Защита жертв вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 06:59, реферат

Краткое описание

В международном праве неуклонно возрастает число норм, ориентированных на человека. Оно включает: согласование между государствами общечеловеческих стандартов прав и свобод личности; предоставление человеку юридической возможности реализовывать и защищать свои права и свободы; принятие государствами обязательных мер по гарантированной реализации прав и свобод человека и гражданина, их охране. В основе прав и свобод человека и гражданина лежит ценность человеческой личности, что нашло свое подтверждение в международных договорах универсального и регионального характера

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие права вооруженных конфликтов ………………...………………...….5
2. Источники права вооруженных конфликтов…………………………………..12
3. Начало и окончание применения права вооруженных конфликтов………….26
4. Защита жертв вооруженных конфликтов……………………………………....37
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………...………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

вооруженный конфликт.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Впервые правило, обязывающее  государства начинать войну с  ее объявления, было закреплено в ст. 1 III Гаагской конвенции 1907 г. «Об открытии военных действий», начало войны определено как момент или фактического открытия военных действий, или формального объявления войны (состояния войны). «Военные действия... не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны». Л. Оппенгейм отмечает, что «весомым аргументом, положившим начало разработке этого документа, было нападение японских миноносцев на русские военные корабли в Порт-Артуре до формального объявления войны в 1904 г.»

В 1904 г. Институт международного права в Генуе на своей сессии принял три принципа:

а) война не должна начинаться без ее объявления;

б) или война должна начинаться с ультиматума;

в) в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох.19

Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому  к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.), определило, что  нападение означает акт насилия, совершаемый либо при наступлении, либо при обороне. Под объявлением войны следует понимать акт высших органов государственной власти одного государства, адресованный властям другого государства, о том, что мирные отношения между ними прерываются и возникает состояние войны. Исходя из смысла ст. 1 III Гаагской конвенции, акт об объявлении войны должен содержать четко выраженный смысл, а также излагать конкретные причины, которые послужили основанием для объявления войны.

Еще одной формой объявления войны является ультиматум, с условным объявлением войны. Под ультиматумом (ultimatum (лат.) - «доведенное до конца») понимается выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры. Л. Оппенгейм подразделяет ультиматумы на простые и уточненные. Ультиматум является простым, если в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум, и уточненным, если в нем указаны намеченные ею к проведению меры. Л. Оппенгейм указывает, что ультиматум должен быть изложен так, чтобы у адресата (государства-противника), не осталось сомнений в том, что в случае отказа подчиниться требованиям ультиматума против него начнется обязательно война.

Война между воюющими считается начавшейся с момента  ее объявления, хотя реальные боевые действия могут начаться позже или не произойдут вообще. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Объявление войны входит в компетенцию высших государственных  органов и закрепляется, как правило, конституцией конкретного государства. Так, в соответствии с нормами Конституции США объявление войны является прерогативой конгресса. В Эстонской Республике Государственное Собрание по представлению Президента объявляет военное положение, мобилизацию, принимает решение об использовании Сил обороны. Однако в случае агрессии, направленной против Эстонской Республики, не дожидаясь решения Государственного Собрания, Президент объявляет военное положение и мобилизацию и назначает главнокомандующего Силами обороны. В Республики Таджикистан Президент в случае реальной угрозы безопасности государству объявляет военное положение с внесением указа об этом на утверждение Меджелиса. В Конституции Республики Польша закрепляется, что Сейм принимает решение об объявлении состояния войны. Однако, если депутаты Сейма не могут собраться для принятия решения, его принимает Президент Республики. В Республике Беларусь Палата Представителей Национального собрания принимает закон об объявлении войны, который одобряется Советом Республики Национального Собрания и подписывается Президентом.

Конституция Российской Федерации отнесла решение вопросов войны и мира к компетенции  Федерального Собрания. Президент России в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации  как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации вводит военное или чрезвычайное положение с уведомлением Федерального Собрания России.

Приказ о начале ведения  боевых (военных) действий может быть отдан Президентом Российской Федерации:

- во-первых, в случае агрессии, то есть в случае нападения на Россию другого государства или угрозы агрессии;

- во-вторых, в случае  вооруженного конфликта, направленного  против России, в том числе  и в случае вооруженного конфликта  немеждународного характера.

Однако вопрос объявления войны в нашей Конституции прямо не урегулирован. Часть 2 ст. 87 определяет, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. Об объявлении и начале войны, а также о том, кому принадлежит данная компетенция, Конституция Российской Федерации не уточняет.

Сам факт объявления войны  не делает агрессивную войну законной. Объявление - это международное преступление. Объявление национально-освободительных или гражданских войн не является обязательным, они начинаются с восстания против политического режима в стране или против оккупанта. В соответствии со ст. 51 Устава ООН страны-участницы осуществляют право на коллективную самооборону. Таким образом, в случае агрессии состояние войны распространяется не на одно государство, в отношении которого совершена агрессия, а на всех участников договора, которые прерывают мирные отношения с агрессором.

Юридический факт, связанный с противоправным действием, приводит к возникновению новых общественных отношений - использованию Вооруженных Сил за пределами территорий государств- участников, в соответствии с национальным законодательством. В России данная разновидность правоотношений регулируется Федеральным законом от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Решение о направлении за пределы территории России подразделений Вооруженных Сил принимается Президентом на основании постановления Совета Федерации.

Таким образом, институт объявления войны следует рассматривать  как комплекс действующих правовых предписаний, регулирующих сферу общественных отношений.

Вместе с тем неурегулированным  в правовом отношении остается вопрос, каким должен быть интервал между  объявлением войны и ее началом. Ни один нормативный акт, включая III Гаагскую конвенцию, не содержит четкого и однозначного ответа. Такая неясность в праве позволяет государствам по-разному, толковать и применять данную норму исключительно в своих интересах. Э. де Ваттель утверждает, что объявлять войну можно также, выгодно расположившись на территории противника, но до совершения различных боевых действий. Данная позиция неверна, так как, несмотря на всю неопределенность формулировок III Гаагской конвенции 1907 г., она не дает оснований для такого истолкования ее предписаний. В тексте Конвенции говорится о «предварительном предупреждении», а это по меньшей мере означает, что, если объявление войны совпадает с ее фактическим началом, требование о предупреждении, носящем предварительный характер, не может считаться выполненным. Отсюда пробел Конвенции не в том, что в ней нет требования об интервале между объявлением войны и ее началом, а в том, что интервал этот конкретно не обозначен. Поэтому государства, предъявившие ультиматум с указанием конкретного времени начала войны, должны строго выдерживать обозначенный интервал. В случае объявления войны (без ультиматума) государство не вправе сразу же начинать боевые действия. Интервал может быть коротким - несколько часов, например, для эвакуации домов престарелых, больниц, детских домов, гражданского населения из приграничных районов, будущих районов боевых действий.

Война приносит неисчислимые страдания всему человечеству, и  в этой связи в современном  международном праве значимым юридическим  фактом признается сама война, а не ее объявление. Пауза между объявлением  войны и фактическим началом военных действий - это лишь небольшая, ограниченная возможность уберечь от гибели какую-то часть гражданского населения. И наконец, этот временной промежуток может послужить последней возможностью государствам выработать мирные способы урегулирования спора. В этом заключается смысл правовой конструкции о «предварительном предупреждении». Начало войны сопровождается политическими декларациями, воззваниями к населению о необходимости начала войны или, наоборот, об отражении агрессии. Объявление состояния войны между двумя государствами вызывает определенные правовые последствия в отношениях между ними.

Восстановлению мирных отношений предшествуют стадии, имеющие  функциональное назначение и получившие закрепление в международно-правовом институте окончания войны. Стадии заключаются в двух больших подразделах - прекращение военных действий и прекращение состояния войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции. Под перемирием следует понимать прекращение воюющими сторонами боевых действий. Статья 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени. Его цель заключается в решении частных, ограниченных задач, возникающих в конкретном месте и временном интервале: подбор раненых, погребение мертвых, направление парламентеров, эвакуация детей и женщин. Статья 15 Женевской конвенции I закрепляет, что при наличии соответствующих обстоятельств «будут заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня или же местные соглашения, позволяющие подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими... могут заключаться местные соглашения об эвакуации раненых, больных...». Статья 17 Женевской конвенции IV устанавливает возможность заключения местных соглашений «об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц».

IV Гаагская конвенция  1907 г. определяет возможность  заключения между воюющими общего  перемирия. Оно распространяется  не на часть театра войны,  а на военные действия в  целом. В отличие от местного  перемирия, общее не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами. Общее перемирие является существенным шагом на пути к миру и прекращению состояния войны. Еще в 1892 г. русский юрист-международник В. Данаевский писал, что общее перемирие предшествует заключению мира. Ф. Мартенс и П. Казанский считали, что общее перемирие следует рассматривать в качестве предвозвестника заключения мира. При детальном исследовании главы 5 «О перемирии» IV Гаагской конвенции становится очевидным, что данная норма не лишена недостатков. Есть пробелы, связанные, например, с недостаточно четкой регламентацией общего перемирия. Общее перемирие - это главное направление на пути восстановления мира. Общее перемирие аннулировано (пересмотрено) не может быть, и в международно-правовых отношениях должно рассматриваться как бессрочное. Заключение перемирия не лишает воюющую сторону права применять невоенные формы борьбы для защиты своих интересов в период состояния войны. С окончанием военных действий по перемирию лишь комбатанты прекращают непосредственную вооруженную борьбу, в то время как иные органы государства продолжают бороться с противником иными средствами. Так, суды, разбирая дела, где стороной является гражданин государства противника, продолжают выносить решения, исходя из предпосылки состояния войны, пленные и интернированные граждане продолжают удерживаться. Достижение перемирия - это показатель того, что конфликт между государствами вышел из стадии вооруженной борьбы.

IV Гаагская конвенция  и другие международные соглашения  не решают вопроса о форме  перемирия. Представляется, что единственно  правильной и приемлемой может  быть исключительно письменная  форма. Аргументом, подтверждающим  правильность письменной формы, является чрезвычайная важность фиксирования условий перемирия, которые должны быть выражены четко, ясно, определять права и обязанности сторон, не должны содержать двусмысленных положений. Более того, денонсация соглашения о перемирии будет неопровержимым доказательством нежелания вести мирный диалог о прекращении вооруженного противостояния и может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при расследовании военных преступлений. При заключении перемирия стороны могут принять на себя широкие обязательства военного, политического и экономического характера, которые входят в соглашения о перемирии в качестве составляющей его части и оформляются как отдельное соглашение (декларация), объединенное с перемирием в едином договорном комплексе.

Стороны, участвующие  в перемирии, могут рассмотреть  вопрос об установлении демаркационной линии с целью разграничения  дислокации своих воинских подразделений. Основным назначением демаркационной линии перемирия является установление черты, за которую вооруженные силы обеих сторон не имеют права переходить. При заключении перемирия вдоль демаркационной линии с целью ослабления напряженности между противоборствующими сторонами могут создаваться демилитаризованные зоны. Они образуются с целью отвода войск с обеих сторон от демаркационной линии на несколько километров к определенному периоду времени. Кроме того, установлено функциональное назначение демилитаризованной зоны «служить зоной-буфером для предотвращения возможности инцидентов, могущих привести к возобновлению военных действий». Режим управления в демилитаризованной зоне устанавливается с целью защиты гражданского населения, уцелевшей частной и государственной собственности. Установление такого режима целесообразно возложить на военную (смешанную) комиссию по перемирию. В целях исполнения этого режима необходима четкая регламентация деятельности: воинских частей, полицейских подразделений, ответственных за поддержание правопорядка; средств массовой информации; медицинских, продовольственных, экологических, санитарных служб; пунктов оказания первоочередной помощи населению, включая воссоединение семей, прием беженцев.

Другая форма окончания  военных действий - капитуляция - также  не создает полностью нормальных взаимоотношений между государствами после ее подписания. Главным юридическим критерием, отличающим капитуляцию от перемирия, является то, что государство, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания. В теории и практике международных вооруженных конфликтов выделяют капитуляцию: условную и безусловную (безоговорочную), почетную и обыкновенную.

Информация о работе Защита жертв вооруженных конфликтов