Международные акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1.Классификация источников ПСО………………………………...…….5
Глава 2.Международные акты как источники ПСО
2.1.Международные договоры……………………………………….......10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Все конвенции и рекомендации МОТ о социальном обеспечении  можно условно разделить на две  группы. Первую группу составляют акты универсального значения. Прежде всего  следует назвать Конвенцию N 102 "О  минимальных нормах социального  обеспечения" (1952). Этот документ содержит основополагающие нормы о видах, размерах и условиях предоставления социального обеспечения. В Конвенции  перечисляются все виды социального  обеспечения: медицинская помощь, пособия  по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма  и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и  по случаю потери кормильца. С учетом разнообразия условий в различных  странах Конвенция предполагает установление минимального уровня обеспечения  во всех перечисленных случаях, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению, и  минимальные размеры выплат для  различных субъектов.

Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962) имеет большое значение для  достижения такого уровня социального  обеспечения, который мог бы обеспечить реальные жизненные потребности  людей. Она содержит обязательства  государств предоставить независимым  производителям и наемным работникам условия для повышения своего жизненного уровня, а также поддерживать установленный путем официальных  обследований прожиточный минимум. Данное положение является актуальным в настоящее время, тем более, что в Конституции РФ аналогичной нормы не содержится (несмотря на то, что п. 2 ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. устанавливает, что пенсии, пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума). Сохраняет свое значение до настоящего времени и Рекомендация N 67 "Об обеспечении дохода" (1994). В ней речь идет об уменьшении нуждаемости людей путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности или по другим причинам. Обеспечение дохода должно осуществляться на основе обязательного социального страхования, а для категорий, не охваченных социальным страхованием, - на основе социальной помощи. Рекомендация перечисляет и характеризует все случаи, в которых человек должен получать материальное обеспечение от государства, определяет условия и приблизительные размеры обеспечения. Очевидно, что данные положения актуальны в условиях перехода России к рыночной экономике и могут оказать помощь в разработке законов, иных нормативных правовых актов .

Конвенция N 118 ``О равноправии  в области социального обеспечения'' (1962) предусматривает предоставление иностранным гражданам и лицам  без гражданства равных прав с  гражданами страны в сфере социального  обеспечения. Для этого возможно суммирование периодов страхования, работы по найму или проживания с целью  сохранения приобретенных прав.

Особое место среди  документов МОТ занимает Рекомендация N 167 "Об установлении международной  системы прав в области социального  обеспечения" (1983). Ее цель - содействие заключению дву и многосторонних соглашений о социальном обеспечении  между государствами-членами МОТ  на принципах равноправия в предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов национальными  законодательствами.

Вторую группу документов МОТ составляют конвенции и рекомендации, касающиеся отдельных субъектов  и видов социального обеспечения. Конвенция N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967) регулирует условия предоставления пенсий по старости, инвалидности и  по случаю потери кормильца, а также  размер их в процентном соотношении  к заработку. Положения о предоставлении медицинской помощи и об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности содержатся в Конвенции N 130 "О  медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969). Нормы об обеспечении  пособиями в случаях трудовых увечий, профессиональных заболеваний, а также безработицы включают в себя Конвенция N 121 "О пособиях в случае производственного травматизма" (1964) и Конвенция N 44 "О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934).

Проблемам обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых  людей посвящена Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980). Особое значение придается положению  безработных из числа пожилых  трудящихся, в интересах которых  рекомендуется предоставлять им пособие по безработице до назначения пенсии, а выход на пенсию осуществлять, по возможности, с использованием гибкого  пенсионного возраста и с предоставлением  досрочной пенсии.

Следует назвать также  Конвенцию N 103 "Об охране материнства" (1952), в которой содержатся положения  о защите прав женщин-матерей и  об обязанности государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и родов, послеродового  отпуска и денежного пособия, рекомендуемый размер которого - не менее двух третей предшествующего  заработка женщины. Специальный  характер имеет Конвенция N 159 "О  профессиональной реабилитации и занятости  инвалидов" (1983), которая затрагивает  очень важный аспект в осуществлении  инвалидами права на социальную и профессиональную реабилитацию, содержит гарантии занятости инвалидов.

Две последние конвенции - единственные из 43 конвенций МОТ, действующих  в России, касающиеся вопросов социального  обеспечения. Существенные трудности  в приведении действующего законодательства в соответствие с международными стандартами создает тот факт, что Россией не ратифицирована ни одна из конвенций, содержащих универсальные  положения о гарантиях социального  обеспечения. Отсутствие акта признания  конкретных норм не делает невозможным  их включение в федеральные законы или конституции, уставы, другие законы субъектов РФ. Таким образом, конвенции  и рекомендации МОТ являются важным и перспективным источником права  социального обеспечения Российской Федерации.

Особое место занимают акты такой международной организации, членом которой является Россия, как  Совета Европы. Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в  сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе. Подписание РФ 14.09.2000 Европейской социальной хартии (пересмотренной 03.05.1996) и создание в 2001 году Межведомственной комиссии РФ по подготовке к ее ратификации  наглядно продемонстрировали приверженность нашей страны общепризнанным принципам  международного права. Однако, до сих  пор этот акт не вынесен на ратификацию. Уровень гарантий, предоставляемых  российским законодательством, и предусмотренных  действующими международными договорами РФ, в большинстве случаев, вполне соответствует уровню, закрепленному  как в первоначальной, так и  в новой редакциях Хартии. Необходимо ратифицировать максимально возможное  число ее положений. Это позволит установить четкие ориентиры дальнейшего  проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов и используя обобщенный опыт европейских государств. Европейский кодекс социального обеспечения ETS №048 (Страсбург 16.04.1964), который представляет собой улучшенную версию Конвенции МОТ №102.

Следующим уровнем международного сотрудничества в данной сфере можно  назвать нормотворчество СНГ:

Соглашение о гарантиях  прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного  обеспечения от 13.03.92 года;

Соглашение о порядке  пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 года и т.д.

У России имеется и некоторое  количество двусторонних международных  договоров в сфере социального  обеспечения:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан  о гарантиях пенсионных прав жителей  г. Байконур Республики Казахстан от 27.03.1996,

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях  прав граждан в области пенсионного  обеспечения, подписанное в городе Москве 16.05.1997;

                                           

                                         

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время система  социального обеспечения России переживает переходный период. Новая  система создается на базе утверждаемых Правительством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет  реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы  в целом.

Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального  обеспечения. Статьи 38-41 Конституции  закрепляют права человека в области  социального обеспечения. Материнство  и детство, семья находятся под  защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Малоимущим, иным указанным  в законе гражданам, нуждающимся  в жилище, оно предоставляется  бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных  и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Реализация указанных  конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства.

 

 

                 Список использованной литературы

                                       Нормативные акты

1) Конституция РФ 1993г. // http.costitution.ru//

2)Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня 2004 г.).       

 3)Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

 4)Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.)

                                    Учебно-методическая  литература

  1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2001.
  2. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир.2001.
  3. Гареева А.Н Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. 2008

                                       Электронные ресурсы

http://rudocs.exdat.com/docs/index-379721.html?page=2

http://ru.wikipedia.org

http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/

http://jurkom74.ru/pravo-sotsialnogo-obespecheniya/istochniki-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-klassifikatsiya-i-obschaya-charakteristika

http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/pravo-sotsialnogo-obespecheniya-harin-k.s.-338/Page-16.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Международные акты как источники права социального обеспечения