Принципы и нормы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в раскрытии понятия и сущности международно-правовой нормы, ее структурированных особенностей, способов создания и действия, а также в проведении классификации таких норм.
Для достижении указанной цели предполагается решение следующих задач:
1) исследование понятия нормы международного права и особенностей ее структуры;
2 ) выявление специфики их создания, установление содержания норм;
3) дифференциация международно-правовых норм по различным основаниям;
4) сделать вывод по теме исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие норм международного права 7
1.2 Специфика создания норм международного права 8
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 12
2.1 Виды норм международного права 12
2.2 Принципы международного права 17
2.3 Иерархия норм международного права 19
2.4 Кодификация международного права 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат МП - копия.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра международных  отношений

 

Специальность (направление): Международные отношения

 

 

 

 

Принципы и  нормы международного права

 

Реферат по международному праву

 

 

 

 

 

 

Подготовлена:

студентом факультета

международных отношений 

 

Руководитель:

к.политических.н., доцент

 

 

 

                                                                    

 

 

Новосибирск 
2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 7

1.1 Понятие норм международного права 7

1.2 Специфика создания норм международного права 8

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 12

2.1 Виды норм международного права 12

2.2 Принципы международного права 17

2.3 Иерархия норм международного права 19

2.4 Кодификация международного права 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вооруженные конфликты XX века имели различные масштабы и по существу продолжались непрерывно. Фактически все передовые достижения науки и техники использовались военных целях. Военный потенциал многих развитых стран достиг огромных размеров и стал представлять опасность для человечества. Хранимые в настоящее время государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля, поэтому крайне остро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. Необходим более высокий уровень управления социальными процессами, как на национальном, так и на глобальном уровне.

 Существенное совершенствование  управления выдвинулось на первый  план, в результате возрастает  роль таких инструментов управления, как государство, международные  организации, право.

Особое значение приобретает  взаимодействие международного и внутреннего  права государств. Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его  помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение  государств более предсказуемым.

 Безопасным может быть  лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного  правопорядка "является жизненно  важным для безопасности и  благополучия сложного международного сообщества наших дней". Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический.

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов  формально определенное правило, устанавливающее  для них права, обязанности и  обеспечиваемое юридическим механизмом. Ее специфика определяется тем, что  она является элементом особой правовой системы.

Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается  на их конструкции. Главное состоит  в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры  в случае нарушения норм могут  предусматриваться отдельными договорами. Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное  решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. Есть основания различать, но не противопоставлять, нормы де-юре  и нормы де-факто. Первые - это  официально признанные правила, вторые - те же правила, но уже с учетом того, как они реализуются в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь  пределы. Отход от сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение.

Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права  свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать  регулирующее воздействие лишь в  совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

Создатели международно-правовых норм и те, кто их применяет, как  правило, одни и те же лица, причем в  основе создания норм международного права, как и в основе определения  конкретных мер ответственности  в случае их нарушения (а это один из вариантов их применения), лежит  соглашение между их создателями. Поэтому  несущественно, предусмотрены ли заранее  те или иные меры ответственности  в случае нарушения международно-правовых норм (в виде абсолютно или относительно определенных санкций таких норм) или же меры ответственности должны быть установлены специальным соглашением  после совершения нарушения (если санкции  носят неопределенный характер).

Международное право имеет  дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются  посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в международном общении, так и во внутри государственной сфере.

Сегодня общее состояние  международно-правового регулирования, его место в правовой системе  Российской Федерации, нормативное  содружество международных договоров  и российского законодательства предопределяют весомую ценность международного права.

В современный период на содержание международно-правового  регулирования существенное влияние  оказывают такие факторы, как  расширение круга субъектов международного права, масштабный характер научно-технической  революции, усиление влияние международного общественного мнения, устойчивая тенденция  к демократизации международной  и внутригосударственной жизни, развитие механизмов защиты прав человека. Все больше проявляет себя тенденция  юридического обеспечения интересов  международного сообщества в целом. Существенные изменения происходят в механизме норм международного права. Возникла такая функция международного права, как содействие становлению  и развитию демократического правового  государства. Ощутима потребность  в усилении роли Организации Объединенных Наций (ООН) в решении глобальных проблем. Возрастает значение международных  судов.

Эти процессы способствуют все более активному применению норм международного права в правовой системе России, благодаря чему открываются  широкие возможности для использования  потенциала, заложенного в высокой  социальной ценности международного права, в практической деятельности органов, организаций и учреждений в сфере  внутригосударственных отношений1.

Нормы международного права  призваны участвовать в правоприменительном  процессе, т. е. в деятельности органов  государственной власти, местного самоуправления, судов - конституционных (уставных), общей юрисдикции, арбитражных, прокуратуры, юстиции, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, адвокатуры, юридических служб хозяйственных, банковских и иных структур. Знание международных норм, умение их толковать и применять в совокупности с российским законодательством - непременное условие правомерной и эффективной работы указанных субъектов. В свете вышеизложенного данная тема несомненно актуальна на сегодняшний день.

Цель настоящей работы состоит в раскрытии понятия  и сущности международно-правовой нормы, ее структурированных особенностей, способов создания и действия, а  также в проведении классификации  таких норм.

Для достижении указанной цели предполагается решение следующих задач:

1) исследование понятия  нормы международного права и  особенностей ее структуры;

2 ) выявление специфики их создания, установление содержания норм;

3) дифференциация международно-правовых  норм по различным основаниям;

4) сделать вывод по  теме исследования.

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.1 Понятие норм международного  права

 

Нормы международного права  – это обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов2. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами3.

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную  правовую систему. Это:

1) предмет регулирования  – межгосударственные отношения  и связанные с ними отношения  других субъектов;

2) порядок создания –  согласование позиций государств  и (или) иных субъектов;

3) форма закрепления (существования)  – соответствующая согласительному  характеру содержания правил  поведения (договор, обычай, акты  международных конференций и  международных организаций);

4) обеспечение реализации  норм, как правило, самими государствами-создателями  индивидуально или коллективно,  в том числе посредством созданных  ими международных организаций  и органов, при этом особое  значение имеют меры, содействующие  добровольной реализации норм.

 

1.2 Специфика создания норм международного  права

 

В сфере международных  отношений отсутствуют специальные  нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами.

Создание норм международного права представляет собой процесс  согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии:

1) достижение согласия  относительно содержания правила  поведения; 

2) взаимообусловленное волеизъявление  государств относительно признания  правила поведения обязательным.

Формирование позиции  государства начинается с осознания  своих интересов и потребностей, а также понимания возможности  защитить (удовлетворить) их с помощью  других государств или совместно  с ними.

Термин «позиция» может  иметь два значения: во-первых, это  общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных  взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при  подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).

В процессе создания норм международного права согласовываются позиции  – требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к достижению конечной цели4.

Позиции государств могут  совпадать полностью или в  главном. Они могут не совпадать  в деталях или в своей основе.5

Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании – уступках, компромиссах – нет  необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения  и фиксируются в договоре или  ином акте. При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны.

Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и  прогнозирование развития отношений  между государствами – залог  успеха формирования потенциально согласуемых  позиций государств. Диаметрально противоположные  позиции вряд ли могут быть согласованы  или даже представлены для согласования6.

Каждое государство стремится  к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме  права. Однако, если оно будет настаивать на своей, и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других государств (компромисс) означает лишь отказ7.

В соглашении достигнутое  тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств – участников соглашения, баланс – в виде сочетания их прав и обязанностей8. В последнем случае происходит своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) – другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.

Запрет на испытательные  взрывы ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой, предусмотренный Договором  о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом  пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие  в Договоре.

Договором же о нераспространении  ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства  государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора – предотвращение распространения ядерного оружия.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор  вступает в силу с момента подписания, то его подписание – это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении  договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов  международных организаций и  конференций, принимаемых путем  голосования или консенсуса (если государства выразили намерение  считать их юридически обязательными).

Информация о работе Принципы и нормы международного права