Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:52, дипломная работа

Краткое описание

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Содержание

Введение
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS) В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1Понятие и процесс формирования императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
2.1 Понятие и содержание норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS».
3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве.
3.2 Международно-правовая ответственность за нарушение обязательств «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 542.59 Кб (Скачать файл)

Императивные нормы как и обязательства еrgа оmnеs отражают важную историческую тенденцию к социализации международного сообщества и его права. Общность глобальных интересов, которая активно нарастает, все теснее связывает государства в едином сообществе. Международное право становится правом международного сообщества, и его главной задачей является защита общих интересов государств, а также интересов международного сообщества в целом. Человечество дорого заплатило за осознание необходимости уважения общих интересов и той ответственности, которую возлагает на каждое государство членство в международном сообществе. Необходимость признания и уважения общих интересов, прежде всего интересов всеобщего мира и безопасности, нашла воплощение в Уставе ООН и в современном международном праве в целом. Ныне задача оптимального сочетания национальных интересов с интересами сообщества встала как никогда остро. Без ее решения невозможно нормальное существование как сообщества, так и его членов. Решить эту задачу и призвано право международного сообщества.

В настоящее время международно-правовая концепция государства должна исходить из идеи права международного сообщества, чтобы содействовать упрочению всеобщего мира и безопасности, развивать экономику, науку, культуру в крупном масштабе, а также для того, чтобы сделать международную систему более управляемой. Только в условиях единого международного сообщества человечеству удастся сохранить себя.

 

 
2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.

 

Еrgа оmnеs являются обязательствами всех государств перед всем мировым сообществом. Нарушение данных обязательств можно выделить как особо сложная группа нарушений, преступлений. Особенно тяжкие преступные деяния, являющиеся частью широкомасштабного или  систематического нападения на любое гражданское население, и, как правило, совершающиеся с той или иной формой участия государства или организации считаются преступлениями против человечности. В соответствии со Статутом Международного Уголовного суда (статья 7) «для целей настоящего Статута «преступление против человечности» означает любое из следующих деяний, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц».

Развернутую характеристику преступлений против человечности дала Комиссия ООН по военным преступлениям (thе Unitеd Nаtiоns Wаr Сrimеs Соmmissiоn) в своем докладе от 28 мая 1948 года:

«Изолированные преступления не охватываются понятием преступлений против человечности. Как правило, методичная массовая акция, в особенности, если она отличалась жестокостью, была необходима для того, чтобы трансформировать обычное преступление, наказуемое по внутригосударственному праву, в преступление против человечности, которое, таким образом, стало затрагивать также и интересы международного права. Только преступления, которые подвергли международное сообщество опасности или глубоко потрясли совесть человечества тем, что характеризовались широким размахом и жестокостью или большим количеством преступных актов, или тем, что при совершении преступных актов в различное время и в различных местах применялись схожие способы действий, оправдывали вмешательство других государств, кроме того, на чьей территории эти преступления совершены или чьи граждане стали их жертвами» [25].

В «Элементах преступлений» (введение к статье 7) Международного суда отмечается, что «преступления против человечности входят в число самых серьезных преступлений, вызывающих обеспокоенность международного сообщества в целом, обуславливают и влекут за собой индивидуальную уголовную ответственность и предполагают совершение деяния, которое является недопустимым в соответствии с общепризнанными нормами международного права, признаваемыми основными правовыми системами мира». Антонио Кассезе отмечает, что хотя в общем международном праве дефиниция преступлений против человечности меняется, ее ядро образуют следующие характеристики:

  • Это особенно одиозные преступления, составляющие серьезное посягательство на человеческое достоинство либо серьезное оскорбление или деградацию одного или нескольких человеческих существ.
  • Это не изолированные или спорадические события, но являются существенной частью либо правительственной политики, либо широкомасштабной или систематической практики допускаемых злодеяний, которой потворствует или которую допускает (асquiеsсеd, с которой «молча соглашается») правительство или фактическая власть. Из этого следует, что конкретное преступление должно быть одним из многих повторяющихся подобных преступлений или быть частью череды таких преступлений (широко распространенной практики), либо быть реализацией политики или плана, составленного или вдохновленного государственной властью или руководящими сотрудниками dе fасtо подобной государству организации, или организованной политической группы (систематическая практика). Они запрещены и, следовательно, могут быть наказаны независимо от того, совершены ли они во время войны или в мирное время.

Жертвами преступлений могут быть гражданские лица или, в случае преступлений, совершенных во время вооруженного конфликта, лица которые не принимают (или больше не принимают) участие в военных действиях, а также, в обычном международном праве (но не согласно Уставам МТБЮ, МТР и МУС), вражеские комбатанты.

Автор одного из первых опытов фундаментального  обобщения практики Международных трибуналов ООН по рассматриваемому классу преступлений, Женель Метро (Guеnаеl Mеttrаux), пришел к выводу, что «в обычном международном праве преступления против человечности определены как особенно серьезное нарушение, направленное против жизни, человеческого достоинства или, при некоторых обстоятельствах, собственности человека, сознательно совершенное как часть широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население. Начальное преступление (например, изнасилование или убийство) выдвигает на первый план преступную природу нарушений и фундаментальный характер защищаемых интересов. Одновременно общие элементы - «широкомасштабное или систематическое нападение на любое гражданское население» - подчеркивают и масштаб акта, и международный характер преступления» [25, с. 90].

Тогда как раздел международного уголовного права, касающийся военных преступлений,   имеет своим главным источником гуманитарное право, раздел, посвященный преступлениям против человечности, большей частью основан на принципах и нормах международного права прав человека. В то же время в нем активно используются инструменты и понятия, выработанные МГП, такие, например, как «гражданское население».

В связи с вышестоящими утверждениями далее приводятся примеры, определяющие международно-правовой характер обязательств еrgа оmnеs. Особое место занимают события в Югославии. В одном из своих решений Международный трибунал по бывшей Югославии указал, что  нападения, составляющие преступления против человечности, имеют такую степень тяжести, что объектом преступления становятся не только индивиды и их группы, но и сама концепция гуманизма как таковая.

Международный трибунал по бывшей Югославии (полное название - Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года) был создан Советом Безопасности ООН 25 мая 1993 года на основе резолюции номер 827 Совета Безопасности ООН. Трибунал имеет мандат Совета Безопасности ООН. Этим он отличается от классических международных судов, которые создаются международным договором.

Целью трибунала является преследование лиц, ответственных за тяжкие нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии в период с 1991 года (грубое попрание Женевских конвенций 1949 года, нарушение законов и обычаев войны, геноцид и преступлениях против человечности). Трибунал рассматривает такие серьезные преступления, как умышленное убийство, пытки, незаконное депортирование и захват заложников. Предусмотрено судебное преследование за применение отравляющих веществ, бессмысленное разрушение городов или деревень, исторических памятников.

Самое максимальное наказание, которое может вынести трибунал - это пожизненное заключение. Судом не принимаются ссылки на «исполнение обязанностей» или «подчинение приказам». Суд не может начаться в отсутствие обвиняемого. Трибунал не имеет права выносить смертный приговор. Осужденные МТБЮ лица отбывают свой срок в одном из государств, подписавших соответствующее соглашение с ООН [26, с. 57].

Международный трибунал состоит из: 1) палат, включающих две Судебные палаты и Апелляционную палату; 2) Обвинителя; 3) Секретариата, обслуживающего как палаты, так и Обвинителя.

Палаты включают 16 постоянных и до 9 временных судей, которые избираются Генеральной ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности списка на четыре года. Условия их службы являются такими же, как у судей Международного Суда. Они могут быть переизбраны.

Юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал может официально просить национальные суды передать производство по делу Международному трибуналу [26].

Первый приговор трибунала был вынесен 29 ноября 1996 года. К десяти годам тюрьмы был приговорен боснийский хорват Дражен Эдемович, признанный виновным в преступлениях против человечности и нарушениях законов и обычаев войны. Согласно решению СБ ООН, трибунал должен был завершить рассмотрение всех дел по первой инстанции до конца 2008 года, однако в связи с неспособностью МТБЮ исполнить эти обязательства в срок, мандат судей по делам первой инстанции был продлен сначала до конца 2009 года, а затем - еще раз - до 31 декабря 2010 года или до завершения дел, которые они рассматривают, если это произойдет раньше.

По словам председателя МТБЮ Патрика Робинсона, трибунал завершил судебные разбирательства по 86 делам, по которым проходили 120 обвиняемых. Всего же МТБЮ предъявил обвинительные заключения 160 лицам, ответственным за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии начиная с 1991 года. По словам Робинсона, свернуть свою деятельность трибунал сможет не раньше середины 2013 года. Обвиняемым на судебном процессе в Гааге являлся бывший президент Югославии Слободан Милошевич, скончавшийся в тюрьме Трибунала в 2006 году. Его вина так и не была доказана [26, с. 46].

Нюрнбергский процесс проходил при других обстоятельствах, права человека на тот период времени не были на таком уровне, как сейчас, и параллель проводить не стоит. С другой стороны, стоить отметить, что идут судебные процессы и в странах - бывших участницах конфликтов. Этот момент можно назвать тоже вкладом в торжество справедливости. В результате конфликтов на постъюгославском пространстве пострадало огромное количество людей. Поэтому местное правосудие Сербии, Хорватии, других стран бывшей Югославии должно было работать активнее, проводить открытые процессы. А политиканство и попытки умалить значение МТБЮ ни к чему не привели.

Многообъясняющим является и «Дело Тадича». Душко Тадич, участник формирований боснийских сербов, действовавших в муниципалитете Приедор, 7 мая 1997 года был осужден Трибуналом за преступления против человечности и военные преступления, совершенные в период войны в бывшей Югославии. Тадич, руководитель нижнего звена в известном лагере Омарска, был осужден не за непосредственное совершение сексуального нападения, а за участие во всеобщей, широкомасштабной и систематической кампании террора, которая включала избиения, пытки, сексуальные нападения и другие акты физического и психического насилия в отношении несербского населения в районе Приедор [27].

Следует особо выделить, что при рассмотрении дела Тадича Трибунал признал обвиняемого виновным в преступлениях против человечности за преступные акты преследования, включавшие преступления в виде насилия. Не возвращаясь к нередко звучавшему утверждению о том, что изнасилование является случайным или произвольным актом, совершаемым солдатами, решение по делу Тадича непосредственно гласит, что «насилие могут рассматриваться как составные элементы широкомасштабной или систематической кампании террора против гражданского населения. Нужно доказывать не то, что само изнасилование носило широкомасштабный или систематический характер, а что оно являлось одним из, возможно, многих видов преступлений, целый ряд которых совершался на широкомасштабной или систематической основе и включал в себя проводившуюся агрессором кампанию террора».

В историческом решении по промежуточной апелляции Тадича от 2 октября 1995 г МТБЮ установил: «К настоящему времени прочное правило обычного международного права состоит в том, что преступления против человечества не требуют связи с международным вооруженным конфликтом. Обычное международное право, возможно, не требует и связи между преступлениями против человечества и любым конфликтом вообще». Обосновывая данный вывод, Суд обратился к ряду важнейших источников международного права [27].

Дело Тихомира Блашкича, полковника вооруженных сил Хорватского совета обороны (ХСО) и начальник оперативной зоны вооруженных сил ХСО в Центральной Боснии в период событий, в связи с которыми были предъявлены ему обвинения, был обвинен в несении прямой уголовной и командной ответственности за преступления против человечности, включая изнасилования, совершенные в центрах задержания. 3 марта 2000 года Блашкич был осужден за ряд нарушений гуманитарного права, включая военные преступления, серьезные нарушения и преступления против человечности в отношении боснийских мусульман Центральной Боснии. Он был осужден не за непосредственное совершение преступлений, перечисленных в обвинительном заключении, а на основе того, что он «приказывал, планировал, подстрекал или каким-либо иным образом пособничал и подталкивал к планированию, подготовке или совершению этих преступлений».

 Важность этого судебного решения, в частности, заключается в том, что в нем подробно рассматриваются элементы преступления против человечности. Суд перечисляет четыре элемента, к которым относятся «систематическое нападение», включая «совершение уголовного деяния в очень широких масштабах против группы гражданских лиц или повторяющееся и непрерывное совершение бесчеловечных актов, связанных между собой». Обсуждение судом преступлений против человечности является позитивным вкладом в признание изнасилования в качестве военного преступления. Как следует из толкования преступлений против человечности в делах Тадича и Блашкича, изнасилование и нападение на женщин необязательно должны являться широкомасштабными или систематическими, а насилие может представлять собой элемент широкомасштабной или систематической кампании, включающей другие уголовные деяния [28, с.35].

Информация о работе Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве