Защита жертв вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 06:59, реферат

Краткое описание

В международном праве неуклонно возрастает число норм, ориентированных на человека. Оно включает: согласование между государствами общечеловеческих стандартов прав и свобод личности; предоставление человеку юридической возможности реализовывать и защищать свои права и свободы; принятие государствами обязательных мер по гарантированной реализации прав и свобод человека и гражданина, их охране. В основе прав и свобод человека и гражданина лежит ценность человеческой личности, что нашло свое подтверждение в международных договорах универсального и регионального характера

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие права вооруженных конфликтов ………………...………………...….5
2. Источники права вооруженных конфликтов…………………………………..12
3. Начало и окончание применения права вооруженных конфликтов………….26
4. Защита жертв вооруженных конфликтов……………………………………....37
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………...………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

вооруженный конфликт.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

1. Условная капитуляция  означает, что при сдаче воинской  части капитулирующая сторона  выговаривает себе право, в  частности, оставить холодное оружие офицерскому составу, выйти с оружием и знаменами из сданного укрепленного пункта.

2. При безусловной  капитуляции таких последствий  не наступает.

3. Последствия почетной  капитуляции могут выражаться  в сохранении за офицерами  холодного оружия, за воинской частью - знамен.

4. Обыкновенная капитуляция  заключается в прекращении военных  действий, сдаче противнику позиций,  разоружении капитулирующих и  их пленении.

Большое значение в международном  гуманитарном праве отводится капитуляции  армии или ее значительной части, в результате чего государство утрачивает способность к дальнейшему сопротивлению. Существует почетная капитуляция, что означает прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами. Капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции с техникой и оружием. Общая капитуляция - это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. Разоружаются вооруженные силы, территория государства может быть оккупирована, и на него налагается политическая и материальная ответственность. Безоговорочная капитуляция - повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без всяких условий. Победители определяют санкции за агрессию, виды политической и материальной ответственности, привлекают к уголовной ответственности военных преступников, разрабатывают мирный договор, определяют пути экономического, социального, политического переустройства побежденного государства под контролем ООН. До сих пор в международном праве не существует системы норм, определяющих взаимоотношения воюющих в период капитуляции. Единственной нормой является ст. 35 IV Гаагской конвенции, которая ориентирует воюющих: во-первых, на соблюдение правил воинской чести в период капитуляции; во-вторых, на точное выполнение сторонами заключенных положений о капитуляции.

Одной из форм прекращения  состояния войны может быть издание  односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Другая форма прекращения состояния войны непосредственно связана с переговорным процессом, с волеизъявлением сторон. В качестве примера следует обратиться к Совместной декларации Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 г., которая, в частности, определяет, что в ходе переговоров стороны договорились о прекращении состояния войны, восстановлении дипломатических и консульских отношений. Более того, п. 9 Декларации определяет необходимость продолжения восстановления нормальных межгосударственных отношений и проведения переговоров о заключении мирного договора. Однако до настоящего времени такой договор между государствами (Россией как продолжательницей СССР) и Японией не подписан.

Основной формой урегулирования вооруженных конфликтов является мирный договор. Заключение мирного договора означает полное прекращение состояния  войны. Взаимоотношения восстанавливаются  в полном объеме, устанавливается долгий и прочный мир. Правовые последствия окончания войны для воюющих государств следующие:

- прекращают действовать  законы и обычаи войны;

- устанавливаются мирные  дипломатические отношения;

- возобновляется действие  ранее заключенных международных договоров;

- возвращаются все  военнопленные;

- производится репатриация  гражданского населения, попавшего  на территорию противника;

- осуществляется вывод  оккупационных войск;

- публикуются сведения, производится разминирование минных полей и траление морских мин;

- разрешаются вопросы  политической и материальной  ответственности государств;

- решаются вопросы  розыска, экстрадиции, привлечения  к уголовной ответственности  военных преступников.

 

4. Защита жертв вооруженных конфликтов

 

Право вооруженных конфликтов - регулирует вопросы защиты жертв  войны, культурных ценностей, имеет  своим назначением гуманизацию  средств и методов войны. Основу современного гуманитарного права  составляют четыре Женевские конвенции 1949 г.:

1) «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I);

2) «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (Конвенция II);

3) «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III);

4) «О защите гражданского населения во время войны» (Конвенция IV).

Также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.:

1) Протокол I «О защите жертв международных вооруженных конфликтов»;

2) Протокол II «О защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера».

Разные правила применяются  в зависимости от того, является ли раненый, больной или потерпевший  кораблекрушение лицом из состава  вооруженных сил или гражданским  лицом. Протокол I покончил с таким  разграничением и ввел единое законодательство для обеих категорий лиц, в значительной степени упростив практическое применение этих положений. Теперь есть понятия «больной» или «раненый», независимо от того, является ли данный человек военнослужащим или гражданским лицом, и есть одно понятие «медицинское формирование», будь оно военного или гражданского ведомства. Поэтому гражданские раненые могут лечиться в военных госпиталях, а комбатанты - в гражданских медицинских учреждениях. Защита распространяется на человека или учреждение и не связывается с их военным или гражданским статусом.

Статья 10 «Защита и уход» Протокола I гласит: «1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой». Для обеспечения такой защиты следует принимать соответствующие меры: предоставлять медицинскую помощь и уход; их нельзя оставлять на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию); медицинская помощь раненым и больным пленным должна быть оказана не хуже, чем солдатам и гражданскому населению своей страны.

Статья 1 Конвенции 1864 года провозглашает нейтральный статус полевых госпиталей, а в статье 2 говорится, что персонал, в том  числе «интендантский состав, медицинские, административные и транспортные службы, а также священнослужители должны пользоваться преимуществами такого же нейтралитета при исполнении служебных обязанностей». Сторона противника обязана в любое время уважать медицинские формирования, то есть на них нельзя нападать и нельзя препятствовать их работе. Защита прекращается только в том случае, если такие формирования используются «помимо их гуманитарных функций» с целью нанесения ущерба противнику. Защита не прекращается, если медицинское формирование приняло раненых комбатантов вместе с их оружием и боеприпасами. На море функцию сухопутных госпиталей выполняют госпитальные суда. Они находятся под покровительством II Женевской конвенции при условии, что они обозначены как таковые и их характеристики сообщены сторонам, находящимся в конфликте.

Медицинский персонал, как  военный, так и гражданский, включая  лиц, предназначенных для розыска  и подбирания раненых, должен пользоваться уважением и защитой. На него нельзя нападать, и ему в случае попадания  во власть противника должна быть предоставлена возможность продолжать исполнять свои функции. К военному медицинскому персоналу приравнивается «личный состав национальных обществ Красного Креста и других добровольных обществ помощи». Дополнительный протокол I расширяет сферу деятельности национальных обществ во время войны, прямо разрешая им по их собственной инициативе оказывать помощь населению захваченной или оккупированной территории, раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение. Такое право предоставляется I Женевской конвенцией 1949 года и Протоколом I 1977 г. гражданскому населению, которому также разрешено оказывать помощь на полях сражений, подбирать раненых, больных, ухаживать за ними, не подвергаясь за это наказанию. Гражданское население не должно причинять никакого вреда раненым, больным, которые принадлежат к стороне противника.

В отношении всех раненых  и больных независимо от того, к  какой стороне они принадлежат, запрещаются следующие действия: медицинские или научные эксперименты; всякие виды убийств; физические увечья; жестокое обращение; пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий (ст. 12 Женевской конвенции I). Дополнительный протокол I относит такие правонарушения к военным преступлениям и добавляет к ним: запрещается «изъятие тканей и органов для пересадки» без согласия раненого или больного. Покровительство конвенций распространяется также: на всех лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав; на военных корреспондентов; военных юристов; личный состав рабочих команд и служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил; на членов экипажей торгового флота; на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками противника и если оно открыто носит оружие и соблюдает нормы и принципы международного гуманитарного права. Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена.

После каждого боя  воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления и дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время. Рассматривая вопрос о пропавших без вести, необходимо отметить возможность обмена известиями между пленными, ранеными и их семьями, находящимися за линией фронта. Поэтому статья 32 Дополнительного протокола I устанавливает право «семей знать о судьбе своих родственников» во время вооруженного конфликта. Дополнительный протокол, посвященный защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, запрещает нападать на санитарно-транспортные средства. На море для перевозки раненых, больных и спасения потерпевших кораблекрушение могут быть использованы суда всех типов при условии, что такие суда соответствующим образом обозначены. Использование санитарных летательных аппаратов сложно. На высоких скоростях невозможно невооруженным глазом отличить санитарный летательный аппарат от аппарата, выполняющего боевое задание. Считая, что эти трудности непреодолимы, в текстах Конвенций 1949 года предусмотрели защиту только тех санитарных летательных аппаратов, полетные планы которых согласованы сторонами. В реальных условиях войны это значило бы, что санитарный летательный аппарат мог совершать полет только по свою сторону фронта с обозначениями (вспышки синего света, радиосигнал, система вторичного радиолокационного опознавания). Важным является и вопрос обозначения лиц и объектов, находящихся под защитой, при помощи защитного знака, эмблемы. Красный крест на белом фоне используется для обозначения всех лиц, зданий, транспортных средств, которые находятся под защитой международного права.

 

 

 

Заключение

 

Война является величайшим злом против человечества. С целью смягчения последствий вооруженного насилия государства с 1868 г. начали активно разрабатывать систему норм международного права с целью ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны. Российская Федерация всегда первой выступала за гуманизацию войны. Разработанные международные договоры о законах и обычаях войны, о запрещении применения химического и бактериологического оружия и ряд других соглашений о запрещении или ограничении различных видов оружия - это действующая система норм современного международного права. Она регулирует правоотношения в период войны, позволяя говорить об отдельной отрасли - международном гуманитарном праве. Значение гуманитарных норм, их применение становится все актуальнее, ибо они направлены на защиту жертв войны. Нормы права вооруженных конфликтов обязывают воюющих охранять интересы жертв войны, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Знание норм международного права вооруженных конфликтов воюющими, соблюдение этих норм позволят не только защитить жертв войны, но и помочь установлению демократического, социально ориентированного мироустройства, запретить всякие войны через гуманизацию человеческих, государственных отношений.

 

Список использованной литературы

Международно-правовые акты

 

  1. Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Женева, 12 августа 1949 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО», М., 1993.
  2. Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 г.// Международные нормативные акты ЮНЕСКО», М., 1993.
  3. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 г.// Международные нормативные акты ЮНЕСКО», М., 1993.
  4. Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 г.// Международные нормативные акты ЮНЕСКО», М., 1993.
  5. Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым Положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 г. М., 1978.// Международные нормативные акты ЮНЕСКО», М., 1993.
  6. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 г.//Действующее международное право в 3-х томах. М., 1997. Т.3. С.731.
  7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), 8 июня 1977 г. // Действующее международное право в 3-х томах. М., 1997. Т.3. С.731.

 

 

 

Научная и специальная  литература

 

 

  1. Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 7.
  2. Арцибасов И.Н., Казанчев Ю.Д. Международный симпозиум, посвященный праву войны // Государство и право. 1994. N 4. С. 146 – 153.
  3. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С.89.
  4. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. Bruxelles: Bruyiant, 1994. С.79.
  5. Игнатенко Г.В. Международное право. М., 2003. С.236.
  6. Исакович С.В. Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном конфликте // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. 1976. N 3. С. 27.

 

 

Справочная  и учебная литература

 

 

  1. Бирюков П.Н. Международное право. М.: Юристъ, 2001. С.167.
  2. Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право. Минск, 1999. С.171.
  3. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 624.
  4. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.
  5. Оппенгейм Л. Международное право. М., 1949. Т. 2. С. 252.
  6. Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 429.

Информация о работе Защита жертв вооруженных конфликтов