Международное правовое регулирование торговли вооружениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество – это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения . Российская доктрина исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику. "Однако …межгосударственные отношения и международные немежгосударственные отношения, будучи взаимосвязанными, не составляют единой системы" .

Вложенные файлы: 1 файл

Справка-право.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

    Для определения осуществимости идеи МДТО российская сторона предлагала решить в ходе работы ГПЭ три вопроса:

    - выяснить причины недостаточной  эффективности существующих региональных  механизмов передач оружия, которые  в целом содержат критерии, предлагаемые  в контексте МДТО

    - проанализировать ключевые проблемы  неконтролируемого распространения  обычных вооружений и на этой  основе наметить пути их решения;

    - четко определить цели предлагаемой  регламентации легальных передач  оружия.

    В итоговом документе ГПЭ и докладе  Генсекретаря ООН 63-ей сессии ГА ООН нашли отражение многие российские подходы к проблематике МДТО (необходимость анализа каналов попадания оружия в незаконный оборот, включая несанкционированный реэкспорт, безлицензионное производства, незаконное брокерство и т.п.). Было признано целесообразным рассматривать «оружейную» проблематику поступательно, поэтапно с целью консенсусного выхода на всех устраивающий результат. Однако главный вопрос – об осуществимости идеи МДТО – ГПЭ прояснить так и не удалось.

    Тем не менее, в декабре 2008 года 145 государствами  против 1 (США) и при 18 воздержавшихся, включая Россию, принята резолюция  ГА ООН 63/240, в которой зафиксирован курс на разработку основных положений МДТО. Резолюцией учреждалась рабочая группа открытого состава (РГОС) с задачами, с одной стороны, постепенного, поэтапного обсуждения путей решения проблем международной торговли обычными вооружениями, с другой – рассмотрения тех элементов доклада ГПЭ, «по которым можно было бы прийти к консенсусу, для их включения в потенциальный юридически обязательный договор …».

    30 октября 2009 г 1-й комитет Генеральной  ассамблеи ООН 153 голосами проголосовал в пользу Международного договора о торговле оружием14 (МДТО). Согласно этому решению в 2012 г. должна состояться 4-недельная конференция ООН, которая призвана выработать проект договора «о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам». Подготовительные встречи в рамках ООН состоялись в 2010 и 2011 гг.15.

    В пользу резолюции высказались представители  крупнейших экспортеров вооружений: США, Великобритании, Франции и Германии. 19 стран воздержались, среди них: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Венесуэла. Против договора проголосовал представитель  Зимбабве16.

    В рамках проведенного голосования произошло  событие, значительно изменяющее ситуацию вокруг МДТО. Представитель США поддержал эту инициативу. До октября 2009 г. эта страна была главным противником принятия данного договора. Сегодня новая администрация США может стать одним из главных двигателей договора. Как подчеркнула госсекретарь США Хиллари Клинтон: «Соединенные Штаты готовы напряженно трудиться, чтобы установить надежные международные стандарты в этой сфере, используя возможность, предоставленную Конференцией ООН по договору о торговле оружием»17.

    Несмотря  на столь широкую поддержку договора в мире и изобилие публикаций, поясняющих его принципы, немногие сторонники данного документа, а тем более противники, понимают суть и смысл предложенной инициативы.

    Для российского общественного мнения договор остается малоизвестным. Предлагаемый договор вызывает подозрения, и это  объяснимо. Являясь вторым по объему экспортером вооружений в мире, Россия неохотно воспринимает любые попытки установить внешние  ограничения.

    Официальная российская позиция в отношении  МДТО уклончива. Наличие согласованных  многосторонних механизмов поставок оружия не предотвращает незаконный оборот оружия и его попадание в руки террористов и экстремистов. В связи с этим Россия предложила вначале проанализировать причины неэффективности существующих механизмов контроля за оборотом оружия и только после этого анализа поднимать вопрос о разработке глобального документа18. Основное внимание в деятельности по контролю над оружием должно быть сосредоточено на борьбе с его незаконной передачей19. При голосовании в ООН по вопросам МДТО российская делегация воздержалась.

    Ответ России означает, что она не будет  в ближайшей перспективе поддерживать разработку МДТО, поскольку считает, что прийти к соглашению относительно глобальных правил законной передачи всех видов обычных вооружений без нанесения ущерба законной торговле оружием и праву государств на самооборону не удастся.

    Сторонники  МДТО переводят российский язык дипломатии однозначно: Россия против договора. До конца 2009 г. мировое общественное мнение причисляло ее ко второму эшелону  противников договора. Но после перехода США в стан сторонников договора Москва становится главным противником  и главной мишенью для критики  со стороны как государственных  структур, продвигающих эту идею, так  и неправительственных организаций, представляющих международное гражданское  общество.

    В список стран, воздержавшихся при голосовании, также входят Китай и Индия, Пакистан, Иран, Венесуэла, Куба, Йемен, Судан, Ливия  и Белоруссия.

    Основными принципами МТДО должны стать:

  1. Принцип ответственности государств - каждый экспортер оружия будет обязан заранее убедиться, что планируемая поставка предназначена именно для заявленного получателя. Государства возьмут обязательства не выдавать лицензии на сделки, вызывающие малейшее сомнение. Благодаря этому принципу вероятность того, что проданные вооружения окажутся не у законного конечного пользователя, будет сведена к минимуму.
  2. Принцип прямо оговоренных ограничений - отказ от международных сделок по передаче оружия и боеприпасов, которые нарушают прямые обязательства государств в рамках международного права: обязательства в рамках ООН, международные договоры и эмбарго, общепринятые и обязательные для исполнения принципы международного гуманитарного права.
  3. Принцип соблюдения международных юридических обязательств и всеобщих норм - государства не должны санкционировать международные сделки по передаче оружия и боеприпасов в случаях, когда имеется значительный риск того, что они: приведут к нарушению Устава ООН и норм обычного права, связанных с применением силы, будут использоваться для серьезных нарушений норм международного права в области прав человека, будут использоваться для серьезных нарушений норм международного гуманитарного права, будут применяться для осуществления геноцида и совершения преступлений против человечности, будут способствовать террористическим нападениям, негативно отразятся на безопасности и стабильности в регионе, будут значительно препятствовать сокращению бедности и нанесут серьезный вред социально-экономическому развитию.

    Но  главный вопрос - состоится ли МДТО хоть в какой-то форме, в значительной мере зависит от того, присоединятся  ли к договору две державы: Россия и Китай. Все прочие государства  из списка скептиков являются в основном либо импортерами вооружений (а стало  быть, зависимы от поставщиков), либо такими экспортерами, к которым у мирового сообщества претензий нет (например, Индия).

    Предварительно  можно предположить такие виды развития событий вокруг МДТО20:

