Международные акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1.Классификация источников ПСО………………………………...…….5
Глава 2.Международные акты как источники ПСО
2.1.Международные договоры……………………………………….......10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

        

                                             СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1.Классификация источников ПСО………………………………...…….5

Глава 2.Международные акты как источники ПСО

2.1.Международные договоры……………………………………….......10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В российском праве, как и  ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного  характера являются нормативные  правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится  и к источникам права социального  обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании  данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли  российского права.

Особое место среди  источников права социального обеспечения  занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы  международного права, а также международные  договоры Российской Федерации. Такие  источники права входят в общий  массив законодательства России и имеют  приоритет над всеми российскими  нормативными правовыми актами.

Нормативные документы, являющиеся источниками права социального  обеспечения, можно разделить на два вида: 

документы, содержащие только нормы права социального  обеспечения (например, Закон РСФСР "О государственных пенсиях  в РСФСР" от 20.11.90); 

документы, состоящие  из норм различных отраслей права (Положение  о федеральной государственной  службе от 22.12.93 № 2267).

Система источников права социального обеспечения  достаточно сложна и противоречива. Она охватывает международные договоры и нормативные правовые акты практически  всех уровней и нормотворческих  органов.

Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в  рамках СНГ, ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), в силу ст. 15 Конституции РФ имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству. К их числу относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г.

Участвующие в данном международном договоре государства  приняли на себя юридические обязательства  гарантировать каждому право  на социальное обеспечение, включая  право на социальное страхование.

Круг источников права социального обеспечения  очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения (конвенции МОТ и акты других международных  организаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

Классификация источников ПСО

Источники ПСО, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:

1. по юридической силе;

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

По сфере действия законы могут быть:

- федеральными,

- отраслевыми,

- местными.

Разновидностью классификации  по сфере действия является объединение  источников по кругу лиц, на которых  распространяются отдельные нормы  законодательства о социальном обеспечении.

Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений по социальному  обеспечению — например, акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых  граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан, военнослужащих и  их семей и т.д.

К актам, имеющим высшую юридическую  силу, относятся,  прежде всего, международные  акты, ратифицированные Россией,  и  Конституция РФ. Нормы Конституции  гарантируют:

1. создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь (статья 7);

2.социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни,  инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей (статья 39);

3.закрепляют право на  охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (статья 41);

4.предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (статья 38);

5.каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46).

В силу статьи 15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  м/н права и м/н договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года, Конвенция «О правах ребенка» 1989 года и т.д.).

Среди национальных источников данной отрасли есть и такой кодифицированный акт как Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993, в которых закреплено право  на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин-матерей, пожилых, инвалидов, несовершеннолетних. Основы устанавливают также и гарантии этого права.  Особое место среди них занимают права граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, а инвалидов на бесплатную профессиональную переподготовку и трудоустройство.

Следующий уровень источников — это законы. Отличительной чертой источников ПСО на современном этапе  является то, что многие отношения в данной сфере регулируются сейчас нормами именно законов:

ФЗ от 16.07.1999 «Об основах  обязательного социального страхования»;

ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»  от 15.12.2001;

  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001;

Закон РФ «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995;

Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995;

Закон РФ «О прожиточном  минимуме» от 24.10.1994;

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995;

Закон РФ «Об основных гарантиях  прав ребенка в РФ» от 24.07.1998;

ФЗ «О государственной  социальной помощи» от 17.07.1999 и другие.

К числу источников ПСО  относятся также и законы субъектов  федерации, предусматривающие законодательные  гарантии по социальной защите пожилых  граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения:

Многие вопросы социальной защиты населения регулируются указами  Президента РФ, в связи с чем  они также выполняют роль источников ПСО:

УП РФ «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей  в возрасте до трех лет, уволенных  в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» от 05.11.1992;

УП РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992;

УП РФ «Об обеспечении  деятельности КС РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей» от 07.02.2000 и другие.

Постановления Правительства  РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями  либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения, в связи с  чем и выступают в качестве источников ПСО. Компетенция Правительства  РФ в сфере социального обеспечения  широка. Постановлениями Правительства  РФ, в частности, утверждены:

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий  гражданам, имеющим детей, от 04.09.1995;

Положение о порядке выплаты  пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы  РФ от 08.07.2002;

Правила подсчета и подтверждения  страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002;

Акты министерств и  ведомств — следующий уровень источников ПСО. К их числу, прежде всего, относятся акты такого органа, как Министерство здравоохранения и социального развития РФ (с функциями бывших Минздрава и Минтруда), РФ и т.д.:

Постановление Правления  ПФР и Минтруда РФ от 16.02.2004 № 15п/18 "Об утверждении Правил выплаты  пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»;

Постановление Минтруда РФ и Минфина РФ от 12.01.2004 № 1/1н «Об  утверждении Порядка подсчета и  подтверждения стажа государственной  службы для назначения пенсии за выслугу  лет федеральных государственных  служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной  службы»;

Постановление Минтруда РФ от 09.07.2003 №49 "Об установлении тождества  наименования учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИД» наименованию учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями»;

Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №17/19пб "Об утверждении  Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера  пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении  в РФ».

Муниципальные нормативные  правовые акты также являются источниками  ПСО. Муниципальные НПА также  являются источниками ПСО. Обязанность  участвовать в регулировании  социального обеспечения для  муниципальных образований установлена  рядом федеральных законов, в  частности Бюджетным кодексом РФ. В основном такие муниципальные  акты посвящены отдельным доплатам к пенсиям, пособиям (например, детским), социальному обслуживанию граждан (в местных учреждениях социального  обслуживания, например в муниципальных  столовых, лечебных учреждениях), льготному  транспортному обслуживанию, реабилитации инвалидов и т.д.

Локальные акты как источники  ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется  рыночная экономика. Они существенно  повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой  конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного изучения этого вопроса следует изучить примеры коллективно-договорного регулирования предоставления благ по социальному обеспечению. Следует учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со статьей 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера, то есть единолично. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.

Конечно, основным локальным  актом является в данной сфере  коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей (статья 40 ТК РФ). В России действует  более 200 тыс. коллективных договоров. В качестве примера можно привести Генеральный коллективный договор  ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004—2006 годы, утвержденный конференцией работников ОАО «Газпром»  и его дочерних обществ 21.11.2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международные договоры

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации указано, что нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных  договоров обладают высшей юридической  силой по отношению к внутреннему  законодательству.

К таким источникам права  нужно отнести Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах от 16 декабря 1966 г., который  был ратифицирован СССР в 1973 году и ст. 9 которого устанавливает, что  участвующие в нем государства  «признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая  социальное страхование».

Особое место среди  источников права отрасли занимают соглашения государств-участников Содружества  Независимых Государств, устанавливающие  порядок и условия социального  обеспечения граждан при переезде их из одной страны, входящей в состав СНГ, в другую. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного  обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г.

Значение конвенций и  рекомендаций МОТ в правовом регулировании  социального обеспечения в международном  и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных  сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых  должны в идеале соответствовать  законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ  способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении,

Решения конференции МОТ  по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций  и рекомендаций. Конвенции по своей  правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров, и после  ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.

Информация о работе Международные акты как источники права социального обеспечения