Принцип мирного разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Спор — это ситуация, когда стороны предъявили друг к другу взаимные претензии. В нем всегда есть участники, а их претензии совпадают по предмету спора. В качестве примера можно указать на спор Англии с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов или на спор Англии с Испанией из-за Гибралтара.

Содержание

Введение 3
1. Понятие принципов международного права 4
2. Принцип мирного разрешения международных споров 5
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Принцип мирного разрешения международных споров.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие принципов международного права 4

2. Принцип мирного разрешения международных споров 5

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Спор — это ситуация, когда стороны предъявили друг к другу взаимные претензии. В нем всегда есть участники, а их претензии совпадают по предмету спора. В качестве примера можно указать на спор Англии с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов или на спор Англии с Испанией из-за Гибралтара.

Если же претензии не совпадают  по предмету спора, то они так и  остаются претензиями. Пример — претензии  Японии на российские острова южной  части Курил. Впрочем, в Декларации 1956 г. мы признали наличие японских претензий, а значит — наличие  спора.

Претензии сторон (государств) друг к  другу могут рассматриваться  в международных органах только с их согласия, а споры могут  приниматься к рассмотрению и  без такового, особенно если они  содержат угрозу международному миру и безопасности. СБ ООН сам принимает в таком случае решение о необходимости рассмотреть спор или ситуацию.

Целью контрольной работы является рассмотрение принципа мирного разрешения международных  споров.

Задачи  контрольной работы:

  1. Определить понятие принципов международного права.
  2. Проанализировать составляющие принципа мирного разрешения международных споров.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие принципов международного права

Принципы международного права  в теории международного права определяются как руководящие правила поведения  субъектов, возникающие как результат  общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение  установившейся практики международных  отношений. Таким образом, принцип  международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций.

Необходимо подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и принципы правосознания. Последние представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права  представляет собой нормативное  отражение объективного порядка  вещей, общественной практики, закономерностей  общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

Принципы международного права  формируются, как правило, обычным  и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции [2]:

1)  стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2)  фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.

Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение  на всех субъектов международного права  без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку  любое их нарушение будет с  неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. [4]

При толковании и применении принципов  международного права принято применять  системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Представляется целесообразным рассмотреть  каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов  международного права.

 

  1. Принцип мирного разрешения международных споров

 

Данный принцип  международного права закреплен  в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим  образом: «Все члены Организации  Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир и безопасность и справедливость». Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана  и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение  правил применения добрых услуг и  посредничества, образования и функционирования международных третейских судов  и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции  в случае важного разногласия  или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем  прибегнуть к оружию, обращаться, насколько  позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной  или нескольких дружественных держав». Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных  споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон [2].

Принятый  в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более  прогрессивным документом с точки  зрения международного права - он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного  разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение  к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного  принципа мирного разрешения международных  споров, а также допускал войну  в качестве законного средства разрешения споров.

В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций  должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или  судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать  к войне в течение трехмесячного  срока после третейского или  судебного решения или доклада  Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные  дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

Следующим шагом  на пути к признанию принципа мирного  разрешения международных споров явилось  принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого  Пакта Бриана - Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных  споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны, прежде всего, стараться разрешить  спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения  к региональным органам или соглашениям  или иными мирными средствами по своему выбору».

В соответствии с современным международным  правом государства обязаны разрешать  свои споры только мирными средствами. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение  которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные  споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и  международного права», следовательно, мирные средства обязательны для  разрешения любых международных  споров [2].

Устав ООН  предоставляет сторонам, участвующим  в споре, свободу выбора таких  мирных средств, которые они считают  наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств  разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Существенное  значение для утверждения в практике международных отношений принципа мирного разрешения международных  споров имело принятие Генеральной  Ассамблеей ООН в 1982 г. Манильской декларации о мирном разрешении международных  споров и в 1988 г. - Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Оба документа, безусловно, сыграли важную роль, признавая ответственность государств за предотвращение и урегулирование споров и ситуаций, вместе с тем подчеркивают важную роль, которую могут сыграть в этой связи ООН и ее органы [2].

Государства обязаны разрешать свои международные  споры исключительно мирными  средствами, причем такие важные субъекты международного права просто не вправе оставлять свои международные споры  неразрешенными. Это означает требование о скорейшем разрешении международного спора и необходимость продолжения  поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими  сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств  мирного урегулирования возникающих  между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов  суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Различные источники  международного права по-своему решают проблему выбора мирных средств разрешения международных конфликтов. Так, Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает  четыре обязательные процедуры урегулирования споров, каждую из которых государство-участник может выбрать путем письменного  заявления при подписании или  ратификации Конвенции: Международный  трибунал по морскому праву, Международный  суд ООН, арбитраж, образуемый в соответствии с приложением VII к Конвенции, специальный  арбитраж, формируемый в соответствии с приложением VIII к Конвенции [2].

Статья IX Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, 1967 г. предусматривает  проведение консультаций в случае, если какое-либо государство - участник договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент  одного государства могут создать  потенциально вредные помехи космической  деятельности других государств.

Конвенция о  международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. предусматривает процедуру  регулирования споров по вопросу  о компенсации ущерба: если переговоры сторон в споре не приводят к разрешению спора в течение одного года, по просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению претензий  с чертами согласительного, следственного  и арбитражного органа.

Государства - члены ООН в соответствии с  Уставом приняли на себя обязательство  «проводить мирными средствами, в  согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1).

Согласно  ст. 33 Устава ООН государства, участвующие  в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Представляется  целесообразным рассмотреть подробно каждое из средств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в  Уставе ООН добрые услуги [2]:

1.  Переговоры - являются наиболее доступным и эффективным средством мирного разрешения споров. Они играют ведущую роль среди других мирных средств. Конкретные цели, состав участников и иные процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

Информация о работе Принцип мирного разрешения международных споров