Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование международных судебных органов в системе средств разрешения международных споров.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Описать основные категории международных споров и способы их урегулирования.
Раскрыть основы деятельности Международного суда ООН.
Рассмотреть порядок урегулирования международных экономических споров (на примере международных судебных органов Евразийского экономического сообщества и СНГ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами…………………………………...5
Международный Суд ООН в системе разрешения международных споров……………………………………………………………………...13
Общая характеристика Международного Суда ООН………………….13
Компетенция Международного Суда ООН…………………………….16
Международные экономические споры и порядок их разрешения………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

7786.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Полоцкий Государственный Университет

Юридический факультет

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

ПО КУРСУ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО»

«Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, 10ПРЗ-1 группы

юридического факультета ПГУ

специальность «Правоведение»

заочной формы обучения

Маляревич Татьяна Геннадьевна

 

 

 

 

Преподаватель:

Шахновская Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами…………………………………...5
  2. Международный Суд ООН в системе разрешения международных споров……………………………………………………………………...13
    1. Общая характеристика Международного Суда ООН………………….13
    2. Компетенция Международного Суда ООН…………………………….16
  3. Международные экономические споры и порядок их разрешения………………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованных источников…………………………………………...40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принцип мирного разрешения международных споров – один из ключевых в международном праве. Он представляет собой совокупность следующих обязательств участников спора: они должны разрешать споры исключительно мирными средствами; воздерживаться от действий, которые могут обострить спор; не оставлять споры неразрешенными; разрешать споры на основе международного права и справедливости. При этом, как правило, государства - участники международного спора имеют право выбора средств мирного урегулирования спорной ситуации.

В настоящее время все известные способы мирного разрешения международных споров условно подразделяются на три группы:

- дипломатические  средства – переговоры, консультации сторон;

- способы, требующие участия третьей стороны, – добрые услуги, посредничество, создание следственных и согласительных комиссий;

- разбирательство  спора в судебных и арбитражных  органах – международный арбитраж, разбирательство в Международном Суде ООН и других международных судебных органах.

Безусловно, наиболее эффективным и значимым способом разрешения международных конфликтов является рассмотрение дела международной судебной инстанцией.

Таким образом, актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях существования очагов напряженности в мире, наличия больших арсеналов вооружения у значительного количества стран, все большую значимость приобретают мирные способы урегулирования возникающих конфликтов и, в первую очередь, путем судебного урегулирования. Особенное значение приобретает судебное урегулирование экономических споров, возникающих между странами, – это едва ли не единственный законный способ решения проблемных ситуаций в настоящее время.

Объект курсовой работы – общественные отношения в сфере разрешения международных споров.

Предмет курсовой работы – международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров.

Целью курсовой работы является комплексное исследование международных судебных органов в системе средств разрешения международных споров.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Описать основные категории международных споров и способы их урегулирования.
  2. Раскрыть основы деятельности Международного суда ООН.
  3. Рассмотреть порядок урегулирования международных экономических споров (на примере международных судебных органов Евразийского экономического сообщества и СНГ).

При написании курсовой работы использовались различные источники: учебные пособия по международному праву, монографическая литература, международные договоры и соглашения.

В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: общие (анализ, синтез, исторический метод) и специальные(формально-юридический и сравнительно-правовой методы).

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

Различного рода разногласия между субъектами международного публичного права могут привести к международному кризису, а зачастую и к вооруженному конфликту. Поэтому крайне необходимо разрешать все международные споры мирным путем, не допускать перерастания разногласий между государствами в вооруженное столкновение.

Термин «международный спор» используется для обозначения взаимных претензий между субъектами международного права. В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве политико-правового отношения, возникающего между двумя или более субъектами международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения. Основой регулирования данного отношения является общепризнанный принцип мирного разрешения международных споров [11, с.315].

Современному международному праву известно несколько определений термина «международный спор», из которых наиболее оптимальным представляется следующее: международный спор – разногласия, существующие между субъектами международного публичного права по поводу применения международно-правовых норм или по поводу последствий факта, который явился нарушением международно-правовых обязательств.

Классификация международных споров может быть различной.

Из содержания главы VI «Мирное разрешение споров» Устава Организации Объединенных Наций (совершен в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (далее – Устав ООН) следует, что споры можно классифицировать следующим образом:

- особо  опасные споры, продолжение которых  может угрожать поддержанию международного  мира и безопасности;

- любые  другие споры [29].

Устав ООН не содержит критериев указанной классификации споров, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности Организации Объединенных Наций (далее – Совет Безопасности ООН). В ст. 34 Устава ООН сказано, что «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию мира и безопасности» [29].

