Система и источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Система права социального обеспечения – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объединенных в единое целое, образуют соответствующие правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

 

1Введение

Система права социального обеспечения – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объединенных в единое целое, образуют соответствующие правовые институты.

В настоящее  время в правовой доктрине наблюдается  возрастание интереса к проблеме определения структурного ряда системы права. Это обусловлено многогранностью, сложностью самого явления права. Как представляется, при исследовании системы права необходимо исходить из того, что опосредованное государством юридическое нормирование должно быть подлинным отражением права, учитывать мировоззренческо-социальные составляющие данного явления. В противном случае публично-властное юридическое нормирование не будет обладать должным уровнем социальной адекватности, а значит, в конечном итоге и надлежащим качественным воздействием.

Существующее  в правоведении многообразие правовых позиций в области структурного строения системы права, их противоречивость, сложность определения и разграничения областных направлений права свидетельствуют и о необходимости переосмысления доминирующего сегодня рассмотрения структуры системы права «сквозь» отраслевую конструкцию, и о потребности в выработке новых методологических подходов.

Право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

Термин "источник права" обычно имеет  два значения.

Первое  раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой" закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Второе  значение понятия источника права  характеризует его юридическую  природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Правотворчество является источником права в материальном смысле.

Из  общей теории права мы знаем, что  под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой  деятельности государства, с помощью  которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Для российского права характерно то, что основными его источниками  являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.

В настоящее  время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются дополняются либо принимают ся новые, более прогрессивные, соответствующие рыночный отношениям.2


3Глава 1. История развития права социального обеспечения.

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в. Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе  социального обеспечения. Новая  система создается на базе концепций  и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При  этом медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и  других поступлений. Материнство и  детство, семья находятся под  защитой государства.

В Российской Федерации отсутствовали учебники по курсу «Право социального обеспечения». Первый и единственный учебник был написан крупнейшим советским ученым, одним из основателей права социального обеспечения — профессором В. С. Андреевым.

В настоящее  время право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.

4Глава 2. Понятие права социального обеспечения.

Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в  жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит  от развития экономики и теснейшим  образом связано с политикой  и социальным благополучием людей  труда и неработающих слоев населения.

Содержание  понятия социального обеспечения, его параметры формировались  постепенно по мере развития самой  системы социального обеспечения  в нашем государстве.

В экономической  и юридической науке понятие  социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании  социальное обеспечение означает «предоставление  достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан.

5При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории явились В.М. Догадов, Н.А. Вигдорчик, Н.А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

Введение  функционального (целевого) критерия в  дополнение к экономическому и субъектному  явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной  мысли по вопросу о понятии  социального обеспечения.

В.С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность  определенных социально-экономических  мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием  и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».

6Однако позиция В.С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслуживанию и лечению» (В.С. Андреев), но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы (К.С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В.С. Андреев, Р.И. Иванова и В.А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т.М. Кузьмина относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В.Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Своеобразный  подход к данному вопросу предлагает Е.Е. Мачульская. По ее мнению, социальное обеспечение предоставляется только лицам, подвергшимся воздействию социального риска на безвозмездно-неэквивалентных или бесплатных началах. Поэтому санаторно-курортное 7обслуживание и образование не следует включать, по ее мнению, в понятие социального обеспечения.

Учитывая  имеющиеся точки зрения по вопросу  о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить  основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения  следует называть социальным.

Таковыми, на наш взгляд, являются:

1) Источники  финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что  социальное обеспечение должно предоставляться  за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования  СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения  для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;

2) Круг  лиц, подлежащих обеспечению

В настоящее  время финансирование социального  обеспечения происходит за счет специальных  социальных фондов, средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

С юридических  позиций общепринято, что обеспечение  за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для  определенных их категорий, установленных  в законе.

На  сегодняшний день таковыми являются:

- нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге  лет);

- лица, потерявшие кормильца;

8- беременные женщины;

- дети;

- семьи,  имеющие детей;

- безработные;

- лица, имеющие статус беженцев и  вынужденных переселенцев;

- ветераны  войны и труда;

- лица, пострадавшие от воздействия  радиации;

- лица, награжденные орденами боевой  и трудовой славы;

- Герои  Советского Союза и России;

- жители  блокадного Ленинграда;

- лица, награжденные медалью «За оборону  Ленинграда»;

- бывшие  узники концлагерей, гетто;

- лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии  реабилитированные.

Круг  этих лиц устанавливается применительно  к конкретным видам обеспечения;

3) Условия  предоставления обеспечения

Право на тот или иной вид обеспечения  устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан  только при наступлении соответствующих  обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся  события (достижение определенного  возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются  с наступлением для человека трудной  жизненной ситуации, в которой  он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

Информация о работе Система и источники права социального обеспечения