Заключение международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире развитие внешнеполитической деятельности государств способствует становлению сложной системы международных отношений. Происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. Меняются связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко.

Содержание

Введение 3
1. Заключения международных договоров. 6
1.1 Стадии заключения 6
1.2 Полномочия в международных договорах. 8
2. Работа над текстами международных договоров. 10
2.1Переговоры. 10
2.2 Принятие текста. 12
2.3 Установление аутентичности текста 13
3. Выражение согласия государств на обязательность международного договора 15
3.1 Способы выражения согласия. 15
3.2 Подписание международного договора. 16
3.3 Ратификация международных договоров. 17
3.4 Присоединение к международному договору 19
3.5 Принятие, утверждение международных договоров. 22
3.6 Обмен документами…………………………………………………………………………………..24
4. Оговорки в международном праве………………………………………………………..…26
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КР.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

 

Юридический Институт

 

 

 

 

Кафедра Конституционного и международного право

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему «Заключение  международных договоров»

 

 

 

по дисциплине «Международное право»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

 Заочного отделения

3 курс (второе высшее)

И.А.  Демидова

 

 

 

Проверил

Доцент А.М. Барнашов

 

 

 

 

 

 

                                                                      Томск  2013

                                                                       Содержание

Введение

Длительное время единственным источником права международных  договоров являлись обычаи. С появлением ООН и созданием в её рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед Комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 гг., была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Она подчёркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международных договоров для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре непризнающих договор государств, право государства на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы международных договоров.

В современном мире развитие внешнеполитической деятельности государств способствует становлению сложной системы международных отношений. Происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. Меняются связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко. Старые, отживающие, тормозящие развитие системы международных отношений формы связи (например, юридическая форма связи – колония-метрополия, протекторат, режим капитуляций, кабальные, неравноправные договоры) постепенно вытесняются. При этом они или совсем отмирают, или, претерпевая изменения, по новому объединяют элементы системы.

              Стоит отметить , что на этапе научно-технического прогресса появились новые формы международных отношений. Например, вопросы, касающиеся ядерной физики, квантовой механики, онкологии, кибернетики и даже охраны окружающей среды для многих государств были, в правовом смысле, преимущественно «внутренними», национальными, не имеющими отношения к другим государствам и народам. Сегодня эти вопросы обсуждаются во многих существовавших до этого или специально образованных международных организациях и являются предметом международно-правового регулирования. В этих случаях наиболее эффективной формой упорядочивания общественных отношений является правовая форма их регулирования. Международные отношения регулируются международным правом, которое является правом договорным. Международный договор выступает как основной  источник международного права,  одновременно являясь наиболее действенной, удобной формой упорядочивания международных отношений. Международный договор способствует стабильности, прочности, становлению и развитию юридических связей международно-правовой системы.

 Право заключать международные договоры (договорная правоспособность) — важнейший элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права, прежде всего государств. Каждое государство обладает правоспособностью заключать международные договоры. Правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами соответствующей организации.

В РФ в соответствии с  п.4. ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров  России являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.1

В Конституции 1993 г. закреплён  порядок заключения и осуществления  РФ международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности РФ детально регламентированы в ФЗ «О международных договорах РФ». Этот закон применяется в отношении международных договоров независимо от их вида и наименования.

Все это говорит об огромной важности исследования международной договорной практики, а также договорной практики РФ. Научная разработка проблем теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международного договора приобретает особенно большое значение, не только познавательное, но и практическое.

 

 

 

 

 

1.Заключения международных договоров

1.1 Стадии заключения

Заключение международного договора — это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит, как отмечает Г. И. Тункин, в согласовании «воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора». 2

Французский юрист П.Ретер, отмечая многозначность термина  «заключение», считает, что для начала лучше всего взять самое ограниченное определение: «Международный договор «заключен», когда государства определенно выразили свою волю быть им связанными». Поскольку речь идет о письменных договорах, то это выражение согласия должно происходить в определенной форме, и документы, в которых оно выражается, должны быть составлены специально для этой цели. В более широком смысле «заключение» означает «совокупность процедур с применением «различных документов», посредством которых обосновывается существование международных договоров». 3

По мнению проф. Талалаева, заключение международных договоров является подчас долгим процессом вследствие сложности объектов договоров, природы и числа их участников. Он включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Среди них такие, как утверждение, принятие, присоединение, обмен документами, образующими договор. В процесс заключения входят также обмен или депонирование ратификационных грамот. Не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названные этапы. Это зависит от формы договора и предварительной договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста и имеет ту или иную форму, в которой выражается согласие государства на обязательность для него договора. Это две основные стадии заключения международного договора, которые со своей стороны подразделяются на более мелкие этапы, или подстадий.

Венская конвенция о  праве договоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия – принятие текста. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для многостороннего договора — большинством в две

трети участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств. Вторая стадия – установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания ad referendum или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии.

2 Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970, с.40


3 Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.61

 

 Оно существует независимо  от признания государства или  его правительства другими участниками.  Исключение составляет случай, когда  ООН объявляет незаконным режим,  установленный в стране в нарушение  права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения. Прецедентом является серия решений, принятых в период 1965-1979 гг. Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН относительно расистского режима в Южной Родезии. 4

Таким образом, заключение международных договоров – процесс становления договорной нормы международного права и формирования соглашения между государствами, выраженный в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, и целей договорённости. 5

Федеральный закон «О международных  договорах Российской Федерации» в  ст.2 определяет заключение международного договора как выражение согласия Российской Федерации на обязательность для неё международного договора. То есть в целом под заключением обычно понимается процесс принятия международного обязательства, но в законе даётся юридически более точное понятие, означающее окончательное принятие договора, т. е. завершающую стадию его заключения. 6

Необходимо добавить, что государства  заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной  власти и государственного управления.

Порядок представительства  государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и

регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

1.2 Полномочия

Договор заключается  представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством.

И.Синклер и П.Ретер, например, выдачу полномочий относят  к первой стадии процесса заключения договоров. 3 Полномочия должны предъявляться в начале переговоров.

В полномочиях указываются: фамилия, имя и отчество уполномоченного, а также его должность или ранг в тех случаях, когда это необходимо. Далее указывается тот круг вопросов, в отношении которых соответствующее лицо или делегация правомочны осуществлять те или иные действия (например, вести только переговоры или подписать также договор, участвовать в работе конференций и т.д.).

3 Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.63


 

4 Венская конвенция о праве международных договоров // ВВС, 1969, №37, с.772

5 Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник. – М., 1998, с.34

6 ФЗ №101-93 от 16.06.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, №29, ст.2757


Наименование соглашения или договора в полномочиях должно строго соответствовать тем названиям актов, которые уже согласованы между сторонами.

В случае, когда делегация  уполномочена вести переговоры, а соглашение предстоит выработать в ходе переговоров, в полномочиях указывается: «... На ведение переговоров и подписание соответствующего соглашения, которое будет выработано в результате этих переговоров».

В случаях, когда подписание соглашения сопровождается оговоркой, она должна быть включена в текст полномочий. Если соответствующая оговорка была сделана представителем страны при подписании того или иного международного договора и он продлевается, то при подписании документов о последующем продлении действия данного международного договора в полномочие представителя вписывается та же оговорка, которая была сделана при подписании самого договора.

Определенные  должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях. 4

Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ «О международных договорах РФ»  полностью соответствуют сложившейся  международной практике: «Президент Российской Федерации как глава  государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий». 6

Информация о работе Заключение международных договоров