголовно-наказуемое деяние, а обо всех лицах, которые окажутся в стране хеттов и будут затребованы Египтом. Русский юрист-международник Д.П. Никольский говорит о договорах между греческими городами-государствами, в которых содержались положения о выдаче преступников. Он упоминает также о фактах применения института выдачи к уголовным преступникам и беглым рабам Римской империи и Греции.

В средние века особых изменений  в практике экстрадиции не наблюдалось, разве что особенно распространилось признание различных мест убежищами, из которых выдачи нет (droitd’asile), хотя в античности такое тоже иногда было. Любой человек от любого преследования был защищен практически во всех монастырях, соборах, храмах, церквях, часовнях и даже у дорожных крестов. Из средневековья дошли международные договоры  регламентирующие выдачу преступников. Наиболее ранним из таких соглашений считается трактат, заключенный в 1174 г. заключенный между английским Генрихом II и шотландским Уильямом. Последующие западноевропейские соглашения от него далеко не ушли – практически все он касались бунтовщиков и обоюдных врагов, а также личных врагов монархов. В целом практика сводилась к тому, что бежавшие из дружественных стран выдавались, а не из дружественных – нет.

В Новое время был договор  между Данией и Англией 1661 г. который  обязал Данию выдавать английскому  королю Карлу II, всякого кто участвовал в казни его отца Карла I. По этому же договору обоюдными врагами, подлежащими выдаче, считались враги протестантской церкви, еретики и нарушители религиозных обрядов.

Следующим шагов в развитии экстрадиции  стала тенденция к заключению многосторонних соглашений о выдаче. Первым из них стал Амьенский договор, подписанный в 1802 г. Великобританией, Голландией, Испанией и Францией.

Заключалось много самых разных договоров, но выдача в этот период обуславливалась добрососедскими  отношениями или родственными либо союзными связями./15/

Так же можно упомянуть карательную  конвенцию заключенную между Россией и Саксонией 1808 г. по ст. XIV выдаче подлежали не только военнослужащие нижних чинов, но и «всякого состояния люди». Русское правительство не особенно настаивало на принятии этой статьи, ее инициатором была Саксония. Но раз статья появилась российское правительство изъявило желание чтобы и Пруссия подписала постановление о выдаче людей всякого звания и обыкновенных преступников.

Ощутимые изменения произошли  уже с середины XIX в. С этого времени выдачу начали приводить к тому виду которая существует сейчас.

В настоящее время идет дискуссия  ученых о конкретном понимании института экстрадиции. Согласно, например, точке зрения проф. Р.М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора./21/

В то же время другая позиция состоит в том, чтобы усматривать в экстрадиции не только аспекты выдачи преступников и наказания виновных, но и более широкий круг вопросов. В частности, речь идет о правовой помощи и сотрудничестве между государствами, понимаемых в более широком плане. В этом случае понятие экстрадиции уже более широкое. Оно охватывает не только выдачу преступников, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как меры по обеспечению необходимых правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т.д. Эта позиция, например, находит отражение в работах по международному уголовному праву. Так, авторы учебника "Международное уголовное право" под ред. В.Н. Кудрявцева в главе "Выдача преступников" справедливо обращают внимание на то, что "договоры о правовой помощи в принципе шире соглашений о выдаче"./13/

Анализ международно-правовых документов, законодательных и иных нормативных актов по вопросам экстрадиции  позволяет говорить о том, что  в последнее время все чаще актуальность приобретает более  широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Понятие экстрадиции и реалии экстрадиционной практики государств и его нормативного регулирования не позволяют подменять этот институт институтом выдачи.

Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания. Во многом под влиянием этого подхода в  юридическом обиходе закрепилось  определение экстрадиции как "отдельного института выдачи подозреваемых в совершении преступлений и осужденных преступников". В научной, учебной и методической литературе концепция экстрадиции, лежащая в основе анализа ее понятия, целей, содержания, нормативной регламентации и процедур, нередко ограничивается аспектами выдачи лиц, объявленных в международный розыск в связи с совершенными преступлениями, или передачи одним государством другому осужденных для отбывания наказания.

