Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексный анализ института международно-правовой ответственности. В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие конкретные задачи:
- исследовать понятия и основания международно-правовой ответственности;
- раскрыть понятия и виды международных правонарушений;
- выработать такое понятие международно-правовой ответственности государств, которое позволит определить действительную роль института ответственности в международном праве;
- рассмотреть, в рамках каждого из видов, формы международно-правовой ответственности государств;
- определить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность;
- изучить условия международной уголовной ответственности физических лиц, а также меры их наказаний;
- анализировать проблемы международно-правовой ответственности и найти пути их разрешения.

Содержание

Введение 8
1.Общая характеристика института международно-правовой ответственности 15
1.1 Понятие международно-правовой ответственности 15
1.2 Основания международно-правовой ответственности 21
2. Понятие и виды международного правонарушения 25
2.1 Значение международного правонарушения 25
2.2 Виды международных правонарушений и их общая характеристика 28
3. Международно-правовая ответственность государств 32
3.1 Общие принципы международно-правовой ответственности государств 32
3.2 Виды и формы международно-правовой ответственности государств 41
3.3 Обстоятельства, исключающие ответственность государств 48
4. Международная уголовная ответственность физических лиц 56
4.1 Общие условия международной уголовной ответственности физических лиц 56
4.2 Меры наказаний, применяемые к физическим лицам, совершившим международные уголовные преступления 73
5. Проблемы международно-правовой ответственности и пути их разрешения 80
Заключение 84
Список использованной литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

международно правовая.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

Так, например, в уголовном праве Англии отсутствует деление наказаний на основные и дополнительные. Санкции бывают абсолютно определёнными (смертная казнь и пожизненное тюремное заключение) и относительно определёнными (тюремное заключение на срок от одного дня до 25 лет и штраф). Относительно определённые санкции в английском праве отличаются указанием только верхнего предела наказания. Санкции обычно носят альтернативный характер. Однако за умышленное убийство установлено безальтернативно пожизненное лишение свободы. Предусмотренные в санкции наказания в виде тюремного заключения и штрафа могут быть назначены вместе. Назначение максимального наказания, а также одновременно двух наказаний – лишение свободы и штрафа возможно тогда, когда преступление имеет характер "наихудшего случая". К обстоятельствам "наихудшего случая" относятся, например, преднамеренность, жестокость, крупный размер причинённого ущерба и т.п. Помимо конфискации имущества в Англии существуют такие виды наказаний вспомогательного характера, как-то: лишение активного и пассивного избирательного права, лишение водительских прав сроком до трёх лет.

В уголовном кодексе Австрии (раздел третий Общей части) предусмотрена следующая система правовых последствий осуждения:

1) наказания;

2) изъятие выгоды;

3) изъятие предметов;

4) предупредительные меры.

Австрийское уголовное право не отличается большим разнообразием элементов системы наказаний. Основных наказания два: лишение свободы и денежный штраф. В 1950 г. смертная казнь в Австрии была отменена. В уголовном кодексе Австрии предусмотрены и иные правовые последствия осуждения, в частности, конфискация имущества. Дополнительными правовыми последствиями осуждения являются также отстранение чиновника от должности, утрата прав, связанных с участием в выборах, с награждением или назначением на должность. Предусмотрены три вида предупредительных мер: помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения; помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом; помещение в учреждение для опасных рецидивистов. Большинство предупредительных мер может быть назначено одновременно с наказанием. Исключение составляет помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения. Указанная мера применяется к лицам, совершившим деяние в состояние невменяемости.

Говоря о том, что система наказаний в международном праве построена в значительной степени на основе норм национального законодательства конкретных государств, тем не менее, следует заметить, что отдельные нормы относительно видов наказаний носят непосредственно международный характер.

Так в ст. 77 Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. указывается, что суд может назначить одну из следующих мер наказания лицу, признанному виновным в совершении международного преступления, отнесённого к его компетенции (геноцида, против человечности, военные преступления, преступления агрессии)[Римский Статут Международного Уголовного Суда. Рим, 17 июля 1998 г.]:

a) лишение свободы на  определённый срок, исчисляемый  в количестве лет, которое не  превышает максимального количества  в 30 лет, или

b) пожизненное лишение  свободы в тех случаях, когда  это оправдано исключительно  тяжким характером преступления  и индивидуальными обстоятельствами  лица, признанного виновным в  его совершении.

Помимо лишения свободы, суд может назначить:

a) штраф;

b) конфискацию доходов, имущества  и активов, полученных прямо или  косвенно в результате преступления, без ущерба для прав третьих  сторон.

При определении меры наказания суд в соответствии с Правилами процедуры и доказывания принимает во внимание такие факторы, как тяжесть преступления и личность осуждённого.

При назначении наказания в виде лишения свободы суд засчитывает срок предварительного содержания под стражей по постановлению суда при наличии такого срока. Суд может засчитать любой срок, иным образом отбытый под стражей в связи с деянием, лежащим в основе преступления.

Если лицо осуждено за совершение более чем одного преступления, суд назначает наказание за каждое преступление и общее наказание с указанием всего срока лишения свободы. Этот срок не должен быть меньше срока, предусмотренного самым строгим отдельным наказанием, которое было назначено, и не должен превышать 30 лет лишения свободы или меры наказания в виде пожизненного лишения свободы.

В соответствии со ст. 27, 28 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Трибунал имеет право приговорить виновного к смертной казни или другому наказания, которое Трибунал признаёт справедливым. Трибунал вправе в дополнение к определённому им наказанию постановить об отобрании у осуждённого награбленного имущества и распорядиться о передаче этого имущества Контрольному советы в Германии.

Наиболее тяжким видом наказания, рассматриваемого в рамках международного уголовного права, является смертная казнь. Относительно её применения в мире существует несколько тенденций:

- отмена смертной казни;

- сужение круга преступлений, за которые предусмотрена смертная  казнь;

- сокращение круга лиц, которые могут подвергаться смертной  казни (в цивилизованных странах  считается недопустимым применять  такое наказание к подросткам, беременным женщинам и старикам).

С другой стороны в некоторых странах наблюдается обратный процесс: восстановление смертной казни (в ряде штатов США), расширение сферы её применения (Китай, Корея, Саудовская Аравия). При этом серьёзной проблемой международной защиты прав человека являются смертные приговоры, вынесенные без соблюдения элементарных гарантий прав личности, закреплённых в международно-правовых актах: отсутствие на судебном процессе защитника, заочные судебные процессы, вынесение смертных приговоров внесудебными органами либо в несправедливом судебном процессе, лишение лиц, приговорённых к смерти права на пересмотр дела вышестоящим судом и т.д. Даже в так называемых "демократических" государств существуют грубейшие нарушения прав человека. Так, в США присутствует практика расовой дискриминации при вынесении смертных приговоров, существуют нормы, предусматривающие применение смертной казни к несовершеннолетним.

Зачастую наблюдаются нарушения, связанные с назначением смертной казни.

Что касается непосредственно международного уголовного права, то его нормы имеют чёткий вектор: они направлены на отмену смертной казни. Их основу составляет ст.3 Всеобщей декларации прав человека, которая определяет, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей статье не даёт участвующим в Пакте государствам права каким бы то ни было путём отступать от любых обстоятельств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Каждый, кто приговорён к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях. Смертный приговор не выносится за преступления, совершённые лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится не в отношении беременных женщин.

Указанные выше положения были развиты в Протоколе № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни при любых обстоятельствах. В соответствии с ним смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к такому наказанию или подвергнут смертной казни.

Таким образом, очевидно, что в рамках международного уголовного права применяются аналогичные основные виды наказаний, тем которые установлены в уголовном законодательстве большинства стран мира. При этом установлен запрет на использование жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

5. Проблемы  международно-правовой ответственности  и пути их разрешения

Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. Проблема принуждения всегда была одной из главных в международном праве. Ссылаясь на отсутствие централизованного аппарата принуждения, многие мыслители отрицали юридический характер этого права, называли его позитивной моралью. Однако на самом деле принуждение играет свою роль в функционировании международного права и является одной из характерных черт механизма его действия.

Принуждение как элемент метода функционирования международного права представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак – правомерность. Принуждение должно быть правомерным как по основанию, так и по методам и объёму. Правомерность определяется в первую очередь основными целями и принципами международного права.

Контрмеры – меры, которые потерпевшее государство вправе применить к государству, ответственному за международно-противоправное деяние, в целях побудить его выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства и которые в ином случае были бы противоправными.

Контрмеры должны быть пропорциональными, т.е. соразмерными причинённому ущербу с учётом тяжести противоправного деяния и значения затронутых прав. Пропорциональность имеет первостепенное значение для определения правомерности контрмер. Непропорциональные контрмеры влекут за собой ответственность применившего их государства. Эти положения важны для ограничения возможностей злоупотребления контрмерами. В решении по делу "Габчиково – Надьмарош" Международный суд признал, что "отвод вод Дуная, совершённый Чехословакией, не является законной контрмерой, поскольку он не был соразмерным"[ICJ. Reports. P. 56.].

Проблема состоит в том, что нет достаточно точного определения понятия "правомерные меры". Современной практике известно немало случаев принятия коллективных мер, однако их правомерность зачастую вызывает сомнения. В 1998 г. в связи с событиями в Косово члены ЕС заморозили югославские активы и наложили запрет на полёты воздушных судов. Для некоторых членов эти действия представляли нарушение договоров с Югославией. Неправомерность этих мер была очевидной. Приведённую в их оправдание аргументацию трудно признать состоятельной. Так, оправдывая денонсацию соглашения с Югославией без предварительного уведомления, правительство Великобритании заявило, что "ухудшающийся послужной список президента Милошевича в области прав человека означает, что в моральном и политическом плане он лишил свой правительство настаивать на обычно применяемом 12-месячном уведомлении"[BYIL. 1999. Vol. 70. P. 555-556.].

Санкции – принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

Введение санкций влияет не только на межгосударственные отношения, но и на частноправовые связи физических и юридических лиц. Согласно резолюциям совета Безопасности относительно Ирака соблюдение их положений обязательно "независимо от любого контракта или лицензии, которые заключены или выданы до дня принятия резолюции" (резолюция 661). Следовательно, резолюция запрещает выполнять контракт и освобождает от ответственности за его невыполнение в период применения санкций.

О значении этих проблем свидетельствует тот факт, что они нашли отражение в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., которая поставила задачу свести к минимуму негативные последствия экономических санкций ООН для неповинного населения и устранить отрицательные последствия санкций для третьих сторон (п. 9). Эти проблемы регулярно обсуждаются Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом.

Общие положения в этой области определены резолюциями Генеральной Ассамблей. При определении режима санкций следует должным образом учитывать их последствия для третьих государств. Государства и международные организации призываются к оказанию помощи таким государствам. Предусмотрено совершенствование механизма решения возникающих вопросов. Более того, предполагается, что эти проблемы найдут отражение в Уставе ООН.

Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды не только отдельными учеными и научными учреждениями, но и неправительственными и межправительственными организациями, включая Лигу Наций. Однако до сих пор ни одна из этих попыток не привела к появлению универсальной международной концепции.

Сначала кодификаторы уделяли основное внимание материальной ответственности за ущерб, причиненный личности и имуществу иностранных граждан и иностранному капиталу, но со второй половины XX века центр тяжести переносится на проблемы ответственности за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

С 1956 года кодификация данных норм проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Работа до настоящего времени еще не завершена, но уже рассмотрены и приняты в предварительном порядке ряд статей, в которых решаются ряд вопросов относительно возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема реализации международной ответственности и урегулирования споров.

На данном этапе Комиссия ограничила свою задачу лишь ответственность государства, не касаясь ответственности других субъектов международного публичного права. Она решила также рассматривать ответственность только за международно-противоправные деяния. Что касается ответственности за вредные последствия действий, не составляющих международного правонарушения, то с 1980 года Комиссия работает над проектом специальной конвенции по этому вопросу.

Информация о работе Международно-правовая ответственность