Консульские представительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что в сфере международных отношений наряду с дипломатическими представительствами государства широко используют систему консульского представительства. Исторически консульское представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды консулов 5
1.1 Виды консулов и консульских учреждений 5
1.2 Консульские функции 8
Глава 2. Консульские представительства 13
2.1 История становления консульских представительств 13
2.2 Консульские представительства: понятие, функции 16
2.3 Порядок открытия консульского представительства 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсак юля.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский  филиал

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:  Международное право

На тему: Консульские  представительства

 

 

 

                                           Выполнила: 

                                                                         Студентка 5 курса, 502 – з гр.

                                                                  Заочной формы обучения 

  Монгуш Юлия Владимировна

Преподаватель:

к.ю.н., доцент

_________ Филимонов  Ю.В. 

 

Дата представления  работы

«   »____________2013 г.

 

Томск

2013      

 Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Понятие и виды консулов 5

1.1 Виды консулов и консульских  учреждений 5

1.2 Консульские функции 8

Глава 2. Консульские представительства 13

2.1 История становления   консульских представительств 13

2.2 Консульские представительства:  понятие, функции 16

2.3 Порядок открытия консульского  представительства 36

Заключение 41

Список использованной литературы 42

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что в сфере  международных отношений наряду с дипломатическими представительствами  государства широко используют систему  консульского представительства. Исторически  консульское представительство  государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств  и миссий. Если первые постоянные дипломатические  представительства появились только в XV в., а в Европе система постоянных дипломатических представительств сложилась в XVI –XVIII вв., то консульское представительство своими корнями уходит еще в античное прошлое.

Наличие в мире системы  государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя, так или иначе, друг с другом. То или иное государство  вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права1.

В Консульском уставе Российской Федерации определены задачи и организация  консульских учреждений. Порядок  назначения консула, дана характеристика выполняемых им функций. В соответствии с уставом к консульским учреждениям  республики относятся: консульские  отделы дипломатических представительств России, генеральные консульства, вице-консульства, консульские агентства, консульское управление Министерства иностранных дел РФ, консульские пункты.

Степень научной разработанности  темы исследования. Дипломатическое  и консульское право изучалось  многими специалистами (Г.В. Бобылевым, Д.С. Гвоздецким, Д.А. Каримовым, А.В. Кофановым, С.В. Кофановым, Э.Л. Кузьминым, Т.Д. Матвеевой, Ш.Д. Содиковым, О.М. Торшиной и др.). Рассматриваемая тема является относительно разработанной в науке международного права, однако интерес к ней не угасает, что объясняется, в частности, тем, что процессы глобализации, имеющие место в настоящее время, приводят к расширению отношений между государствами, юридическими лицами и гражданами различных стран в самых разнообразных сферах. На протяжении последних лет мировое сообщество является свидетелем динамичного развития международных связей Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение консульских представительств.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. рассмотреть понятие  и виды консульских учреждений;

2. изучить историю становления   консульских представительств;

3. описать понятие и  функции консульских представительств;

4.проанализировать порядок  открытия консульского представительства.

Объектом работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в области функционирования консульских представительств.

Предметом исследования является консульские представительства.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Понятие  и виды консулов

1.1 Виды консулов  и консульских учреждений

 

Консул (лат. consul) — должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства2.

Консулы подразделяются на два вида: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные.

Штатные консулы — это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Поскольку они не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью (частнопредпринимательской и т.п.), кроме исполнения консульских обязанностей, их принято называть карьерными консулами.

Нештатные консулы — это лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Как правило, их назначают из числа граждан государства пребывания — видных юристов, коммерсантов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья нештатные консулы не получают, но в качестве платы за выполнение консульских функций они обращают в свою пользу консульские сборы.

Поскольку консульская деятельность нештатных консулов основывается не на служебных, а скорее на почетных условиях, их принято называть почетными консулами. В силу указанных выше обстоятельств они имеют право наряду со своими консульскими обязанностями заниматься торговлей или другими видами частного предпринимательства. В международной практике установилось правило, согласно которому нештатные консулы, осуществляя консульскую деятельность в пользу представляемого государства, должны подчиняться указаниям ближайшего штатного консула этого государства. В целях беспрепятственного выполнения своих служебных функций нештатные консулы пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и штатные, правда, личной неприкосновенностью они пользуются лишь при исполнении консульских функций.

Главы консульских учреждений, согласно Венской конвенции о  консульских сношениях 1963 г., подразделяются на четыре класса:

  • генеральные консулы;
  • консулы;
  • вице-консулы;
  • консульские агенты3.

Международная практика следует  правилу, по которому класс главы  консульского учреждения соотносится  с видом этого учреждения. В  бывшем СССР каких-либо специальных  консульских классов не существовало, поскольку все работники советских  консульских учреждений состояли на дипломатической службе. Однако в  некоторых странах консульская  служба отделена от дипломатической и ее работникам присваиваются специальные ранги.

Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:

  • генеральное консульство — учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах;
  • консульство;
  • вице-консульство — учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого — штатное должностное лицо, подчиненное консулу;
  • консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа4.

Таким образом, консульская  деятельность осуществляется также  консульскими отделами посольств. Заведующий отделом именуется «генеральный консул» или «консул». При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. В других случаях его деятельность ограничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств. Обычно заведующему консульским отделом посольства или миссии не выдается патент или экзекватура (т.е. согласие со стороны государства пребывания). Однако в некоторых странах (Англия, Финляндия) получение экзекватуры требуется в случае, если консульский отдел будет сноситься с местными властями. Являясь сотрудником дипломатического представительства, такой «отдельский» консул сохраняет свой дипломатический статус, т.е. пользуется дипломатическим иммунитетом и привилегиями без каких-либо исключений.

 

1.2 Консульские  функции

 

В настоящее время консульские  функции определены в международных  соглашениях (Венская конвенция  о консульских сношениях 1963г., Европейская  конвенция о консульских функциях 1967г.), двусторонних консульских конвенциях, договорах о торговле и мореплавании, а также во внутригосударственном  законодательстве (консульские уставы и другие нормативные акты государства)5.

Согласно Венской конвенции 1963г. (ст.5), основная задача консулов заключается  в том, чтобы защищать в государстве  пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических  лиц. Консул должен стремиться также  к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между  представляемым государством и государством пребывания, оказывая всемерное содействие установлению между ними дружественных  отношений.

Консульские функции могут  быть сведены к следующим специфическим  областям.

1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выступает без доверенности в качестве представителя наследников, отказополучателей и их правопреемников по всем наследственным делам. Если требуется, консул подает в соответствующие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и правовых интересов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, договоров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и т.д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной  жизнью государства пребывания, готовит  сообщения о них своему правительству  и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует  свое правительство о законах  и правилах государства пребывания в области судоходства, воздушной  навигации, таможенных установлений и  т.д. Одной из традиционных функций  консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и  железнодорожным транспортом, судами речного и морского флота своего государства на территории государства  пребывания.

Информация о работе Консульские представительства