Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:52, дипломная работа

Краткое описание

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Содержание

Введение
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS) В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1Понятие и процесс формирования императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
2.1 Понятие и содержание норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS».
3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве.
3.2 Международно-правовая ответственность за нарушение обязательств «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 542.59 Кб (Скачать файл)

Для решения гуманитарных и правовых проблем последние два года МККК собственными силами активно проводил всеобъемлющее исследование. Это исследование, в первую очередь, предназначено для того, чтобы в простых выражениях объяснить, в какой степени право применяется к целому ряду указанных выше гуманитарных задач, которые встают во время немеждународных вооруженных конфликтов, включая проблему обеспечения более строгого соблюдения права всеми сторонами в таких конфликтах. Исходя из ответа на этот вопрос, вторая цель исследования – оценить, насколько действующие правовые нормы отвечают этим гуманитарным задачам. Основываясь на всеобъемлющей оценке результатов этого исследования, которое все еще продолжается, мы сделаем выводы о необходимости прояснения или дальнейшего развития конкретных аспектов права. За исследованием последуют предложения относительно дальнейших шагов с точки зрения содержания правовых и процессуальных норм.

Можно сделать вывод, что в основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь [10, с. 78].

Анализируя вопрос об актуальности Конвенций, мы должны помнить, что по большей части Женевские конвенции регулируют международные вооруженные конфликты, включая ситуации военной оккупации. Хотя такие конфликты и случаи оккупации действительно, - к счастью, - происходят не так часто, как прежде, мы можем лишь заметить, что они не исчезли полностью. Недавними примерами конфликтов, где в полной мере применялись Конвенции, служат конфликт в Афганистане (2001-2002 гг.), война в Ираке (2003-2004 гг.), конфликт на юге Ливане (2006 г.) и конфликт между Россией и Грузией (2008 г.) Следовательно, в той степени, в какой международные конфликты и случаи оккупации продолжают происходить и будут происходить дальше, Конвенции остаются в силе и сохраняют свою актуальность. Поэтому очень важно сберечь это бесценный гуманитарный опыт, который удалось получить благодаря тому, что к Конвенциям присоединились все государства мира. Какие бы изменения ни происходили в будущем, они должны базироваться на этих уже существующих нормах.

Источниками гуманитарного права также являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой - 10 декабря 1948 г. - отмечается в странах мира как День прав человека. Эта Декларация и сегодня сохраняет свое значение как первый комплексный документ в данной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле. Но Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение, провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

Гуманитарное право активно развивалось после Второй мировой войны, что свидетельствует о его значении в современных условиях. По мере технического прогресса оно распространяет свое действие на применение новых средств и методов ведения военных действий. Главное внимание уделяется защите жертв войны. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. устанавливает, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Наказуемы следующие деяния: геноцид; заговор с целью совершения геноцида. Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами [10].

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми [11, с. 132].

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена [11].

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lаwlеss v. Irеlаnd), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Nеumеistеr v. Аustriа). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или ее протоколов.

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. относит к «преступлению апартеида» следующие акты: лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение; любые меры законодательного характера, препятствующие участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны; любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности; эксплуатация труда членов расовой группы; преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.

Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. устанавливает, что пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия [12].

Международные пакты о правах человека - это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18 марта 1968 г., ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 г. Пакт о гражданских и политических правах - 23 марта 1976 г. [13].

Источниками международного гуманитарного права также являются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.

Специфическую разновидность актов составляют конвенции Международной организации труда, регламентирующие не только представляющие общий интерес и заслуживающие единообразного решения вопросы трудовых отношений, но и важные социальные аспекты жизнедеятельности индивида и коллектива. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительного труда (относительно принудительного или обязательного труда - 1930 г., об упразднении принудительного труда - 1957 г.), относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности - 1951 г., о минимальном возрасте для приема на работу - 1973 г„ относительно ежегодных оплачиваемых отпусков - 1936 г., об охране заработной платы - 1949 г [14].

Далее  региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам. Это Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с одиннадцатью протоколами), действующая в рамках Совета Европы, Американская конвенция прав человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

В числе действующих в рамках Совета Европы актов гуманитарного характера можно назвать следующие: Европейская социальная хартия (1961 г.), Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными преступниками (1964 г.), Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г.), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (1992 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.). В мае 1996 г. открыта для подписания пересмотренная Европейская социальная хартия. В мае 1997 г. принята Европейская конвенция о гражданстве [14].

Несколько  своеобразный  характер  имеют  документы  в  области   прав

человека, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ.  В заключительном  акте  СБСЕ  раскрыто  содержание  принципа   уважения   прав человека применительно к  взаимоотношениям  участников  процесса.  В  рамках этой организации родился термин «человеческое измерение», который означает комплекс вопросов в сфере  взаимоотношений  участников  ОБСЕ,   связанных  с правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на  Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в  Париже  в  1989г., в Копенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г. Документы ОБСЕ  (Европейская конвенция  по  предупреждению  пыток   и   бесчеловечного   или   унижающего достоинство обращения или наказания и др.) носят политический характер и  не являются  источниками  международного  права.  Их  положения  часто  именуют договоренностями.   Поскольку   руководители   государств-участников    ОБСЕ неоднократно  заявляли   о   том,    что   данные   договоренности   подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют  и  юридический  оттенок.  Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства  международно-правового характера [15, с. 24].

Обеспечение уважения норм международного гуманитарного права имеет значительную специфику. Если при нарушении норм международного права возникает ответственность государств, то при нарушении норм международного гуманитарного права центр тяжести переносится на ответственность индивида. При этом если в прошлом индивид мог быть привлечен к ответственности только по внутреннему праву, то со времени Нюрнбергского процесса он может быть судим непосредственно на основе международного права. Приговор Нюрнбергского трибунала определил, что индивиды несут международные обязанности, превышающие национальные обязательства повиновения. Тот, кто нарушает законы войны, не может рассчитывать на иммунитет, действуя с разрешения государства, если государство при этом выходит за рамки своей компетенции по международному праву. Такая позиция была совершенно необходимым шагом в направлении обеспечения норм международного гуманитарного права. Тем не менее международная процедура носит дополнительный характер по отношению к национальной. Она предназначена для особых случаев. Основную массу военных преступлений в состоянии охватить только национальная система.

В международном гуманитарном праве ощутимы взаимосвязи его актов и норм с внутригосударственным законодательством и его нормами. Эти связи многообразны и проявляются как в воздействии на содержание законов государства о правах и свободах, так и в совместном применении тех и других актов и норм при регламентации, обеспечении и защите прав и свобод.

Информация о работе Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве