Международное правовое регулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 00:41, реферат

Краткое описание

Конституция Республики Беларусь, устанавливает в части 1 ст.8, что РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает в соответствующе с ним законодательства согласно со статьей 4 КЗОТ (кодекс законов о труде) нормы международного права, договоры, соглашения, конвенции, в которых участвует РБ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила по сравнению с предусмотренным в ее законодательстве о труде, то применяется правила этого договора. Из этого можно сделать вывод о том, что некоторые международные нормы о труде могут приобретать значение внутреннего закона и применяться государственными органами наравне с законами РБ.

Содержание

1. Понятие, субъекты, источники и принятие международно-правовых решений
2. МОТ: структура, основные функции и задачи
3. Многосторонние международные акты и двусторонние межгосударственные соглашения по регулированию отношений в сфере труда.

Вложенные файлы: 1 файл

УСР 1.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Международное правовое регулирование труда

1. Понятие, субъекты, источники и принятие международно-правовых решений

2. МОТ: структура, основные функции и задачи

3. Многосторонние международные акты и двусторонние межгосударственные   соглашения по регулированию отношений в сфере труда.

 

I.)Конституция Республики Беларусь, устанавливает в части 1 ст.8, что  РБ  признает приоритет общепризнанных  принципов международного права  и обеспечивает  в соответствующе  с ним законодательства согласно  со статьей 4 КЗОТ (кодекс законов о труде) нормы международного права, договоры, соглашения, конвенции, в которых участвует РБ  являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила по сравнению с предусмотренным в ее законодательстве о труде, то применяется правила этого договора. Из этого можно сделать вывод о том, что некоторые международные нормы о труде  могут приобретать значение внутреннего закона и применяться государственными органами наравне с законами РБ.

Однако роль международных норм труда значительно шире. Можно выделить  следующие основные направления воздействия международных трудовых стандартов на трудовое права Республики Беларусь:

1)      прямое применение  международных актов  в связи  с ратификацией их Республикой Беларусь.

2)      Реализация положений  международных актов путем соответствия  актов внутреннего законодательства

 

Международные нормы труда рассматривается как важнейший источник трудового права, который открывает новые перспективы  развития национального трудового законодательства, приводя его в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами.

Под международно-правовым регламентированием труда следует понимать регламентирование трудовых и связанных с ним отношений с помощью международно-правовых средств. Выражением такого регламентирования являются нормы труда, закрепленные в международных актах. Акты могут быть приняты ООН, МОТ, региональными объединениями, а также в двусторонних соглашениях государств.

Среди субъектов важное место занимает МОТ (Международная организация труда), образованная в 1919г. МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющих 170 государств. Это единственное международная организация, в рамках которой представителем правительств, предпринимателей, трудящихся могут совершенно независимо и равноправно отстаивать свои позиции, то есть она строится на принципе трипартизма. На международном уровне МОТ осуществляет свою деятельность через 3 основных органа:

1. Международная конференция труда  – это высший орган МОТ. Состоит из представителей государств, членов МОТ. Созывается ежегодно. Каждое государство представлено 4 делегатами: 2 от правительства, 1 от предпринимателей и 1 от трудящихся. Неправительственные делегаты назначается правительством государств по соглашению с наиболее представительными организациями трудящихся и предпринимателей данной страны. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать в соответствии с инструкциями, полученными от своих организаций. Они вправе голосовать друг против друга и даже против точки зрения представителей правительства. Конференция - это форум, на котором обсуждаются социальные и трудовые вопросы, принимаются международные нормы, утверждается бюджет и набирается административный совет.

2. Административный совет - это исполнительный орган МОТ. Он состоит из 56 человек – 28 делегатов от правительств,14 от предпринимателей, 14 от трудящихся. Представители предпринимателей и трудящихся сами избирают своих членов совета на 3 года. Административный совет избирает генерального директора  международного бюро труда, принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет организации, который затем представляют на конференции для утверждения.

3. Международное бюро труда - это  секретариат МОТ и центр всей  деятельности. В МБТ занято около 1900 сотрудников, которые работают в Женевской штаб-квартире и в 40 отделениях во всем мире. 

Официальной целью МОТ, в соответствии с Филадельфийской декларацией принятой в 1944г. и включенной в качестве приложения в устав МОТ, является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение  экономической и социальной стабильности.

В указанном документе сформулированы задачи этой организации. Они сводятся к деятельности, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Для выполнения своих задач МОТ использует 3 дополняющие друг друга метода:

- разработка международных норм

- принятие норм

- осуществление контроля за  их соблюдением

Помимо этого МОТ оказывает государствам техническую помощь в проведении исследований в сфере труда и распространение информации.

За период  с 1919 по 1995 было принято 175 конвенции и 182 рекомендации. Конвенции и рекомендации не обладают равной юридической силой, но процедура их принятия одинакова. Их принятие предшествует обсуждение на 2 международных конференция (сессиях). Каждая конвенция обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть принята (одобрена большинством 2/3 делегатов). Конвенция после ее ратификации не менее чем 2 государствами членами МОТ становиться международным соглашением и налагает обязательства как и на ратифицировавшие, так  и на не ратифицировавшие ее государства. Но для каждого государства – члена МОТ она приобретает силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти.

Рекомендация не является международным  договором и не требует ратификации. Вместе с тем она представляет собой обращенные к государствам предложение, совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация ,как правило, детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положение конвенции, делает их более полными.

Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших НПА. Прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой для ратификации, а ратифицирование государством  новой конвенции означает «отключение» прежней.

Доклады правительств о применении конвенции первоначально рассматривается комитетом экспертов. Он формирует замечания, относящиеся к правительствам конкретных государств и направляет им запросы. Комитет публикует периодические обзоры применения в различных странах конвенции МОТ. Уставом МОТ создан механизм рассмотрения жалоб на нарушение государствами обязательств по соблюдению международных трудовых норм. Каждая страна – участница организации имеет право падать на другое государство, члена МОТ, жалобу о несоблюдении ратифицированной ею конвенции. Такие жалобы могут подаваться национальными организациями трудящихся, предпринимателей и международных организаций.

Если жалоба применяется к рассмотрению АС, то он назначает трехстороннюю комиссию по решению данного вопроса. Далее комиссия представляет доклад, заключение и рекомендации АС.

НПА МОТ распространяется не только на наемных работников, но и на предпринимателей, а в раде случаев относиться и ко всему населению.

По своему содержанию нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы:

- Осуществляющие защиту основных  прав и свобод человека в  области труда.

- Относящиеся к обеспечению  занятости, защиты от безработицы.

- Регулирующие условия труда.

- По технике безопасности и  производственной санитарии.

- Регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой  защите.

- Регулирование труда отдельных  категорий работников.

- Регулируeт сотрудничество организаций работников, нанимателей, государства.

 

РБ является членом МОТ с 1954, однако тесное сотрудничество началось с 1991. До этого периода наше участие в МОТ было формальным. В настоящее время разработана целая программа сотрудничества с МОТ. Она включает в себя консультации, семинары, оказание технической помощи по труду, разработку и реализацию совместных проектов.

На 1 января 1996 парламентом РБ было ратифицировано 45 конвенций. 6 конвенций были динансированы.

Субъектами международно-правового регулирования труда являются объединения государств, совет Европы, ЕС, СНГ.

 

3.Основные права и свободы  человека, в число которых входят  и важнейшие трудовые права

- Право на труд

- На защиту от безработицы

- На благоприятные условия труда,

- На равную зарплату за равный труд

- Право на отдых

- На оплату труда

были провозглашены во всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948г. Указанный документ не имеет обязательного для государств характера. Это в большей мере программный документ, политический акт.

В международных пактах о правах человека, одобренной Генеральной ассамблеей ООН в 1966г. трудовые права сформулированы более подробно. Круг этих прав шире, чем во всеобщей декларации прав человека, т.к. в пактах содержаться конкретные обязательства государств по претворению в жизнь этих прав. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах право на труд определяется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он соглашается. Это обязывает государство проводить социально-экономическую политику, гарантирующую основные политические и экономические свободы человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрете принудительного труда и свободного осуществления права на ассоциацию.

Международная конвенция  ООН о ликвидации расовой дискриминации 1966г. и дискриминации в отношении женщин 1979г. запрещают расовую дискриминацию и дискриминацию женщин в сфере трудовых и связанных с ним отношений.

Среди международных норм, закрепляющих основные права в области труда важное место занимают конвенции МОТ.

Конвенция №29 «о принудительном труде» обязывает государство, которое ее ратифицирует, упразднить применение принудительного труда во всех его формах. Конвенция не применяется в отношении 5 видов труда или службы:

 

1)      обязательной военной  службы

2)      некоторых видов  обязательной гражданской службы

3)      исправительные  работы

4)      работы, необходимость  которых вызвана чрезвычайными  ситуациями

5)      мелких сельскохозяйственных  работ

Конвенция №105 «упразднение принудительного труда» расширяет круг обязательств государства по устранению принудительного труда. Запрещаются все виды принудительного труда в следующих случаях:

1)      в качестве средств  политического воздействия или  воспитания

2)      в качестве метода  мобилизации и использования  рабочей силы для нужд экономического  развития

3)      в качестве средств  наказания за участие в забастовках

4)      в качестве средств  поддержания трудовой дисциплины

5)      в качестве меры  дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности

Нормы, содержащиеся в конвенции №100 «равенство вознаграждения», №111 «дискриминация в области труда и занятий», №156 «трудящиеся с семейными обязательствами» направленные против дискриминации в сфере трудовых отношений. Конвенция №100 провозглашает принцип равного вознаграждения за труд равной ценности без дискриминации по признакам пола. Конвенция №156 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, которые имеют семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей и других родственников. Конвенция предусматривает, что им должны предоставлять оплачиваемую работу, не подвергая дискриминации.

Право на ассоциацию закреплено в конвенциях №87 «свобода ассоциаций и защита прав на организацию», №98 «право на организацию и ведение коллективных переговоров», №135 «представители трудящихся», №141 «организация сельских трудящихся», №151 «трудовые отношения на государственной службе». В соответствии с конвенцией №87 трудящиеся и предприниматели имеют право создавать свои организации с целью выдвижения и защиты своих интересов. Эти организации имеют право вырабатывать свои уставы, регламенты, выбирать представителей, формулировать программу действий. Они не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Государственные власти не должны вмешиваться в их права или воспрепятствовать их законному осуществлению. Рассматриваемые положения о праве на ассоциацию носят универсальный характер и относятся ко всем трудящимся за исключением армии и полиции, но некоторые государства могут их применять, если ратифицируют данную конвенцию. Конвенция №98 предусматривает право на коллективные переговоры.

Конвенция №154 «о содействии коллективных договоров» предусматривает принятие мер, соответствующих для содействия коллективным переговорам. Коллективные переговоры – переговоры, которые проводятся между предприятиями, группой предпринимателей и трудящихся в целях:

- определения условий труд и  занятости

- регулирования отношений между  предпринимателями и трудящимися

- регулирования отношений между  предпринимателями или их организации  и одной организацией, или несколькими организациями трудящихся

Информация о работе Международное правовое регулирование труда