Заключение международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире развитие внешнеполитической деятельности государств способствует становлению сложной системы международных отношений. Происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. Меняются связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко.

Содержание

Введение 3
1. Заключения международных договоров. 6
1.1 Стадии заключения 6
1.2 Полномочия в международных договорах. 8
2. Работа над текстами международных договоров. 10
2.1Переговоры. 10
2.2 Принятие текста. 12
2.3 Установление аутентичности текста 13
3. Выражение согласия государств на обязательность международного договора 15
3.1 Способы выражения согласия. 15
3.2 Подписание международного договора. 16
3.3 Ратификация международных договоров. 17
3.4 Присоединение к международному договору 19
3.5 Принятие, утверждение международных договоров. 22
3.6 Обмен документами…………………………………………………………………………………..24
4. Оговорки в международном праве………………………………………………………..…26
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КР.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

В последние годы все  чаще применяются новые методы установления аутентичности текстов договоров, прежде всего многосторонних, к которым, как говорилось, парафирование не применимо. Аутентификация текста здесь нередко принимает форму резолюции какого-либо органа международной организации или подписания текста компетентным представителем организации. Например, конвенции, принимаемые конференцией МОТ, подписываются председателем и генеральным директором МОТ (ст.19 Устава МОТ). В этом случае подпись выполняет функцию удостоверения аутентичности принятого текста (государствами эти конвенции не подписываются). 10

На международных конференциях тексты принятых договоров часто  входят в заключительные акты конференций в качестве приложений, хотя и не всегда. Но в любом случае подписание заключительного акта конференции не означает согласия с перечисленными в нем договорами, для чего требуется специальная подпись. Подписание заключительного акта означает лишь установление аутентичности принятого конференцией текста международного договора, включенного в этот акт.

 

 

 

 

10 Бирюков П. М. Международное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998 - с. 115


3. Выражение  согласия государств на обязательность международного договора

3.1 Способы выражения согласия

Представители государств, ведущие переговоры, занимаются только составлением текста договора, принятием его и установлением аутентичности текста. Все эти действия относятся только к процессу переговоров в отношении текста договора, который, как говорилось, составляет первую основную стадию его заключения. Но такие действия, совершенные на этой стадии, в том числе и голоса, поданные представителями за принятие текста договора в целом, не могут рассматриваться как выражение согласия государств на обязательность для них самого договора. Такая обязательность наступает в результате изъявления соответствующего согласия государств на обязательность для них международного договора и является второй основной и важнейшей стадией его заключения. В свою очередь оно может проходить несколько этапов или под стадий и выражаться в различных формах. Наиболее распространенными из них являются шесть: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация, утверждение, принятие и присоединение. Возможны и другие формы выражения согласия, но они применяются реже (ст.11 Венской конвенции 1969 г.). Завершается эта стадия обменом ратификационными грамотами или другими документами или их депонированием, когда таковое предусмотрено в договоре.

Положение ст.6 ФЗ «О международных  договорах РФ» полностью соответствует  сложившейся международной практике: «Согласие РФ на обязательность для  неё международного договора может  выражаться путём: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны».

Согласие государства на обязательность для него договора может относиться к части последнего, если это разрешено договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства. Отдельные договоры предусматривают такую возможность. Тогда допустимы частичная ратификация, утверждение, присоединение и т.д. Что касается подписания, то некоторые юристы оспаривают возможность подписания только отдельных частей договора. Венская конвенция 1969  года в ст.17 не делает каких-либо оговорок на этот счет. Кроме того, эта статья предусматривает, что согласие государства на обязательность для него договора может быть альтернативным, если сам договор допускает выбор между альтернативными положениями и если при выражении согласия ясно указано, к какому из положений это согласие относится. Возможность альтернативного согласия встречается в некоторых конвенциях Международной организации труда, в Общем акте о мирном разрешении международных споров, но эта практика не получила широкого распространения. 11

 

 

11 Блищенко И.П., Солнцева М.И. Международная политика и международное право. – М., 1970


 

3.2 Подписание международного  договора

Важнейшим способом выражения согласия государства на обязательность для него международного договора является подписание, которое до недавнего времени считалось обязательной стадией его заключения. Однако за последние десятилетия появились договоры, не проходящие стадию подписания. Например, конвенции, принимаемые МОТ, ратифицируются государствами без подписания. Тем не менее, оно остается важным этапом заключения договора и, может быть, поэтому датой заключения договоров считается день их подписания.

В настоящее время обязанность  государств воздерживаться после подписания договора от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, нашла подтверждение в Венской конвенции о праве международных договоров (ст.18) и в договорной практике. В этой связи можно напомнить о резолюции XXI сессии Генеральной Ассамблеи 1966  года «Об отказе государств от действий, затрудняющих достижение договоренности о нераспространении ядерного оружия», в которой, в частности, говорилось: «Генеральная Ассамблея, принимая во внимание, что, в настоящее время ведутся международные переговоры (т. е. даже до подписания договора.), имеющие целью разработку договора о нераспространении ядерного оружия, и желая создать благоприятную обстановку для успешного завершения этих переговоров, настоятельно призывает государства:

  1. Впредь до заключения договора о нераспространении ядерного оружия воздерживаться от всяких действий, которые могли бы затруднить достижение договоренности о нераспространении ядерного оружия.
  2. Предпринять все необходимые шаги для скорейшего заключения договора о нераспространении ядерного оружия». 12

Советский Союз голосовал  как за эту резолюцию, так и  за упомянутую ст.18 Венской конвенции, выразив тем самым свое положительное  отношение к обязанности государств не лишать договор его объекта и цели еще до вступления в силу, в частности после подписания. Это полностью отвечает интересам укрепления мира и развития международного сотрудничества.

В тех случаях, когда  международный договор не подлежит ратификации, утверждению, принятию и т.д., подписание:

-закрепляет окончательное согласие государства на обязательность для него этого договора;

-возлагает на государство обязанность воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (если такое согласие было дано до вступления договора в силу);

-если же договор уже вступил в силу (или вступает вследствие данного подписания), то с момента его подписания этим государством для него приобретают полную силу все постановления договора.

Международный договор  может подписываться одновременно в одном месте всеми государствами, которые приняли участие в переговорах, но может быть открыт для

12 Действующее международное право. В 3 т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, с.18-20

 

 подписания до определенного  срока в разное время и даже в разных местах. Так, например, в соответствии со своей принципиальной линией на уменьшение угрозы ядерной войны Советский Союз в мае 1978  года подписал дополнительный протокол II к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке. Форма разновременного подписания многосторонних договоров становится преобладающей в современной договорной практике. Многосторонние договоры все чаще в своих заключительных статьях предусматривают их открытие для подписания в течение определенного срока. 3

 

 

3.3 Ратификация  международных договоров 

 

Ратификация международного договора – это окончательное  его утверждение высшим органом  государства (обычно его главой). Она  воплощается в двух различных  актах: международном (ратификационной  грамоте) и внутригосударственном нормативном акте (законе, указе и т.п.), которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной.

По статистике, примерно две трети договоров, как правило, проходят стадию ратификации. Этим определяется важность института ратификации для международного права.

Ратификация изначально выступала как мера проверки, насколько точно соблюдены и выполнены полномочия. Если договор был заключён с превышением полномочий, то глава государства либо отказывался его одобрить, либо признавал его приемлемым и тем самым одобрял действия своих уполномоченных, совершённые по их личной инициативе. В этой связи в науке международного права, начиная с Греция, появился взгляд, обосновывающий не ратификацию превышением полномочий).

В условиях современной правовой государственности ратификация представляет собой одну из составных частей механизма сдержек и противовесов – у исполнительной власти сосредоточились полномочия на заключение международных договоров, в то время как законодательная власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением международных договоров. Поэтому институт ратификации стал рассматриваться как мера контроля законодательной власти за властью исполнительной.

Ратификация не является обязательной под стадией заключения международного договора. В Комиссии международного права положение ст.12 первоначального проекта статей о праве договоров, где говорится, что «в принципе международный договор нуждается в ратификации», встретило серьезную критику большинства и не вошло в окончательный проект. Не получило оно поддержки, как мы видели, и на Венской конференции по праву договоров. Тем не менее в тех случаях, когда международный договор подлежит ратификации, эта под стадия является очень важной в процессе его заключения. Так как ратификация делается высшими органами государства, она является наиболее авторитетной формой выражения его согласия на обязательность международного договора.

3 Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с. 72


 

В соответствии со ст.14 Венской  конвенции «Согласие государства  на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

-договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

-иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

-представитель государства подписал договор под условием ратификации;

-намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров».

Необходимость сохранения института ратификации определяется не только юридическими, но и политическими  соображениями. Ратификация дает возможность  еще раз в более спокойной  обстановке обдумать содержание международного договора, проконтролировать действия своих уполномоченных, а также подготовить общественное мнение. Иногда дополнительный анализ подписанного договора приводит к отказу государства от его ратификации. Отказ от ратификации не считается нарушением международного права. Так, СССР не ратифицировал Лозаннскую конвенцию 1923  года о режиме черноморских проливов ввиду ее несоответствия интересам СССР. 13

Современная международно-правовая теория в принципе склоняется к признанию  права каждого государства на отказ от ратификации заключённого её представителями международного договора. Это нашло свое отражение в ст.7 Гаванской конвенции от 20. 02. 1928 г. , которая гласит: «Отказ ратифицировать договор или формулировка оговорки являются проявлением государственного суверенитета и, как таковые, составляют осуществление права, которое не нарушает ни международных норм, ни этикета. В случае отказа таковой сообщается другим договаривающимся сторонам».14 В учебнике международного права Мартенса указывается: «С точки зрения международного права отказ от ратификации не считается неправомерным актом».15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.55

14 Действующее международное право. В 3 т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2., с.69


15 Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. – М., 1888, с.388

 

Очевидно, что необоснованные отказы в ратификации не содействуют  развитию международного сотрудничества. Так, например, с момента принятия Конституции США и до 1946 года было отказано в ратификации более чем 100 договорам, а в отношении других 57 она была отложена на неопределенное время. В августе 1977 года сенат США отказался дать согласие на ратификацию Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой ООН еще в 1948 году. В 1963 году сенат помешал ратификации конвенции 1952 года о политических правах женщин, конвенции МОТ 1957 года об упразднении принудительного труда. В числе нератифицированных США и многими ведущими западными странами – Конвенция 1968 года о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, пакты о правах человека 1966 года, Международная конвенция 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации, торговое соглашение с СССР, подписанное США в 1972 году и др. Можно привести ряд других примеров. За время своего членства в МОТ США ратифицировали только 7 из 149 принятых этой организацией конвенций.

В целом, ратификации  подлежат международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации. Ратификация международных договоров РФ осуществляется в соответствии с Конституцией в форме федерального закона.

Федеральный закон о  ратификации международного договора, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования.

На основании федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом  Российской Федерации подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел Российской Федерации, вслед, за чем стороны обмениваются ратификационными грамотами и сдают грамоты на хранение депозитарию.

Информация о работе Заключение международных договоров