Такое понимание экстрадиции, сводящее ее к выдаче, оказывается во многом спорным.

 Во-первых, экстрадиция  и выдача - не тождественные понятия.  Экстрадицию нельзя сводить к  выдаче и объяснять ее выдачей  прежде всего потому, что в  современных условиях выдачей  преступников экстрадиция не  ограничивается. Как известно, процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче.

Во-вторых, сложившееся  в отечественной правовой науке  понятие экстрадиции во многом различной  от той общей концепции экстрадиции, которая лежит в основе экстрадиционной  практики государств в сфере международного сотрудничества и взаимопомощи по уголовным и гражданским делам. Так, общая концепция экстрадиции, ее содержание и цели, задачи и принципы сегодня не исчерпываются лишь идеей выдачи преступников. Известная из истории права концепция "aut dedere, aut punire" составляет основу выдачи преступников, но она не распространяется на реалии практики экстрадиции./13/ Эта практика много богаче и не сводится к "или выдай, или накажи". В-третьих, как показывает изучение, реальные цели, стоящие перед практикой экстрадиции, много шире не только целей выдачи, но и правовой помощи и международного сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства и исполнения наказаний. Вообще говоря, цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит, чья выдача нарушала бы права и свободы, а также интересы государства. Однако только этим цели экстрадиции не исчерпываются. Пожалуй, не меньшее значение имеет такая цель экстрадиции, как создание международно-признанного режима правовых гарантий и обеспечения соблюдения международно-правовых актов в области прав и свобод человека со стороны государств.

Стоит рассмотреть и  само понятие экстрадиции в различной  научной литературе.

Происхождение термина  экстрадиция восходит к латинскому слову  "extradere", которым  обозначалось принудительное возвращение беглого  подданного своему суверену.

Согласно толкового  словаря под ред. А.М. Прохорова, под  экстрадицией в международном праве понимается «передача государству лица, совершившего уголовное или международное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда».

Несколько иного мнения придерживаются В.К. Звирбуль и В.П. Шупилов: по мнению данных исследователей, экстрадиция представляет собой «акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора».

С точки зрения Сафарова Н.А. экстрадиция — важнейший  международно-правовой акт, значение которого выходит далеко за рамки двусторонних межгосударственных отношений и  который следует рассматривать в русле укрепления и совершенствования международного правопорядка. В отношении лиц, совершающих преступления и укрывающихся на территории иностранного государства, в соответствии с международным правом должны незамедлительно приводиться в действие механизмы, обеспечивающие задержание и выдачу их стране гражданства либо государству, на территории которого совершено преступление, либо другому заинтересованному государству с целью привлечения к ответственности, определения меры наказания или исполнения вынесенного приговора./17/

Каждая из этих точек  зрения имеет право на существование  и имеет свое обоснование, исходя из анализа норм национального законодательства и международных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСТРАДИЦИИ

 

 

Общепризнанным считается, что выдача преступников регламентируется преимущественно национальным законодательством  страны, к которой обращено требование о выдаче. Так, собственного права  признается достаточным для принятия решения о выдаче в таких странах, как Италия, Франция, Германия, Российская Федерация и др., даже и при отсутствии международных договоров. Однако при обращении к другому государству с просьбой о выдаче преступника необходимо руководствоваться двусторонним договором. В настоящее время в международной практике сложились в основном две системы выдачи преступника:

  • европейско-континентальная система;
  • англо-американская система стран общего права.

Англо-американская система  действует в странах общего права, а европейская — в континентальной Европе, странах Латинской Америки и бывших колониях.

Выдача преступника  в странах общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия и др.) базируется на международном договоре. Верховный Суд США неоднократно выносил решения о том, что выдача преступника может состояться на основании договора между государствами.

Не выдает преступника  при отсутствии соответствующего договора Канада. Однако в соответствии с  Законом о выдаче 1985 г. Канада может  выдать преступника при отсутствии международного договора в двух случаях:

1) при наличии специального соглашения с иностранным государством;

Информация о работе Правовая регламентация института экстрадиции