Международное правовое регулирование торговли вооружениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество – это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения . Российская доктрина исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику. "Однако …межгосударственные отношения и международные немежгосударственные отношения, будучи взаимосвязанными, не составляют единой системы" .

Вложенные файлы: 1 файл

Справка-право.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИНИСТЕРСТВА  ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________ 

МАГИСТЕРСКАЯ  ПРОГРАММА «МЕНЕДЖМЕНТ В ОБЛАСТИ  ВТС И ВТ» 
 

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 
 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ  ПРАВО»

НА ТЕМУ: 

«Международное правовое регулирование торговли вооружениями» 
 

Выполнила:

студентка 1 курса

программы «Менеджмент в области ВТС  и ВТ»

А.О. Тимченко

 
 
 

Проверила:

к.ю.н., доц. А.В. Кукушкина  
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

    Введение.

    Доля  Российской Федерации на мировом  рынке вооружений составляет 23% и  уступает только США, чья доля равна 32%1. В 2011 году Россия осуществляла поставки продукции военного назначения в 70 государствам мира, объем экспорта при этом составил более 11 млрд долларов, что на 1 млрд больше, чем в 2010 г2.Большая часть всего экспорта вооружений проходит по линии ОАО «Рособоронэкспорт», которое заключает в среднем около 1700 контрактов в год.

    Законодательно  определено, что военно-техническое  сотрудничество – это область  международных отношений, связанная  с вывозом и ввозом, в том  числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а  также с разработкой и производством  продукции военного назначения3. Российская доктрина4 исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику. "Однако …межгосударственные отношения и международные немежгосударственные отношения, будучи взаимосвязанными, не составляют единой системы"5. 
 
 
 
 
 

    Основные  международные документы, регулирующие оборот оружия.

    Межгосударственные  отношения в области военно-технического сотрудничества являются составной  частью международной системы и  регулируются международным правом. Основными регулирующими документами регулирующими торговлю вооружениями являются договоры ОБСЕ, Вассернарские соглашения, а также Регистр обычных вооружений ООН. Вассернарские соглашения - соглашение, заключённое в 1996 году в городе Вассенаре(Нидерланды) 33 странами, с целью координации усилий участников соглашения по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий «двойного применения») в страны с нестабильными политическими режимами и в регионы, где продолжаются конфликты (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии), и пришедшее на смену Координационному комитету по экспортному контролю.6 На сентябрь 2011 года в Вассенарской договоренности участвуют более 40 государств. Вассенарские соглашения предусматривают добровольный обмен информацией между странами-участниками в отношении поставок или отказа в поставках в третьи страны товаров и технологий «двойного применения», указанных в прилагаемых к соглашению списках. В рамках Вассенарских договоренностей государства-участники приняли основополагающий документ под названием «Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений». Государства-участники также согласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН. Регистр обычных вооружений, сформированный в ООН в 1992 г., куда государства на добровольной основе обязались передавать данные о своем оружейном экспорте и импорте, является в настоящий момент основным соглашением по контролю за международной торговлей вооружениями. Согласно действующему порядку государства ООН обязаны ежегодно передавать в него данные об импорте и экспорте вооружений по 7 категориям:

  • боевые танки,
  • боевые бронированные машины,
  • артиллерийские системы большого калибра,
  • боевые самолеты,
  • боевые вертолеты,
  • военные корабли,
  • ракеты и ракетные пусковые установки (включая ПЗРК).

    Официальная статистика ООН показывает, что в 2008 г. из 192 государств - членов ООН не более 40% подали в этот регистр хотя бы какую-то информацию. Сегодня отчетность в этот регистр поступает даже хуже, чем в 1992 г., в первый год  его существования.

    Причем  необходимо отметить, что перечень вооружений, заявленный странами-экспортерами, далеко не всегда совпадает с перечнем, поданным странами-импортерами. Процент несовпадений из года в год колеблется, но в целом находится в диапазоне от 65 до 80%. В связи с этим данные Регистра не могут быть признаны объективными даже среди государств, представляющих свои отчеты на регулярной основе. В соответствии с последним обзором действия Регистра7 ежегодно с момента создания Регистра отчеты представляют лишь 43 государства.

    Средний показатель числа отчетов об экспорте и импорте остается неизменным. В каждом из последних календарных лет с 2005 по 2010 гг. порядка 70 государств представляли информацию об экспорте (включая отчеты с нулевыми данными) и менее 60 - информацию об импорте (включая отчеты с нулевыми данными). По итогам за 2010 г отчеты об экспорте и/или импорте (включая нулевые данные) представили 72 государства8. Такая же закономерность сохраняется и в текущем периоде. При этом важно заметить, что если из числа представляемых отчетов вычесть отчеты с нулевыми данными, то число стран экспортеров или импортеров существенно сократится - до 25-30.

    В отношении национальных военных  запасов информацию в Регистр  представили: в 2005 г. - 27 государств, в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 26 и в 2008 г. - 24. Понятно, что при таком охвате говорить об эффективности Регистра не приходится. Большинство государств - сторонников договора избегают выполнять свои нынешние обязательства в этой области.

    На  протяжении ряда лет Группа правительственных  экспертов не может добиться включения в Регистр дополнительных категорий поставок: например, «вооруженных атмосферных беспилотных летательных аппаратов», которые все чаще становятся предметом купли-продажи, а также «стрелкового оружия и легких вооружений»9.

    Формально Россия регулярно отчитывается об экспорте вооружений во все международные организации, хотя и не в полном объеме (так Россия, в отличие от большинства стран НАТО, не представляет в Регистр данных о своих военных запасах и обороте локальных систем оповещения10, в то же время данные по ЛСО Россия на регулярной основе представляет в рамках ОБСЕ11 и Вассенаарских договоренностей). В публичных выступлениях ответственные за военно-техническое сотрудничество российские чиновники сообщают, что сотрудничество осуществлялось с 60 и более странами, в то время как в Регистр представляются лишь сведения о поставках в 10-12 стран.

    Регистр обычных вооружений ООН - главнейший из действующих инструментов контроля за трансфертами обычных вооружений - работает с серьезными сбоями12.

    Другой  международный документ регулирующий оборот вооружений, был принят в 2001 г. и носит название «Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием». Через 5 лет после принятия программы обзорная конференция показала, что из общего числа 191 государств-членов ООН, подписавших Программу действий по ЛСО, принятые на себя обязательства выполнили следующее число стран:

  • 79 стран имели законы о транзите оружия,
  • 53 осуществляли маркировку всего производимого ЛСО,
  • 37 стран осуществляли специальный контроль над посреднической деятельностью в сфере торговли оружием13.

    Исходя  из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что большинство государств не готово раскрывать тайны своих оружейных трансфертов. К сожалению, лишь наиболее защищенные в военном отношении и финансово обеспеченные страны сегодня могут позволить себе сделать общедоступными секреты своего (и не только своего) военного строительства. Но, похоже, и эта готовность имеет пределы. Пока вне договоренностей остаются беспилотные летательные аппараты, а следом, вероятно, останутся другие перспективные вооружения - противоракетные системы, высокоточные вооружения, средства электронной борьбы и многие другие инструменты войн будущего. 
 
 
 

    Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием.

    Несмотря  на вышеперечисленные договоры, а  также множество региональных договоров (к примеру Кодекс поведения Европейского Союза в отношении экспорта оружия, ОДКБ и т.д.), регулирующих поставки вооружений, эффективных международных инструментов, которые могли бы предотвратить военные конфликты регионального или внутригосударственного характера, нет. Из-за этого возникла необходимость создания нового международного договора о торговле оружием под эгидой ООН. Идея выдвинута Великобританией в марте 2005 года. Ее суть – формирование международного юридически обязывающего инструмента (в форме договора), регулирующего глобальную торговлю оружием. Сфера охвата должна распространяться на все виды обычных вооружений. Положения договора должны основываться на определенных ключевых принципах и критериях, которые бы четко указывали, когда поставка оружия неприемлема с точки зрения ее дестабилизирующего эффекта, нарушения прав человека, разжигания внутренних или региональных конфликтов, «утечки» оружия к террористам или другим нежелательным конечным пользователям. Документ должен предусматривать механизмы обеспечения его соблюдения и контроля, а также способствовать повышению прозрачности легальной торговли оружием через информационный обмен между его участниками.

    Большинство (примерно 150) государств изначально поддержали идею МДТО. Открытых оппонентов у нее  нет, хотя ряд стран, включая некоторых  крупных экспортеров и импортеров оружия, относятся к ней достаточно сдержанно. У некоторых государств сохраняются сомнения в практической осуществимости подобного инструмента.

    Практическая  проработка идеи МДТО началась после  принятия резолюции ГА ООН 61/89 от 06.12.2006. («За» проголосовали 155 государств; «против» – США; воздержались – 24, в т.ч. Россия, Белоруссия, Венесуэла, Индия, Китай, Пакистан, страны Ближнего Востока, включая Израиль). В основе российской позиции по данной резолюции – убежденность в том, что проработку идеи МДТО следует начинать только после выяснения причин слабой эффективности уже существующих региональных механизмов и анализа ключевых проблем, связанных с неконтролируемым оборотом обычных вооружений.

    Первым  шагом в выполнении резолюции  стал опрос государств относительно осуществимости идеи МДТО. В 2007 году более 100 государств, представили в Секретариат  ООН свое мнение по данному вопросу.

    Россия  в подходе к проблематике МДТО исходила из следующего. Как показал  мировой опыт, наличие многосторонних механизмов в области передач  оружия (среди них есть юридически обязывающие: три – в Африке, по одному – в Европе и Латинской  Америке) не предотвращает его попадания  в нелегальный оборот, в том  числе в руки террористов и  экстремистов. В этой связи было бы логичным сначала проанализировать причины недостаточной эффективности  существующих механизмов.

    По  мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах, прежде всего, импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительством.

    Следующий этап – деятельность Группы правительственных  экспертов (ГПЭ) ООН из представителей 28 государств (в т.ч. России), которая провела в 2008 году в Нью-Йорке три сессии для рассмотрения вопросов осуществимости идеи МДТО, его охвата и предварительных параметров.

Информация о работе Международное правовое регулирование торговли вооружениями