Судебный порядок разрешения земельных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).

Содержание

Введение 3
1. Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц 4
2. Понятие и причины возникновения земельных споров 7
2.1. Причины возникновения земельных споров 8
2.2. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров 8
3. Порядок рассмотрения земельных споров 10
4. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.1. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.2. Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам 17
4.3. Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам 18
5. Порядок исполнения решений по земельным спорам 19
6. Заключение……………………………………………………………………………….22
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

Судебный порядок разрешения земельных споров.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

 

по дисциплине «Земельное право»

 

на тему:

 

«Судебный порядок разрешения земельных споров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса, заочного отделения 

Проверил:

доцент 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

2013 год

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Земля обладает ценностью, которая  отличает ее от любого другого материального  объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве,  является базисом для размещения производительных сил.  В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному  покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением. Ценность земли  как ресурса заключается в том, что земля  может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как определенная территория и в других качествах. Такая ценность предполагает концентрацию вокруг нее различного рода интересов субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности. В настоящее время земельная сфера уже не так уступает в своей ликвидности другим сферам  гражданской активности, она привлекает к себе внимание субъектов права. Зачастую интересы субъекты  хозяйственной деятельности (граждане) сталкиваются с интересами субъектов предпринимательской деятельности (различного рода юридические лица, в частности фермерские хозяйства), а интересы тех, могут не совпадать с интересами государства и наоборот. Все эти столкновения интересов приводят, в конце концов, к спорам; споры, объектом которых была, есть и будет земля. Вопросам возникновения и разрешения земельных споров посвящена данная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и общая характеристика  защиты земельных прав граждан  и юридических лиц

Правовой институт «земельные споры» является традиционным в системе земельного права РФ, однако в последнее время он значительно видоизменился и приобрел особое значение. Это обусловлено как общим изменением и либерализацией земельно-правовых отношений: земля стала объектом гражданского оборота, так и значительным изменением самого порядка разрешения земельных споров (ст. 64 ЗК).

Следует сказать о том, что порядок  разрешения споров неоднократно изменялся  на протяжении нескольких десятилетий, причем общую тенденцию можно  выразить следующей зависимостью: происходит все больший переход от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. В частности, известный Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» прямо устанавливает, что все земельные споры разрешаются в судебном порядке. Окончательно это правило закрепила Конституция РФ от 1993 г., в ст. 46 которой говорится о том, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Эти новые положения могут вызывать одобрение, ибо ранее местные органы исполнительной власти были, по сути, единственными вершителями судеб землепользователей и иных работников, хозяйствовавших на земле.

Новый Земельный Кодекс РФ устанавливает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. При административном порядке не учитывается особый, уникальный объект, который является собственно предметом земельного спора, а именно: земля как незаменяемое природное образование. И только лишь суд зачастую способен рассмотреть со всех сторон возникшую коллизию, учесть все особенности и вынести справедливое решение. Административный же порядок порождает бесправность, субъективизм и тенденциозность при рассмотрении подобных ситуаций. Поэтому необходимо активное участие суда, тем более в настоящее время, когда всем известна та криминогенная ситуация, которая сложилась с рынком земли. Необходимо учитывать и всевозрастающее самоуправство местных властей.

Разрешение земельных споров – это один из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и арендаторов. Государство, участвуя в разрешении споров в лице местных администраций и судебных органов, тем самым  осуществляет охранительную функцию при государственном регулировании земельных правоотношений.

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными гражданским  законодательством, ЗК РФ и другими  федеральными законами, путем признания  земельных прав; установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны государства и третьих лиц, за исключением случаев нарушения земельного законодательства; установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекращения или ограничения земельных прав государством; установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае их прекращения или ограничения государством (ст. 59, 60 ЗК).

Защита земельных прав осуществляется путём разрешения возникших в  результате защиты земельных споров в судах, арбитражных судах и третейских судах.

Споры граждан и юридических  лиц, связанные с земельными отношениями, в том числе по предоставлению и изъятию земельных участков, разрешаются в административном порядке, судебными органами и третейскими  судами.

Досудебное административное рассмотрение земельного спора необязательно, за исключением спора о сельскохозяйственных землях. Для рассмотрения споров о выделении земельных участков для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и граждан, споров о границах участков и арендных платежах на уровне районов и субъектов РФ могут создаваться сельскохозяйственные палаты в составе представителей органов управления сельским хозяйством, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, действующих на условиях третейских судов.

Имущественные споры, связанные с  земельными отношениями, рассматриваются  в судебных органах и третейских судах.

Земельные споры и иные дела, возникающие из земельных отношений, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их подведомственностью, установленной гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, а также иными федеральными законами.

Земельное законодательство устанавливает также порядок разрешения земельных споров в административном порядке. Так, земельные споры, хотя и подведомственные суду или арбитражному суду, если они переданы на разрешение административных органов одной из сторон до принятия дела к производству судом или арбитражным судом, рассматриваются в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Однако органы местной администрации  не обладают достаточной объективностью при разрешении земельных споров, так как они сами непосредственно участвуют в создании и формировании земельных отношений, а споры о земле часто затрагивают решения самих администраций и, таким образом, предъявляемых к ним самим претензий, то есть эти органы местной администрации должны быть полностью отстранены от разрешения земельных споров, так как они обладают высокой компетенцией  области регулирования земельных отношений.

К сожалению, в ЗК нет чёткого  разграничения подведомственности между местной администрацией, судом и арбитражным судом.

При административном порядке разрешения земельных споров органы государственного регулирования земельных отношений  одновременно играли главную роль при  отводе, изъятии земель, землеустройстве, земельном контроле и в то же время решали судьбу каждого земельного конфликта. Эти органы, как правило, не заботясь о защите прав пользователей земли, добивались лишь на словах соблюдения приоритета государственных и общественных интересов. На самом же деле существовавший порядок разрешения земельных споров не способствовал выявлению подлинных причин конфликта, а содействовал сокрытию бесхозяйственности и не обеспечивал необходимый уровень законности в земельных отношениях.

Земельные споры между предприятиями  и организациями рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов РФ. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утверждённой Правительством РФ, решение которой может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Однако правовой институт «Земельные споры» значительно изменился в  связи с либерализацией земельных  правоотношений, особенно когда земля  стала объектом гражданского оборота, что вызвало и изменение самого порядка разрешения земельных споров.

Разрешение земельных споров –  это один из способов защиты прав и  законных интересов всех пользователей  земли.

 

2. Понятие и причины возникновения  земельных споров

Спором, в общем понимании этого  слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, решаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вынужденный провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить.

Земельный спор – это обсуждение и доказывание своих прав на землю  с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Предметом земельного спора может  являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т  д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.

Разрешение земельного спора –  это правоотношение, урегулированное  нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такого прямо или косвенно. Это  споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а  также по объекту, субъекту спора и другим основаниям.

 

2.1. Причины возникновения земельных споров

Основными причинами возникновения  земельных споров являются:

1) недостатки в действующем законодательстве. Так, недостаточно четко регламентированный  порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т. п.;

2) недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве с вносимыми в законодательство изменениями;

3) недостатки в работе должностных  лиц государственного аппарата: покровительство монополистическим  тенденциям, особенно в сфере  нарождающегося частного предпринимательства  в землепользовании; бюрократизм  и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.;

Информация о работе Судебный порядок разрешения земельных споров