Также споры принято классифицировать по предмету разногласий. Так, выделяют территориальные, юридические и политические споры. Территориальные споры связаны с территориальными претензиями одного государства к другому. Как правило, такие споры являются наиболее серьезными и весьма сложными для разрешения.

Международно-правовые документы не содержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами. Согласно ст. 36 Устава ООН, споры юридического характера должны как общее правило передаваться сторонами в Международный Суд Организации Объединенных Наций (далее – Международный Суд ООН). Статут Международного Суда ООН содержит перечень правовых споров, по которым юрисдикция Международного Суда ООН является обязательной. Речь идет о спорах, касающихся толкования договора, любого вопроса международного права; наличия факта, который, если будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Политические споры имеют в своей основе политическую подоплеку.

Впервые Конвенция о мирном решении международных столкновений была разработана и принята на Гаагских конференциях мира 1899 года и 1907 года (заключена в г. Гааге 18.10.1907). Документ обобщил и унифицировал правила применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Статут Лиги Наций хотя и предусматривал применение отдельных средств мирного разрешения международных споров, не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения спорных ситуаций [10, с.402].

Устав ООН закрепил принцип мирного разрешения международных споров в качестве одного из основополагающих императивов современного международного права. Впоследствии содержание принципа было конкретизировано в следующих международно-правовых документах:

- Декларации  о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом Организации  Объединенных Наций 1970 года;

- Заключительном  акте Совещания по безопасности  и сотрудничеству в Европе 1975 года;

- Манильской  декларации о мирном разрешении  международных споров 1982 года.

Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет совокупность следующих обязательств участников спора: они должны разрешать споры исключительно мирными средствами; воздерживаться от действий, которые могут обострить спор; не оставлять споры неразрешенными; разрешать споры на основе международного права и справедливости.

Государства - участники международного спора имеют право выбора средств мирного урегулирования спорной ситуации. Все известные способы мирного разрешения международных споров условно подразделяются на три группы:

- дипломатические  средства – переговоры, консультации сторон;

- способы, требующие участия третьей стороны, – добрые услуги, посредничество, создание следственных и согласительных комиссий;

- разбирательство  спора в судебных и арбитражных  органах – международный арбитраж, разбирательство в Международном Суде ООН и других международных судебных органах.

Переговоры являются наиболее доступным и эффективным средством мирного разрешения споров. Такая роль переговоров обусловлена тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, готовиться и проходить без предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз. Позитивный исход переговоров может выразиться или в непосредственном разрешении спорной ситуации, или в достижении договоренности о применении иного мирного средства.

Консультации сторон стали применяться как средство мирного урегулирования споров после Второй мировой войны и нашли международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультация является самым быстрым видом разрешения международных разногласий, так как способствует поиску компромиссных решений, непрерывности контактов между спорящими сторонами. В случае консультации стороны обращаются за разъяснением ситуации друг к другу или к третьему государству. Процедура консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет добиваться двойного результата. С одной стороны, консультация позволяет непосредственно разрешить спорную ситуацию, с другой – является профилактическим средством для возможных споров и конфликтов.

Добрые услуги – действия третьей стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Они могут оказываться как по просьбе спорящих сторон, так и по инициативе третьей стороны, в качестве которой может выступать государство, международная организация или индивид. Третья сторона может вести параллельные переговоры со спорящими сторонами с целью свести их за столом переговоров, предоставить свою территорию как нейтральную для ведения переговоров и т.д. Нередко добрые услуги перерастают в посредничество. Однако в отличие от посредника сторона, оказывающая добрые услуги, не принимает непосредственного участия в переговорах [5].

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в процессе мирного разрешения международного спора. К услугам посредника прибегают, когда разногласия спорящих сторон настолько велики, что они не могут нормально осуществлять контакты друг с другом. Посредничество оказывается третьей стороной по просьбе участников спора или по собственной инициативе. Посредник призван всемерно содействовать выработке решения, приемлемого для спорящих сторон. Он вправе предлагать свои варианты разрешения спора, хотя его предложения не носят обязательного характера для участников спора. Часто посредник выступает в качестве гаранта мирного соглашения спорящих сторон.

Основная цель работы следственных комиссий – установить факт, который стал основанием для возникновения разногласий между субъектами международного права. Следственная комиссия создается на основании специального соглашения спорящих сторон, где определяются подлежащие расследованию факты, порядок и сроки образования комиссии, объем и полномочия ее членов и т.д. Допускается участие в комиссии представителей третьей стороны. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. Участники спора пользуются выводами комиссии по своему усмотрению.

Информация о работе Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров