Защита жертв вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 06:59, реферат

Краткое описание

В международном праве неуклонно возрастает число норм, ориентированных на человека. Оно включает: согласование между государствами общечеловеческих стандартов прав и свобод личности; предоставление человеку юридической возможности реализовывать и защищать свои права и свободы; принятие государствами обязательных мер по гарантированной реализации прав и свобод человека и гражданина, их охране. В основе прав и свобод человека и гражданина лежит ценность человеческой личности, что нашло свое подтверждение в международных договорах универсального и регионального характера

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие права вооруженных конфликтов ………………...………………...….5
2. Источники права вооруженных конфликтов…………………………………..12
3. Начало и окончание применения права вооруженных конфликтов………….26
4. Защита жертв вооруженных конфликтов……………………………………....37
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………...………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

вооруженный конфликт.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Женевская конвенция II об улучшении участи раненых, больных  и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море устанавливает правила обращения  с пострадавшими на море. Документ закрепляет термин «кораблекрушение», который применяется ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. При оказании помощи не существует различий между гражданскими лицами и военнослужащими, им обеспечиваются гуманное обращение и уход.

Любому военному судну  разрешается передача раненых, больных  и потерпевших кораблекрушение  лиц, если это позволяет их состояние, стороне, которая способна обеспечить их безопасность. Конвенция II закрепляет различие между военными и госпитальными судами. К госпитальным судам относятся суда, построенные или оборудованные с целью оказания помощи и переправки раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. На них используются специальные опознавательные знаки. Такие суда не могут быть подвергнуты нападению или захвату неприятелем при условии, что их названия и характеристики сообщены воюющими друг другу за 10 дней до их использования.

Для обеспечения безопасности раненых и личного состава на судне может быть необходимое вооружение и отличительная эмблема.15

Женевская конвенция III об обращении с военнопленными подробно регламентирует правила обращения  с военнопленными с момента попадания  в плен до репатриации из плена. В  ней закреплены правила в отношении личных вещей военнопленного, создания лагерей для военнопленных, их интернирования, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи. Оговорено присутствие медицинского и духовного персонала для военнопленных, закреплены правила об отправлении религиозных обрядов, дисциплине в лагерях среди военнопленных, сохранении воинских званий, привлечении военнопленных к работам и оплате этого труда, сношениях военнопленных с внешним миром. Особая часть Конвенции посвящена взаимоотношениям военнопленных с властями. Она содержит правила подачи жалоб по поводу режима плена, причем военнопленные (кроме лагерей для офицеров) каждые 6 месяцев избирают доверенных лиц, которые представляют их интересы. В офицерских лагерях таковым является офицер, старший по званию.

Конвенция подробно регламентирует наложение уголовных и дисциплинарных взысканий. Статья 82 закрепляет: «Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы».16 Другие нормы устанавливают недопустимость коллективных наказаний за индивидуальные проступки, телесных наказаний, лишения дневного света. Нормы Женевской конвенции III ориентируют воюющих в каждом конкретном случае рассматривать возможность замены судебного преследования и наложения уголовного наказания мерами дисциплинарного взыскания.

Женевская конвенция IV о защите гражданского населения во время войны подтверждает необходимость защиты медицинского и духовного персонала, раненых, больных, женщин и детей, а также  гражданских лиц. Гражданскими лицами являются все лица, которые не входят в состав вооруженных сил. Нормы Конвенции закрепляют строжайшие запреты на использование гражданского населения в качестве прикрытия от нападения неприятеля. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц, меры запугивания и террора населения, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения. Недопустимо оказание физического и морального воздействия на гражданских лиц с целью получения от них или от третьих лиц (детей, родителей и др. близких) различных сведений под угрозой расправы.

Большое место Конвенция отводит  вопросам интернирования: о местах интернирования, питании, одежде, гигиене, отправлении религиозных обрядов, интеллектуальной и физической деятельности, перемещении интернированных, наказаниях. Интернированные лица, пойманные после побега или при попытке к побегу, подлежат за этот проступок только дисциплинарному взысканию, даже в случае рецидива. Кроме того, побег или попытка побега не рассматриваются как отягчающее вину обстоятельство.

Конвенция ориентирует государства  на создание справочных бюро с целью  сбора сведений о лицах, находящихся  в заключении более двух недель, принудительно поселенных в определенном месте или интернированных, а  также сведений о перемещении, освобождении, репатриации, побеге, госпитализации, рождении и смерти.

Немало нового Женевская конвенция IV привнесла в правовое регулирование  режима оккупированной территории. Конвенция  исходит из того, что оккупация  не означает аннексию. Запрещается угон и депортация населения из оккупированной местности в оккупирующую державу. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в своих вооруженных силах. Специально отмечается, что население может быть использовано на принудительных работах, не связанных с военными операциями, и только в пределах оккупированной территории.17

С 1948 г. были приняты Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании  за него, Конвенция о беженцах, Пакты  ООН о правах человека 1966 г. плюс региональные договоры по правам человека - все это усилило международную правовую защиту людей от злоупотреблений властью.

14 мая 1954 г. была принята Конвенция  о защите культурных ценностей  в случае вооруженного конфликта.  Контроль за выполнением был возложен на ЮНЕСКО.

Следует указать также на Конвенцию  о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. Эта Конвенция существенно  усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 г., а именно запрещение бактериологического оружия.

Конвенция о химическом оружии 1993 г. запрещает не только его использование, но также производство и обладание  им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (от 10 декабря 1976 г.) имела целью в корне пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий - воздействуя на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие. Все эти Конвенции были приняты в рамках ООН. Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 г. Дипломатическая конференция по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов (была представлена 102 государствами), приняла 8 июня 1977 г. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Дополнительный протокол I к Женевским  конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных вооруженных  конфликтов. Протокол I обязывает воюющих  соблюдать его нормы и обеспечивать соблюдение Протокола. Поэтому любые  отклонения от предписаний Протокола I не могут быть оправданы ссылкой на военную необходимость. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, а также национально-освободительные войны. Рассматриваемым документом нормативно закреплены определения: «раненые», «больные», «лица, потерпевшие кораблекрушение» и т.д. 18

Учитывая опыт вооруженных конфликтов, Протокол I, подтверждая принципы Брюссельской конвенции 1874 г., устанавливает, что  «право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным». Исходя из этой правовой формулы, воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства. Под вероломством понимаются «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника, заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Примерами вероломства могут являться:

- обманные действия, направленные  на ведение переговоров под  видом перемирия или капитуляции;

- выходы из строя  вследствие ранений или болезни;

- обладание статусом  гражданского лица;

- обладание статусом, предоставляющим защиту, путем использования  знаков, эмблем, форменной одежды  ООН, нейтральных или других  государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте».

По смыслу ст. 37 Протокола I в качестве квалифицирующего признака вероломства целесообразно закрепить  также противоправность использования  военной формы противника при  непосредственном ведении военных действий, а также в тылу.

От вероломства следует  отличать военные хитрости, которые  применяются с целью введения противника в заблуждение и не нарушают норм международного права, поскольку  не обманывают доверие другой воюющей  стороны в отношении предоставляемой защиты. К военным хитростям следует отнести: использование маскировки; дезинформацию; проведение военно-оперативных игр, тактических маневров.

Впервые в международно-правовых документах приводится подробная разработка положений о гражданской обороне. Выделяются 15 ее задач: оповещение, эвакуация, спасательные работы, борьба с пожарами, восстановление и поддержание порядка в районах бедствия, различные организационные мероприятия (своевременное оповещение и эвакуация в бомбоубежище, обеспечение продовольствием, недопущение распространения пожаров и инфекций). Подчеркивается, что организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой.

Более четко дано определение  понятиям «шпион» и «наемник». Устанавливается, что они не имеют права на статус комбатанта или военнопленного. Значительное место в прогрессивном развитии международного гуманитарного права занимают нормы, устанавливающие меры по защите женщин и детей.

Сфера действия Протокола I не распространялась на ситуации, связанные  с внутренними вооруженными конфликтами. В этой связи в 1977 г. был принят Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Он применяется в вооруженном конфликте, происходящем на территории какого-либо государства между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными подразделениями. В нем закреплены основные гарантии для всех лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях. В отношении их запрещаются любые противоправные действия, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, применение коллективных наказаний, рабство и работорговля, грабеж.

В 1977 г. была принята Конвенция  о запрещении или ограничении  применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 октября 1980 г. с тремя Протоколами (о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия).

Важное место принадлежит  ООН, которая приняла:

- Принципы правового  режима комбатантов, борющихся  против колониального и иностранного  господства и расистских режимов  (1973);

- Декларацию о защите  женщин и детей в чрезвычайных  обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974);

- Принципы защиты гражданского  населения в период вооруженных  конфликтов (1970);

- Принципы международного  сотрудничества в отношении обнаружения  ареста, выдачи и наказания лиц,  виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (1973).

Международное право  вооруженных конфликтов регулирует вопросы уголовной ответственности  за агрессию и за нарушение норм права вооруженных конфликтов, это:

- Устав Международного  военного трибунала (1945);

- Конвенция о предупреждении  преступления геноцида и наказании  за него (1948);

- Конвенция о неприменимости  срока давности к военным преступлениям  и преступлениям против человечества (1968);

- Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН о выдаче и  наказании военных преступников (1946) и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества (1970).

К числу региональных договоров относится заключенное  в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных  конфликтов от 24 сентября 1993 г.

Кроме того, действуют  источники внутригосударственного права, регулирующие правоотношения в  обычных условиях и при ведении  вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера.

Рассматривая перечень источников права, необходимо помнить, что законы в защиту жертв войны не ограничиваются лишь договорами, то есть писаными текстами, к ним могут относиться и неписаные законы, нормы обычного права, содержащиеся и в принципах права вооруженных конфликтов.

 

 

3. Начало и окончание применения права вооруженных конфликтов

 

Начало войны - это  момент фактического (без предупреждения) открытия военных действий или формального (заявления ультиматума) объявления войны (состояния войны), даже если за этим фактически (реально) не последовали боевые действия. Гуго Гроций, разделяя точку зрения Цицерона и Ливия, писал, что для справедливой войны недостаточно, чтобы она велась между верховной властью с обеих сторон, необходимо ее объявление «одной стороной для другой». Ваттель отмечал: «Объявление войны необходимо, чтобы попытаться еще раз удалить разногласия без пролития крови, применить угрозу, чтобы внушить противнику более справедливые намерения, поэтому одновременно с принятым решением воевать объявление войны должно содержать указания, из-за чего прибегают к оружию».

Информация о работе Защита жертв вооруженных конфликтов