  • Вассенарский сценарий - новый договор фактически становится закрытым клубом производителей оружия, каким сегодня являются объединяющие 42 страны Вассенарские соглашения. В рамках Вассенара происходит внутренний закрытый обмен информацией о положении в различных регионах мира, об отказе в поставках оружия. Члены клуба формируют контрольные списки чувствительных товаров и технологий, которые действуют в отношении государств, не входящих в Вассенар. Вассенарские договоренности, фактически, стали новой версией печально известного гражданам СССР Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ), т.е. режима, который сдерживал технологическое развитие не вошедших в клуб государств. Примечательно, что Китай не входит в Вассенаар, хотя китайские власти настойчиво добиваются членства. Этот сценарий маловероятен, поскольку Вассенарский принцип элитарности противоречит принципу массовости, являющемуся основой МДТО.
  • Путь Всемирной торговой организации - страны Евросоюза и США формируют широкую ассоциацию, участие в которой подразумевает соблюдение принятых в Евросоюзе стандартов в торговле оружием. Неучастие в организации по торговле оружием ведет к ограничению возможностей на других рынках: продовольственных товаров, телекоммуникационных услуг, космических запусков. Не присоединившиеся государства подвергаются ограничениям на всех товарных рынках, их торговля оружием подвергается исследованиям и критическим оценкам на предмет возможного соответствия принятым в ассоциации критериям.
  • Путь FATF (Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями) - участники соглашения формируют межправительственную организацию, которая вырабатывает и реализует коллективные правила торговли оружием, следит за реализацией принятых правил всеми участниками соглашения. Злостные нарушители правил попадают в черный список. Попадание в черный список за нарушение правил торговли оружием влечет установление более пристального контроля за финансовыми и транспортными операциями. Опыт FATF показал, что все 23 страны-нарушительницы в короткий срок предпочли выполнить все рекомендации организации и были исключены из черного списка21.
  • Путь Госдепартамента США - участники договора вводят адресные санкции против провинившихся внешнеторговых компаний. Этот сценарий становится опасен для России: концентрация функций ВТС в руках одной госкомпании делает российскую систему экспорта оружия легко уязвимой (достаточно ввести санкции только против одной российской организации - ОАО «Рособоронэкспорт» - и весь военный экспорт России будет парализован). Последние стремления Минобороны РФ закупать вооружения за рубежом создают большое поле риска как для отечественного ОПК, так и зарубежных партнеров, в том числе в странах НАТО.
  • Путь Киотских соглашений - МДТО превращается в площадку для обсуждения правил в торговле оружием. Достигнуть установления единых правил не удается, но мировая общественность получает возможность для обсуждения проблемных вопросов на высоком уровне.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    За  последние время мировое сообщество многое сделало для обеспечения контроля и регулирования вооружений. Однако говорить об успехах пока рано, в мире глобального регулирования рынков сфера торговли оружием остается единственной, где отсутствуют единые правила. В настоящее время стандарты национального контроля в отношении международной торговли обычными вооружениями существенно различаются. Некоторые страны имеют хорошо разработанный механизм контроля над поставками и жесткую систему обеспечения выполнения на местах. Другие имеют хорошо прописанные процедуры контроля, но слабые механизмы их исполнения; третьи же практически не имеют никакого контроля.

    Учитывая  международный характер торговли оружием, а также относительную легкость транспортировки оружия, можно констатировать, что сегодня не существует универсального способа эффективного предотвращения безответственных или незаконных поставок оружия, в том числе поставок, нарушающих международные или региональные эмбарго.

    Такая ситуация будет сохраняться, пока действующие  обязательства государств не будут  сведены в один всеобъемлющий  документ, а стандарты, которые они  согласились соблюдать, не будут  определены в рамках универсальной  прозрачной системы, единой для всех стран.

    Хочется верить, что Россия не останется на обочине этого движения. В конце концов, недавно принятая военная доктрина России декларирует, что одной из основных задач РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов является «заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия»22. 

    Список  литературы

  1. «Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: основы, проблемы и перспективы.» Под ред. Н.И. Калининой, М.:ИМЭМО РАН 2010 ISBN 978-5-9535-0271-9
  2. «Договор о торговле оружием: заставить пушки замолчать.» Наталья Калинина, Вадим Козюлин, Индекс Безопасности № 3 (94), Том 16,
  3. Военная доктрина РФ, 2010, 5 февраля, http://news.kremlin.ru/ref_notes/461
  4. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
  5. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983.
  6. Богуславский М.М. Международное экономическое право.
  7. United Nations Register of Conventional Arms, http://www.un.org/disarmament/
  8. http://www.wassenaar.org
  9. Arms Trade Treaty Information Portal, United Nations Office for Disarmament Affairs, http://www. un.org/disarmament/
  10. ATT resolution: How did your country vote? IANSA
  11. Tauscher Ellen. Under Secretary for Arms Control and International Security. Carnegie Endowment For International Peace. 2010
  12. Постановление Правительства РФ, 6 июля 2001 г. № 556. О реализации рамочного документа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «О легком и стрелковом оружии» и о порядке предоставления Российской Федерацией информации, предусмотренной этим документом.
  13. Документ ГА ООН А/64/135, 2009, 19 августа.
  14. Документ ГА ООН A/64/135/Add.1, 2009, 11 сентября.
  15. Документ ГА ООН A/C.5/63/10

Информация о работе Международное правовое регулирование торговли вооружениями