Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексный анализ института международно-правовой ответственности. В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие конкретные задачи:
- исследовать понятия и основания международно-правовой ответственности;
- раскрыть понятия и виды международных правонарушений;
- выработать такое понятие международно-правовой ответственности государств, которое позволит определить действительную роль института ответственности в международном праве;
- рассмотреть, в рамках каждого из видов, формы международно-правовой ответственности государств;
- определить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность;
- изучить условия международной уголовной ответственности физических лиц, а также меры их наказаний;
- анализировать проблемы международно-правовой ответственности и найти пути их разрешения.

Содержание

Введение 8
1.Общая характеристика института международно-правовой ответственности 15
1.1 Понятие международно-правовой ответственности 15
1.2 Основания международно-правовой ответственности 21
2. Понятие и виды международного правонарушения 25
2.1 Значение международного правонарушения 25
2.2 Виды международных правонарушений и их общая характеристика 28
3. Международно-правовая ответственность государств 32
3.1 Общие принципы международно-правовой ответственности государств 32
3.2 Виды и формы международно-правовой ответственности государств 41
3.3 Обстоятельства, исключающие ответственность государств 48
4. Международная уголовная ответственность физических лиц 56
4.1 Общие условия международной уголовной ответственности физических лиц 56
4.2 Меры наказаний, применяемые к физическим лицам, совершившим международные уголовные преступления 73
5. Проблемы международно-правовой ответственности и пути их разрешения 80
Заключение 84
Список использованной литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

международно правовая.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

Наибольшую политическую ответственность, зачастую сочетаемую с материальной ответственностью, "влечёт за собой серьёзное нарушение государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права" (ст. 40 Проекта 2001 г.), т.е. нарушение государством одного или нескольких основных принципов международного права, воплощённых в Уставе ООН и других универсальных международных договорах.

Реторсии – ответные правомерные действия пострадавшего государства, направленные против другого государства, которое своим недружественным актом нарушило законные права и интересы пострадавшего государства. Цель реторсий – восстановление и защита нарушенных прав и интересов. Реторсии должны быть соразмерными нарушенным правам. К реторсиям относятся: введение повышенных таможенных пошлин на отдельные виды товаров государства, совершившего недружественный акт; ограничение импорта; отзыв своего посла; высылка из страны части его дипломатов; запрещение въезда в страну отдельных руководящих лиц этого государства, в том числе главы государства; отмена официального визита военных кораблей, отмена визитов делегаций, приостановление двусторонних переговоров и т.д.

Репрессалии (невооружённые) – это правомерные ответные принудительные меры репрессивного характера, принимаемые потерпевшим государством в ответ на противоправные действия другого государства с целью прекращения таких противоправных действий и получения удовлетворения за нанесённый вред или ущерб. В обычных условиях репрессалии сами могли бы стать противоправными действиями, однако они применяются в ответ на уже совершённое правонарушение другим государством. Репрессалии, как правило, носят экономический характер и должны быть соразмерными причинённому ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. К репрессалиям относятся: разрыв дипломатических отношений, бойкот товаров, аннулирование какого – либо конкретного экономического договора в ответ на неоднократное существенное нарушение другой стороны условий такого договора и др.

К репрессалиям, например, относились действия властей США в Панамском канале, где неоднократно задерживались пассажирские суда СССР с иностранными пассажирами с целью получения от советского правительства денежного залога в депозит международного арбитража Ллойда, рассматривавшего иск к советскому торговому судну. СССР считал все торговые суда своей государственной собственностью, вследствие чего, по мнению правительства СССР, такие суда имели право пользоваться иммунитетом от иностранной юрисдикции. В то же время в КТМ 1968 г. была норма, в соответствии с которой торговые суда принадлежали пароходствам, за долги которых советское правительство ответственности не несло. Это явное противоречие позволяло иностранным государствам приравнивать советские пароходства к обычным судоходным компаниям всех стран мира и требовать от СССР внесения соответствующего денежного залога в депозит арбитражного суда. После получения залога, который СССР вносил всегда во избежание международных скандалов, задержанным судам разрешалось продолжить плавание.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооружённые репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН или в международный арбитраж.

Сатисфакция (политическая) – это предоставление ответственным государством удовлетворения потерпевшему государству за причинённый ему ущерб. "Сатисфакция может заключаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или выражаться в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть непропорциональна вреду и не может принимать формы, унизительные для ответственного государства" (п. 2 и 3 ст. 37 Проекта 2001 г.).

Политическая ответственность государства-агрессора – это политические и военные ограничения, налагаемые на государство, которые выражаются в форме международных санкций, принимаемых Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств.

Санкции – это принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств в соответствии с Уставом ООН или главными исполнительными органами международных межправительственных организаций от имени государств – членов этих организаций в соответствии с их уставами.

Формами политической ответственности государства-агрессора являются:

- приостановление прав  и привилегий члена международной  организации вплоть до его  исключения из международной  организации. В 1940 г. Лига Наций исключила  СССР из этой международной  организации за агрессию против  Финляндии;

- подавление агрессора  силой в соответствии со ст. 42 Устава ООН. В 1950 – 1953 гг. по решению  Совета Безопасности ООН войска  ООН подавили агрессию КНДР  против Южной Кореи, в 1991 г. войска  антииракской коалиции подавили  агрессию Ирака против Кувейта, оккупировавшего в 1990 г. территорию  этой страны;

- полное или частичной  разоружение, полная или частичная  демилитаризация всей территории  или её отдельных наиболее  важных в стратегическом отношении  районов, уничтожение военного потенциала  агрессора, запрещение или ограничение конкретных вооружений и вооружённых сил, раздел военных флотов побеждённых государств и т.п. Практически все эти меры были применены в отношении Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. По Мирному договору с Италией 1947 г. предусматривалась частичная демилитаризация островов Сардиния, Сицилия и Апулийского полуострова, в Средиземном море были полностью демилитаризованы Додеканезские острова (переданы Греции), острова Пантеллерия, Пелагские и Пианоза (Италия), остров Пелагоза и прилегающие к нему островки (переданы Югославии);

- ликвидация и запрещение  политических учреждений и организаций  Германии, Италии и Японии, виновных  в развязывании агрессии, оккупация  территории этих стран;

- отторжение части территории  государств-агрессоров. Восточная Пруссия  была отторгнута от Германии  и передана СССР (ныне Калининградская  область) и Польше (территория к  востоку от рек Одер и Западная  Нейссе и часть Восточной Пруссии  с городом Данциг – ныне  Гданьск), Италия потеряла африканские  колонии, от Японии отторгли острова  Тихого океана, включая все острова  Южно – Курильской гряды (остров  Шикотан и скалы Хабомаи). Южная  часть Сахалина и острова Северо  – Курильской гряды были возвращены  СССР;

- лишение государственного  суверенитета – высшая форма  политической ответственности. Территории  Германии, Италии и Японии были  оккупированы войсками союзников. После подписания безоговорочной  капитуляции верховную власть  в Германии осуществляли Союзные  державы – СССР, Англия, Франция  и США, в Японии – США.

Материальная ответственность государства – это юридические последствия материального характера, наступающие для государства – правонарушителя, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства, в результате чего был нанесён материальный ущерб другому государству (государствам). При этом "ответственное государство обязано предоставить полное возмещение вреда", причинённого международным правонарушением. "Вред включает любой ущерб, материальный или моральный", нанесённый ответственным государством (ст. 31 Проекта 2001 г.). Материальная ответственность может быть выражена в форме репарации, реституции, субституции, ресторации, компенсации, сатисфакции (материальной) по отдельности или в их сочетании.

Репарации – это возмещение материального вреда или ущерба деньгами, валютой, драгоценностями, промышленными товарами, заводами, оборудованием, услугами т.п. Объём репараций и их вид определяются в международных договорах после окончания войны. По решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили 20 млрд. долл., что было просто не сопоставимо с нанесённым Советскому Союзу вредом и материальным ущербом. После Второй мировой войны репарации платили Германия, Италия и Япония государствам-союзникам, участвовавшим в войне против этих стран.

Реституция – это восстановления положения, "которое существовало до совершения противоправного деяния" (ст. 35 Проекта 2001 г.), т.е. возврат имущества, которое было вывезено воюющей стороной с оккупированной территории своего противника, независимо от того, кто впоследствии стал реальным владельцем такого имущества. Так, например, Болгария, Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия в соответствии с мирными договорами обязались вернуть в кратчайшие сроки всё имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединённых Наций. При этом все расходы, связанные с хранением, перевозкой и возвращением такого изъятого имущества, были возложены на ответственное государство. Германия до сих пор не вернула России Янтарную комнату и другие художественные ценности. Ведутся споры и о возвращении Германии некоторых объектов культурных ценностей, до сих пор находящихся на территории России.

Субституция (разновидность реституции) – это замена неправомерно захваченного и уничтоженного или повреждённого имущества любого вида и любой ценности равноценным по стоимости имуществом.

Ресторация – это восстановление ответственным государством (или оплата такого восстановления) прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, оплата Советским Союзом ущерба, нанесённого Канаде падением на её территории советского ИСЗ "Космос – 954".

Компенсация – это возмещение материального ущерба, нанесённого ответственным государством, "насколько такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом выражении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена" (ст. 36 Проекта 2001 г.).

Например, ст. 21 Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывала США внести "свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая" (правительство США не выполнило своего обязательства). Правительство ФРГ после включения в её состав ГДР приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, в том числе детям, угнанным в Германию во время Второй мировой войны. ФРГ к началу 2004 г. практически выполнило это обещание. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 г. выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долл. за сбитый в 1988 г. американским военным кораблём иранский пассажирский самолёт и гибель его пассажиров. СССР выплатил компенсацию за материальный ущерб, нанесённый Бельгии в 1982 г. падением советского истребителя МИГ – 23М, и ущерб, нанесённый Литве в 2005 г. падением истребителя СУ – 29[К. Юрьев. Парижское соглашение 1973 (Международная жизнь, 1973, № 4–5)].

Сатисфакция (материальная) – это возмещение ответственным государством причинённого вреда, "насколько он не может быть возмещён реституцией или компенсацией" (ст. 37 Проекта 2001 г.).

Помимо перечисленных материальных форм ответственности государств, ст. 38 и 39 Проекта 2001 г. предусматривают возможность начисления процентов для обеспечения полного возмещения вреда и учёта усугубления нанесённого вреда.

3.3 Обстоятельства, исключающие ответственность государств

Как правило, всякое противоправное деяние государства влечёт международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место особые обстоятельства, которые могут препятствовать на каком – то данном этапе выполнения государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти особые обстоятельства могут полностью исключать как саму противоправность деяния государства, так и сами последствия такого деяния – международную ответственность государства. Вместе с тем наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение им своих международных обязательств.

Проект 2001 г. содержит гл. V "Обстоятельства, исключающие противоправность", в числе которых названы согласие, самооборона, контрмеры в связи с международно – противоправным деянием, форс – мажор, бедствие, состояние необходимости.

В решении Международного суда по делу "Габчиково – Надьмарош" содержится следующее положение: "Даже если будет установлено наличие состояния необходимости, оно не является основанием для прекращения договора. На это обстоятельство можно ссылаться только для освобождения от ответственности государства, которое не выполнило договор… Как только состояние необходимости прекращается, вновь возникает обязанность выполнять договорные обязательства"[ICJ. Reports. 1997. P. 63].

Согласие (ст. 20). "Юридически действительное согласие государства на совершение конкретного деяния другим государством исключает противоправность этого деяния в отношении первого государства в той мере, в какой это деяние остаётся в пределах вышеуказанного согласия".

Например, ввод иностранных войск на территорию какого-либо государства обычно рассматривается как серьёзное нарушение суверенитета этого государства, а зачастую как акт агрессии, однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется с согласия или по просьбе самого государства. Так, в 1987 г. по просьбе правительства Шри – Ланки на территорию этой страны были введены войска Индии по взаимному договору для борьбы против боевиков ТОТИ.

Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий: согласие государства должно быть международно – правомерным; согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым); согласие должно предшествовать совершению действий (вводу войск). Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет ввиду государство, дающее такое согласие (речь идёт о сфере действий и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

Самооборона (ст. 21). "Противоправность деяния государства исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом ООН". Статья 51 Устава ООН как раз и предусматривает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессора. Примером такой самообороны от агрессии является разгром Великобританией в 1982 г. вооружённых сил Аргентины, захватившей Фолклендские (Мальвинские) острова.

Это, однако, не означает, будто самооборона исключает противоправность поведения в отношении всех обязательств. Сохраняют свою силу, в частности, обязательства по гуманитарному праву и в области прав человека, что подчёркивалось и Международным судом[См.: Консультативное заключение по делу "О законности угрозы применения или применения ядерного оружия" // ICJ. Reports. 1996. P. 257.]. Следует также иметь в виду, что случай самообороны оказывает определённое влияние и на обязательства в отношении не участвующих в конфликте, нейтральных государств.

Информация о работе Международно-правовая ответственность