Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:52, дипломная работа

Краткое описание

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Содержание

Введение
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS) В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1Понятие и процесс формирования императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
2.1 Понятие и содержание норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS».
3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве.
3.2 Международно-правовая ответственность за нарушение обязательств «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 542.59 Кб (Скачать файл)

   В случае серьезных нарушений Конвенций государства-участники обязуются принимать меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и в соответствии с Уставом ООН [6, с.46].

   Учитывая всю важность внутреннего законодательства, гуманитарное право обязывает государства-участников ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения Конвенции. Документы МГП не определяют меры наказания за серьезные нарушения своих положений и соответствующие органы юстиции. Это определяется соответствующим государством, в том числе в ходе их сотрудничества. В то же время имеются прецеденты создания международных трибуналов в связи с преступлениями, совершенными в период вооруженных конфликтов.

   Первый прецедент создал международный  процесс в Нюрнберге над главными нацистскими преступниками 1945-1946 гг. Нацистскую верхушку судил Международный Военный Трибунал, созданный соглашением СССР, США и Англии, за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. В частности, было предъявлено обвинение в грубейших нарушениях Гаагских конвенций. Если посмотреть на пункты обвинений, то в них можно узнать многие положения МГП, которое к тому моменту еще не сформировалось в достаточной мере. Не будет преувеличением сказать, что Нюрнбергский трибунал фактически судил нацистскую верхушку также за нарушения норм и принципов МГП.

Сегодня Женевские конвенции остаются ядром современного международного гуманитарного права. В них содержатся основные нормы по защите лиц, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях, когда они находятся в руках противной стороны. К этим лицам относятся, как уже упоминалось, раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные и гражданские лица, в том числе живущие на оккупированных территориях.

        В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

       За последние 10-15 лет международные отношения претерпели ряд качественных изменений, в результате чего наступил новый этап и в развитии норм международного права. На формирование сегодняшнего мирового сообщества оказывают влияние современные факторы, обусловленные структурными изменениями в мировой политике и экономике. Не отрицая положение государства как основного субъекта международного права надо признать, что в настоящее время в международной жизни задействовано большое число субъектов другого типа. Самым ярким примером можно считать влияние антитеррористического движения на отношения между государствами в начале ХХI века.

       Помимо роста числа международных организаций, расширения их компетенции, в международном общении все большее место занимают организации смешанного типа, членами которых могут быть как государства, так и неправительственные организации, субъекты федераций, транснациональные корпорации, обыкновенные юридические лица. Особенно их роль возрастает в решении гуманитарных, природоохранных  вопросов.

         Международное гуманитарное право неразрывно связано с движением и работой этих организаций, развитие его сегодня не остановилось; общественную значимость его трудно переоценить в условиях все еще продолжающих вспыхивать в различных регионах земли вооруженных конфликтов; гуманитарное право дополняет право прав человека, постоянно расширяется сфера его применения.

 

 
1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.

 

Термин «источник» находит свое признание в теории и практике международного права. В частности, «источник международного права - это форма, в которой выражены правила поведения субъектов международных отношений и которая сообщает этим правилам качество нормы международного права». В то же время нормы международного права отличаются от национального права тем, что они устанавливаются его субъектами по соглашению между ними по поводу содержания правила поведения и придания ему качества международно-правовой нормы. Оно достигается путем согласования воли субъектов.

Таким образом, исходя из общих теоретических рассуждений, можно сформулировать, что под «источниками права» следует понимать прежде всего нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правило общего действия.

В отличие от данного определения, в международном публичном праве термин «источники» употребляется в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники — это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук. Под источниками международного права можно также понимать и результаты процесса нормообразования. Как подчеркивал Ф. Мартенс, «международное право в своих нормах и принципах отражает реально существующие международные отношения».

Необходимо отметить, что при исследовании проблемы источников международного права специалисты справедливо обращаются к анализу статьи 38 Статута Международного суда ООН. Она содержит перечень источников международного права, на основании которых суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним отнесены:

1) международные конвенции;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Основными источниками международного гуманитарного права являются международные договоры и обычаи. Соглашение участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, основанное на добровольности и суверенном равенстве относится к международному договору. Международный обычай - это правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признается участником международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Характерными чертами международного обычая являются всеобщность признания, длительность применения  и убеждение в юридической обязательности. Международный обычай в частности распространяется на отношения в период вооруженного конфликта, которые не урегулированы конвенциями [7].

Вспомогательными источниками международного права являются: решения и постановления международных органов и организаций, касающихся внутренних вопросов этих международных организаций. К таким источниками относятся решения международных третейских судов и других третейских органов, которые также не создают новых норм международного права, а применяют уже существующие. третьим вспомогательным источником международного права является научная доктрина, т.е. труды юристов-международников, которые представляют собой лишь мнение отдельных людей, но служат вспомогательным материалом для создания новых международно-правовых норм [7, с.13].

Тот факт, что источником международного гуманитарного права является обычай, никак не принижает значения договоров. Многие нормы первоначально формулируются в договорах и лишь затем получают признание в качестве обычных. Ведущими конвенциями гуманитарного права являются Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных протокола к ним 1977 г.

На первой и второй мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, входившие в комплекс норм международного гуманитарного права. Первая конференция была созвана по инициативе императора России Николая II. Проходила конференция с 18 мая по 29 июля с участием 26 государств. Приняла 3 конвенции: О мирном решении международных столкновений; О законах и обычаях сухопутной войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года, а также 3 декларации: «О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов»; «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы»; «О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле».

Вторая мирная конференция в Гааге проходила со 2 июня по 5 октября в 1907 году. В ней принимали участие представители 44 государств. В ходе конференции было принято 13 конвенций: «О мирном решении международных столкновений»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «Об открытии военных действий»; «О законах и обычаях сухопутной войны»; «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года)»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «Об учреждении Международной призовой палаты» (не вступила в силу); «О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны». Также была принята декларация «О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров» [8, с.45].

Основу современного международного гуманитарного права составляют четыре Женевские конвенции 1949 г., а именно: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I), «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (Конвенция II), «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III) и «О защите гражданского населения во время войны» (Конвенция IV), а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.: Протокол I о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Под международным вооруженным конфликтом понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта.

Немеждународный вооруженный конфликт - это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил в немеждународном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному вооруженному конфликту, меньше чем норм, применимых в случае международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II.

Поводом принятие Женевских конвенций во многом являлись итоги Второй мировой войны. Громадные жертвы (свыше 60 млн человек погибло в ходе войны) были результатом не только варварской, антигуманной политики фашистской Германии и ее союзников по отношению к гражданскому населению и военнопленным, но и несовершенства действовавшего гуманитарного права. К началу Второй мировой войны в международном гуманитарном праве отсутствовали нормы, касающиеся статуса гражданского населения в случае вооруженного конфликта. Что касается защиты раненых, больных, военнопленных, то действовавшие Женевские конвенции 1929 г. имели ограниченную сферу применения -только в отношении государств, ратифицировавших их, а таких было немного. Женевские конвенции и протоколы к ним развили огромный относящийся к международному гуманитарному праву нормативный материал, их участниками стали практически почти все члены международного сообщества государств. Их положения действуют ныне и как нормы обычного международного права.

Первую Женевскую конвенцию 1864 г. об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях выработала конференция государств, созванная швейцарским Союзным советом. Эта конвенция неоднократно улучшалась и расширялась. Она состоит из 64 статей и двух приложений.

Постановлениями Десятой Гаагской конвенции 1907 г. принципы Женевских конвенций 1864 и 1906 гг. были распространены на морскую войну. Эта конвенция также подверглась новации в 1949 г. Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II). Она содержит 63 статьи [8].

В Гаагских правилах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. имелся раздел о положении военнопленных. Нормы установленного для них в 1929 г. режима получили дальнейшее развитие в Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III). Она состоит из 143 статей и пяти приложений.

К этим трем конвенциям (в 1949 г. лишь подвергшимся новации) следует добавить новую Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV). Конвенция регулирует положение гражданского населения как на территории воюющих сторон, так и на оккупированных территориях и на территориях нейтральных государств. Она состоит из 159 статей и трех приложений [8].

Все четыре Женевские конвенции были объединены под названием «Женевские конвенции о защите жертв войны» и 12 августа 1949 г. приняты конференцией государств, созванной в Женеве по предложению Международного комитета Красного Креста. К конвенциям приложено 11 рекомендаций конференции.

 Женевские конвенции немедленно получили широкую поддержку. Они вступили в силу уже 21 октября 1950 г., когда были ратифицированы первыми двумя государствами. В 50-х годах прошлого столетия их ратифицировали 74 государства, в 60-х – еще 48. Процесс ратификации неуклонно продолжался в 70-х (20 ратификаций) и 80-х (20 ратификаций) годах. В начале 90-х годов имела место новая волна ратификаций (26), в основном, в результате распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии. После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число государств-участников составило 194 – все государства мира.

Информация о работе Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве