Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование международных судебных органов в системе средств разрешения международных споров.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Описать основные категории международных споров и способы их урегулирования.
Раскрыть основы деятельности Международного суда ООН.
Рассмотреть порядок урегулирования международных экономических споров (на примере международных судебных органов Евразийского экономического сообщества и СНГ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами…………………………………...5
Международный Суд ООН в системе разрешения международных споров……………………………………………………………………...13
Общая характеристика Международного Суда ООН………………….13
Компетенция Международного Суда ООН…………………………….16
Международные экономические споры и порядок их разрешения………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

7786.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

Существенным различием компетенции Экономического Суда СНГ и Суда ЕврАзЭС является возможность в соответствии со статьей 14 Статута Суда ЕврАзЭС и ст. 2 Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним (подписан в г. Москве 09.12.2010) рассматривать следующие категории дел в рамках Таможенного союза по заявлению хозяйствующих субъектов:

об оспаривании актов ЕЭК или их отдельных положений;

об оспаривании действий (бездействия) ЕЭК.

Компетенция по вопросам оспаривания – одна из самых востребованных в международном судопроизводстве в рамках интеграционного образования категорий дел (иски об аннулировании составляют 47,23% (341 из 722) от всех дел, рассмотренных Трибуналом ЕС в 2011 году (/C - StatisticsconcerningthejudicialactivityoftheGeneralCourt/3.Newcases - Typeofaction (2007-11)).О жизненной необходимости данной компетенции свидетельствует и направление уже в первые месяцы функционирования Суда ЕврАзЭС субъектом хозяйствования заявления об оспаривании акта Евразийской экономической комиссии: 29 мая 2012 г. постановлением коллегии Суда ЕврАзЭС было принято к рассмотрению первое дело по заявлению ОАО «Угольная компания "Южный Кузбасс"» к Евразийской экономической комиссии (дело № 1-7/1-2012)[2].

Следует особо отметить планируемое существенное расширение предметной юрисдикции Экономического Суда СНГ. Так, в июне 2012 г. на экспертном уровне согласован и направлен в высший орган СНГ проект новой редакции Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, в соответствии с которым Экономический Суд СНГ выносит решения по любым межгосударственным спорам (а не только экономического характера) между государствами - участниками Соглашения, возникающим при выполнении международных договоров в рамках Содружества, а также по спорам, разрешение которых Экономическим Судом СНГ предусмотрено соответствующими международными договорами.

Прогрессивной новеллой в международном судопроизводстве на постсоветском пространстве может стать и одобренное на уровне экспертов и Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств наделение Экономического Суда СНГ полномочиями рассматривать споры, вытекающие из трудовых отношений должностных лиц органов Содружества Независимых Государств. К сожалению, следует констатировать, что должностные лица и сотрудники органов международных организаций, несмотря на особый статус и высокую профессиональную квалификацию, сохраняют положение слабой стороны в трудовых отношениях, имеют место факты нарушения их прав и законных интересов. Так, по данным официального сайта Трибунала гражданской службы Суда Европейского союза (Трибунал) ежегодно выносится 129-166 решений по данной категории дел (среди ответчиков лидирует Европейская Комиссия) с общим количеством заявителей от 461 до 1267 в год. Вопросы, которые ставятся на рассмотрение Трибунала: вознаграждение, реформа пенсионной схемы, условия найма, длительность договора, отказ в повышении по службе.

Следует приветствовать передачу компетенции по урегулированию такого рода споров международному суду, призванному реализовать в полной мере действие принципов независимости и баланса интересов сторон.

Необходимо акцентировать внимание на довольно сложном юридико-техническом моменте – квалификации понятия «должностные лица органов Содружества Независимых Государств». Дело в том, что Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 25.04.2003) (Республика Беларусь в нем не участвует), которое устанавливает, что должностные лица - лица, утверждаемые органами Содружества Независимых Государств по представлению Сторон в соответствии с закрепленными за каждой Стороной квотами на должности, вступило в силу не для всех государств - участников указанного Соглашения. Кроме того, следует учитывать нормы иных международных договоров, регулирующих правовой статус органов Содружества Независимых Государств. Так, понятие «должностное лицо» имеет иную квалификацию в Договоре между Республикой Беларусь и Экономическим Судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь (подписан в г. Минске 22.11.1996): согласно абзацу четвертому статьи 1 «должностные лица» означают Генерального секретаря Экономического Суда СНГ, Генеральных советников Экономического Суда СНГ и других сотрудников аппарата Экономического Суда СНГ, за исключением технического и обслуживающего персонала[3].

Говорить об изменении компетенции Суда ЕврАзЭС на современном этапе еще рано. Однако уже сейчас очевидно, что в целях создания полноценного, эффективного международно-правового механизма, а также в свете планируемой реорганизации Евразийского экономического сообщества в Евразийский экономический союз расширение компетенции Суда ЕврАзЭС должно иметь место. Так, в соответствии со статьей 240 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе к компетенции Суда Евразийского экономического союза (Суд Союза) относятся:

1) рассмотрение  дел о соответствии актов органов  Евразийского экономического союза (Союз) положениям Договора, иных  международных договоров в рамках  Союза;

2) рассмотрение  дел об оспаривании актов, действий (бездействия) органов Союза, а также  государств-членов в сферах исключительной  компетенции Союза;

3) толкование  положений Договора, иных международных  договоров в рамках Союза и  актов органов Союза;

4) разрешение  споров между органами Союза  и государствами-членами, а также  между государствами-членами по  выполнению ими обязательств, принятых  в рамках Союза;

5) рассмотрение  запросов государств-членов, органов  Союза по вопросу соответствия  Договору международных договоров, участниками которых намереваются  стать государства-члены или Союз.

Как видно, к компетенции Суда Союза будет отнесено и рассмотрение так называемых исков об аннулировании, т.е. о соответствии праву Союза актов и действий не только органов Союза, но и государств-членов в сфере исключительной компетенции Союза.

Как международные судебные органы Экономический Суд СНГ и Суд ЕврАзЭС осуществляют толкование норм права соответствующих организаций. Деятельность международного суда по толкованию направлена на устранение пробелов и коллизий в праве международной организации, на его гармонизацию и унификацию. Особую роль данные судебные акты играют в деле достижения единообразия правоприменительной практики государств - участников интеграционного образования. Толкование осуществляется обоими судами при принятии решений как по конкретным делам, так и по запросам государств и органов Содружества Независимых Государств и ЕврАзЭС, а также высших судебных органов.

Так, в процессе отправления правосудия Экономический Суд СНГ обращался к исследованию таких юридических вопросов, как толкование учредительных документов и иных актов, определяющих правовой статус СНГ и его органов, толкование международных договоров, регулирующих правовой статус должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств, актов, устанавливающих гарантии социально-экономических прав граждан, актов, принятых по вопросам экономического сотрудничества, в том числе по вопросам иностранных инвестиций; актов в сфере международного гражданского процесса (по вопросам уплаты и взыскания государственной пошлины, правовой помощи, признания и приведения в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений) и других[15, с.36].

Существует одна важная особенность, отличающая толкование в Суде ЕврАзЭС от толкования в Экономическом Суде СНГ: Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним (подписан в г. Москве 09.12.2010) (далее – Договор) Суд ЕврАзЭС наделяется компетенцией рассматривать преюдициальные запросы высших судебных органов государств-членов о толковании, т.е. уяснении содержания норм права ЕврАзЭС, а именно договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и актов ЕЭК, затрагивающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов, если эти вопросы существенно влияют на разрешение национальным судом дела по существу. Данная категория дел - наиболее востребованная в практике Суда Европейского Союза (Суд ЕС): в 2011 году 61,5% дел (423 из 688), рассмотренных Судом ЕС, представляли собой дела по преюдициальным запросам.

Обращение с преюдициальным запросом в Суд ЕврАзЭС– право национальных судов, однако оно превращается в обязанность, когда речь идет о деле, находящемся на рассмотрении высшего органа судебной власти государства, решение по которому в соответствии с национальным законодательством не подлежит обжалованию, при условии, что вопросы, по которым запрашивается вынесение заключения, существенно влияют на разрешение дела по существу и Суд ЕврАзЭС не выносил ранее заключений по аналогичным запросам. Представляется необходимым наделить правом обращения с преюдициальным запросом не только высшие национальные судебные органы, но и суды других звеньев. Такой подход признан Судом ЕС: статья 267 Договора о функционировании Европейского союза наделяет правом национальные суды, которые считают, что решение по вопросу толкования договоров и толкования актов органов Европейского союза (ЕС) является необходимым для разрешения ими дела по существу, а высшие судебные органы обязанностью запросить Суд Европейского союза вынести свое решение по этому вопросу. За почти 60-летнюю историю функционирования Суда ЕС им было принято к рассмотрению свыше 7 тысяч преюдициальных запросов от порядка 5 тысяч различного рода правоприменительных органов государств - членов ЕС. Рассмотрение именно такого рода обращений и формирует право интеграционного объединения[2].

Несмотря на твердое убеждение, что нельзя оценивать деятельность международного судебного органа статистическими показателями, позволим себе обратиться к языку цифр, свойственному нашей ментальности. Общее количество рассмотренных Экономическим Судом СНГ за период с 1994 по 2012 год дел (по состоянию на 1 июня 2012 г. рассмотрено 110 дел, вынесено 119 судебных актов) свидетельствует о востребованности данного международного судебного органа, доверии к нему со стороны как государств - участников СНГ, так и органов Содружества.

С момента создания Суд ЕврАзЭС проводит системную работу по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих судоустройство и судопроизводство. Так, в соответствии со Статутом Суда Евразийского экономического сообщества (ред. от 10.10.2011) (далее – Статут), и Договором Судом ЕврАзЭС разработан и утвержден Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС (постановление Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС от 16.05.2012 № 14-8) Регламент Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов. Важность данного документа трудно переоценить: указанный Регламент определяет задачи и принципы деятельности Суда ЕврАзЭС, организацию и компетенцию коллегий и Апелляционной палаты, статус лиц, участвующих в деле, порядок подачи заявлений и процедуру рассмотрения дел, а также структуру и юридическую силу судебных актов.

К середине 2013 г. Судом ЕврАзЭС рассмотрено 6 дел, 2 из которых прошли апелляционную инстанцию. Для сравнения: за первый год своего существования Суд ЕС не вынес ни одного решения.

Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ и Договор об учреждении ЕврАзЭС имеют схожий состав участников. Однако при этом следует учитывать характер и объем договоренностей, достигнутых государствами-участниками в каждом из указанных международных договоров. Особенности в предоставленной Экономическому Суду СНГ и Суду ЕврАзЭС компетенции заключаются, прежде всего, в разграничении международных соглашений и решений органов по принадлежности к той или иной международной организации. Содружество Независимых Государств и Евразийское экономическое сообщество имеют свои самостоятельные правовые базы, включающие международные соглашения и решения органов Содружества Независимых Государств и ЕврАзЭС соответственно. Предметом исследования Экономическим Судом СНГ могут быть только международные соглашения и иные акты Содружества Независимых Государств. Суд ЕврАзЭС вправе осуществлять свою юрисдикцию исключительно в отношении документов, составляющих договорную правовую базу ЕврАзЭС[3].

Следует обратить внимание и на различный субъектный состав СНГ и ЕврАзЭС, что, безусловно, сказывается на компетенции их судебных органов, когда речь идет о факультативной юрисдикции судов. Государствами - членами ЕврАзЭС в настоящий момент являются пять государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. 25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

Субъектный состав Содружества Независимых Государств шире. Тот факт, что в Соглашении о статусе Экономического Суда СНГ участвуют по состоянию на 01.03.2013 только шесть государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, не является определяющим, поскольку учредительными документами Экономического Суда СНГ предусмотрена и факультативная (договорная) юрисдикция: «соглашениями государств - участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества».

Статут Суда ЕврАзЭС также содержит положение об отнесении к ведению данного судебного органа иных споров, если это предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. При этом в договорах, содержащих соответствующие оговорки, участвуют только государства - стороны данного международного договора (в настоящее время действует свыше ста таких договоров). Данные международные договоры расширяют предметную компетенцию Суда ЕврАзЭС.

Информация о работе Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров