Защита интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования – дать комплексный анализ состояния и перспектив развития международного сотрудничества по охране ИС. Исходя из цели исследования, можно сформулировать его основные задачи:
- рассмотреть различные подходы к понятию ИС;
- проанализировать эволюцию права ИС в рамках национальных государств;
- определить основные формы международного взаимодействия в сфере охраны ИС;

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава I. Международное сотрудничество как средство преодоления
различий в подходах к охране объектов интеллектуальной собственности
§ 1. Многообразие определений понятия «интеллектуальная
собственность»……………………………………………………5
§ 2. Основные формы международного сотрудничества
в сфере охраны интеллектуальной собственности…………....8
Глава II. Многостороннее межгосударственное взаимодействие
в области охраны интеллектуальной собственности
§1. Договорная база многостороннего сотрудничества
по вопросам интеллектуальной собственности………………13
Глава III. Проблемы и перспективы развития международного
сотрудничества в сфере охраны интеллектуальной собственности
§1. Общие тенденции развития системы международной охраны
прав интеллектуальной собственности………………………..17
§2. Влияние позитивных и негативных факторов
на международное сотрудничество в области охраны
интеллектуальной собственности………………………………22
Заключение ……………………………………………………....28
Список литературы………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС (Артемьев)_курс.работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Международное сотрудничество может принимать разные формы. По количеству участников данного процесса выделяют двустороннее и многостороннее сотрудничество. Кроме того, в процессе могут быть задействованы негосударственные факторы. В зависимости от их наличия или отсутствия говорят о сотрудничестве в рамках гражданских инициатив или о межгосударственном сотрудничестве.

Сначала защита прав ИС в  международных отношениях обеспечивалась в основном на двустороннем уровне и на уровне гражданского общества. Многостороннее сотрудничество стало развиваться несколько позднее.

В двусторонних отношениях национальные законодатели издавна  пользовались принципом взаимности, согласно которому государство защищает права подданных другого государства в той степени, в какой права его собственных граждан защищаются на территории этого государства. Однако широкое применение принципа взаимности в частном праве зачастую провоцировало конфликт и вело к негативным последствиям для межгосударственных отношений. Так, если иностранным правообладателям не удавалось добиться должной защиты своих прав ИС в стране пребывания, они обращались в соответствующие инстанции собственного государства. Властям приходилось принимать меры с целью пресечения подобных нарушений, и они посылали в страну пребывания запрос на предмет эффективности защиты прав ИС пострадавших лиц. Но в стране пребывания любой их запрос воспринимался как вмешательство во внутренние дела суверенного государства и вызывал самую негативную реакцию. В итоге, конфликт из частноправового превращался в межгосударственный. Нередко происходил и обратный процесс, когда проблемы в отношениях между странами отражались на интересах частных лиц. В этом случае взаимность в охране прав ИС уступала место взаимности во введении санкций. При этом установление каких-либо ограничений прав ИС одним государством неминуемо влекло за собой ответные действия другого государства. Эти ответные действия зачастую рассматривались первым государством как чрезмерные и провоцировали эскалацию конфликта. В результате, вместо того, чтобы способствовать обмену культурными ценностями, научно-техническому прогрессу и экономическому развитию, права ИС оказывались предметом ожесточенных споров и разногласий.

С течением времени двустороннее сотрудничество в сфере охраны ИС перешло на новую ступень развития: взаимные права и обязанности все чаще получали документальное закрепление. В XIX веке особенно популярным стало подписание двусторонних соглашений. Эти закрытые договоры были изначально рассчитаны на двух членов и в отличие от многосторонних соглашений не могли действовать одновременно в нескольких редакциях. Как следствие, они давали более широкие возможности для детального регулирования спорных вопросов. При подготовке двусторонних соглашений необходимо согласовать позиции только двух участников переговорного процесса, что намного проще и, как правило, не требует излишних обобщений. Кроме того, двусторонние соглашения позволяют сохранить внутреннее законодательство сторон практически в неизменном виде. В отличие от них многосторонние договоры предполагают внесение изменений и дополнений в национальное законодательство для устранения существующих противоречий.[8]

Тем не менее, двусторонние соглашения обладали и многими недостатками. Они предоставляли охрану прав ИС только в одной стране и включали большое количество условий, формальностей, ограничений, что сводило к минимуму их практическую полезность. Поскольку двусторонние договоры, как правило, не требовали внесения изменений во внутреннее законодательство государств-членов, они устанавливали определенные обязательства лишь на правительственном уровне и никак не влияли на поведение граждан – непосредственных участников операций с объектами ИС. Наконец, подобно тому, как нарушение негласного правила взаимности нередко приводило к возникновению конфликтных ситуаций, несоблюдение двусторонних договоренностей также могло спровоцировать конфликт. Третьим сторонам было гораздо сложнее вмешаться и предотвратить развитие подобного конфликта, так как в отличие от ситуации с заключением многостороннего договора они не подписывали соглашения и, следовательно, формально не являлись заинтересованными сторонами. Эти недостатки и обусловили постепенный отказ от практики заключения двусторонних договоров и переход к многостороннему сотрудничеству в сфере охраны ИС.

На современном этапе  двустороннее сотрудничество сводится к:

1) согласованию вопросов, связанных с охраной прав ИС; подписанию соглашений между органами государств о сотрудничестве в области науки и техники, патентов, товарных знаков, авторского права и в других областях;

2) обмену информацией  о законодательстве в области  ИС;

3) обмену патентной  информацией, а также опытом  ее обработки и использования;

4) унификации процедур  экспертизы объектов промышленной  собственности;

5) подготовке и повышению  квалификации кадров в области охраны прав ИС;

6) обмену опытом международного  сотрудничества и информацией  относительно участия сторон в многосторонних международных договорах по охране прав ИС, а также относительно реализации этих договоров;

7) обмену информацией о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между двумя странами, особенно по вопросам передачи технологий;

8 ) организации выставок  на темы, связанные с ИС, семинаров, совещаний и т. д.[7]

Заключение двусторонних договоров по охране ИС особенно популярно в области совместных научных и военно-промышленных исследований. Финансируя дорогостоящие военные и научные проекты, государства хотят быть уверенными, что разработки будут должным образом защищены, и права ИС, принадлежащие отечественным ученым и организациям, будут соблюдаться. Поэтому при подписании двусторонних соглашений о научно-техническом и оборонно-промышленном сотрудничестве каждая сторона одновременно обязуется обеспечивать на территории своего государства охрану ИС «в соответствии с законодательными и иными нормативными актами государств-сторон и их международными обязательствами».[7]

Наряду с двусторонними  инициативами по охране ИС у истоков  международного сотрудничества в данной области стояли международные неправительственные организации. Первые общественные организации по защите прав ИС появились во Франции: в 1777 г. П. Бомарше основал Общество авторов музыкально-драматических произведений, в 1837 г. О. де Бальзак, А. Дюма, В. Гюго создали Общество литераторов, в 1850 г. возникло Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей. Подобные организации действовали в интересах и от имени правообладателей, осуществляя, таким образом, коллективное управление авторскими и смежными правами.[4] Они позволяли обеспечить права авторов в тех случаях, когда их реализация в индивидуальном порядке оказывалась невозможной, например, при неконтролируемом публичном исполнении их произведений в общественных местах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Многостороннее межгосударственное взаимодействие в области охраны интеллектуальной собственности

§ 1. Договорная база многостороннего  сотрудничества по вопросам

 интеллектуальной  собственности

Многостороннее сотрудничество на государственном уровне заложило основы правового регулирования вопросов, связанных с защитой прав ИС. В настоящее время документы в области охраны ИС, разработанные по итогам многосторонних переговоров, являются неотъемлемой частью национального законодательства многих стран мира. Международные договоры в данной сфере подразделяются на три группы:

- договоры, которые определяют  международно-признанные стандарты  охраны ИС;

- договоры о глобальной  системе охраны, которые обеспечивают  действие международной регистрации или подачи заявки в любом подписавшем государстве;

- договоры, которые создают международные системы классификаций, преобразующие информацию об объектах ИС в индексированные структуры.

Ключевым документом в области охраны промышленной собственности  считается Парижская конвенция 1883 года. Необходимость разработки подобного соглашения впервые стала очевидной в 1873 г. во время проведения Международной выставки изобретений в Вене. Многие изобретатели отказались принимать в ней участие, опасаясь, что их идеи будут украдены и коммерчески использованы в других странах. Австрийским властям пришлось принять специальный закон, который обеспечивал временную охрану объектов ИС, представленных на выставке. В том же году собрался Венский конгресс по патентной реформе, который призвал «достичь международного взаимопонимания по вопросам защиты патентов». В 1878 г. в Париже состоялся конгресс по промышленной собственности, а в 1883 г. прошла международная конференция, которая завершилась принятием Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Ее действие распространялось на патенты, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, промышленные образцы, фирменные наименования, указания мест происхождения и пресечение недобросовестной конкуренции. Государства-члены Конвенции образовали Союз, в рамках которого действовал ряд принципов:

1) принцип национального режима, т. е. в отношении охраны промышленной собственности каждая страна-участница обязалась предоставлять такую же защиту гражданам других стран-членов, какую она предоставляла своим собственным гражданам;

2) право приоритета, т. е. на основе заявки, поданной в одной из стран-участниц, заявитель мог в течение некоторого срока испрашивать охрану в других государствах-членах. Эти более поздние заявки считались поданными в тот же день, что и первая;

3) принцип независимости патентов, т. е. выдача патента на данное изобретение в одной стране не обязывала другую страну Союза выдавать патент на то же изобретение;

4) принцип независимости  товарных знаков, заявленных или  зарегистрированных в стране происхождения, от заявленных или зарегистрированных в других странах Союза;

5) принцип временной  охраны изобретений, полезных  моделей, промышленных образцов и товарных знаков, экспонируемых на международных выставках.[7]

Главным руководящим  органом Союза стала Ассамблея  стран-участниц Конвенции, собирающаяся на очередную сессию раз в 2 года; а органом, выполняющим различные функции в течение межсессионного периода – Исполнительный комитет. Для выполнения административных задач было создано Международное бюро. Нормы Конвенции действуют практически во всем мире: на сегодняшний день ее приняли 172 государства.

Крупнейшим достижением в сотрудничестве по вопросам промышленной собственности считается Договор о патентной кооперации (PCT). В нем участвуют 139 стран мира. Его главной целью является повышение эффективности и экономичности, упрощение процесса получения патентной охраны изобретений в нескольких странах. Кроме того, он обеспечивает выдачу патентными ведомствами сильных патентов, облегчает и ускоряет доступ промышленности и других секторов экономики к технической информации, помогает развивающимся странам в приобщении к современным технологиям.

Заявка имеет силу национальной во всех странах-участницах, которые указаны заявителем. Договор разделяет процедуру выдачи патента на две фазы: международную и национальную. Международная фаза включает подачу международной заявки в одно патентное ведомство на одном языке; проведение формальной экспертизы заявки и международного поиска; публикацию заявок, их отправку национальным ведомствам, которые будут решать, выдавать ли патент. Изучив отчет о поиске, заявитель решает, есть ли у него шанс получить патенты в указанных государствах. Национальная фаза подразумевает выдачу патента национальным ведомством в соответствии с местными законами.

Чтобы создать эффективную систему международной патентной охраны, наряду с унифицированной законодательной базой необходима также единая классификационная система. Она была учреждена еще в 1971 г. Страсбургским соглашением о Международной патентной классификации (МПК). Согласно МПК, вся область техники подразделяется на разделы, подразделы, классы и подклассы. Каждой рубрике присваивается символ, который проставляется на соответствующем патентном документе. Популярность Страсбургской классификации такова, что ее используют не только 58 стран-участниц Соглашения, но и многие другие государства.[6]

Другим важным направлением многостороннего сотрудничества по вопросам ИС является разработка международной системы охраны товарных знаков. В основе этой системы лежит Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Данный документ упрощает процедуру регистрации знака в нескольких государствах. Заявитель должен лишь зарегистрировать свой знак в национальном ведомстве и подать заявку на международную регистрацию. Заявка оформляется на одном языке – французском, пошлины уплачиваются один раз. Срок действия охраны составляет 20 лет. Каждая регистрация имеет силу в ряде стран, а потенциально – во всех государствах-участниках кроме страны происхождения. В каждом из указанных государств зарегистрированному знаку предоставляется такая же охрана, как если бы использовалась обычная процедура регистрации Участниками Мадридского соглашения являются 56 государств.

Итак, в ходе многостороннего  сотрудничества была создана обширная договорная база по вопросам ИС. В рамках международных договоров регламентируется охрана промышленной собственности, авторских и смежных прав. Эти соглашения действуют практически по всему миру, образуя единую систему защиты прав ИС и существенно упрощая любые операции с результатами творческой деятельности. Однако поскольку технологии стремительно развиваются, международное сообщество постоянно сталкивается с новыми тенденциями в сфере ИС, которые требуют законодательного оформления. Практика показала, что государства научились довольно быстро реагировать на подобные вызовы и при возникновении необходимости оперативно разрабатывать новые международные нормы и стандарты. В этом немалая заслуга международных организаций в области охраны ИС, которые сначала служат форумом для обсуждений актуальных проблем, а затем способствуют популяризации принятых соглашений.

Организации в сфере  защиты прав ИС действуют на двух уровнях: всемирном и региональном. Основными институтами, занимающимися охраной ИС в мировых масштабах, являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Региональное сотрудничество протекает в рамках региональных интеграционных объединений и специализированных учреждений. Всемирные и региональные организации выполняют разные функции: всемирные отвечают за разработку договоров, на которых держится вся система международной охраны ИС; региональные согласовывают детали национальных законодательств.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности