Высшие органы государственной власти Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 04:36, реферат

Краткое описание

Германия в современных границах существует с 3 октября 1990 г., даты вступления бывшей Германской Демократической Республики — ГДР (государства тоталитарного социализма) — в состав ФРГ в условиях крушения в мире системы тоталитарного социализма. Пять бывших земель ГДР стали землями (субъектами федерации) ФРГ на основе ст. 20 конституции ФРГ 1949 г., хотя до акта вступления ГДР в ФРГ, еще 31 августа 1990 г., был заключен договор об объединении ФРГ и ГДР. В связи с воссоединением Германии конституция 1949 г. подверглась изменениям, но продолжает действовать.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….. 3
1. Основной Закон Германии 1949 г.: общая характеристика……………….. 4
2. Конституционные основы организации и деятельности Бундестага….…. 9
3. Конституционный статус Федерального правительства Германии. Особенности правового положения канцлера………………………………. 13
4. Судебная власть по конституции Германии…………………………..….. 20
Заключение………………………………………………….…………………. 22
Список используемой литературы…………………….….………………….. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Высшие органы государственной власти Германии. СДАТЬ !!!.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в  масштабах всей страны не менее 5% голосов  избирателей или кандидаты которых  победили не менее, чем в 3 избирательных  округах.

Организация Бундестага:

Организует деятельность палаты президент Бундестага, который  избирается из числа депутатов, как  правило, из крупнейших партий. Президент  избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу  фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей. Президент, его  заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный  орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит  из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет  согласует численность комитетов  и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения  по его внутренним делам.

Во фракции объединяются депутаты, принадлежащие к одной партии. Во фракции ХДС/ХСС ХСС пользуется самостоятельностью. Фракция - это группа депутатов, которая насчитывает более 5% депутатов от общего их числа. Фракции - это не официальные органы Бундестага, но они предрешают итоги голосования. Партийной фракцией руководит правление, куда входят председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. Также образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики.

Комитеты Бундестага могут  быть особыми, отраслевыми, следственными.

Отраслевые:

обязательные (те, которые  предусмотрены ОЗ: по делам ЕС, по иностранным делам, по обороне);

факультативные (их число  меняется - 23 сейчас).

Функции Бундестага:

    • развитие законодательства;
    • утверждение федерального бюджета;
    • избрание Федерального канцлера;
    • парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;
    • ратификация международных договоров;
    • принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой  обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты  вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения. Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг. 3

Все законы рассматриваются  Бундестагом в объеме 3 чтений.

1 чтение - информация о  законопроекте, обсуждаются лишь  общие принципы законопроекта,  затем он передается в комитеты. Но Бундестаг может назначить  срок 2го чтения законопроекта  и без передачи его в комитеты. 2 чтение - обсуждается редакция, предложенная  комитетом. Проходят дебаты, вносятся  изменения. Каждая поправка голосуется. 3 чтение - поправки могут вносится  только от имени фракций, затем  проводится голосование по законопроекту  в целом.

Государственное право ФРГ  различает следующие виды законов:

конституционные - принимаются  квалифицированным большинством в  обеих палатах;

“федеративные” - принимаются  простым большинством Бундестага при  обязательном согласии Бундесрата;

и обычные законы - принимаются  только Бундестагом, но могут быть опротестованы  Бундесратом.

К числу важнейших полномочий относится и утверждение федерального бюджета. Проект вносится федеральным  правительством. Бундестаг может  предлагать поправки, но если они предусматривают  увеличение расходов или новые расходы, то необходимо согласие Правительства.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит  ограниченный характер. Бундестаг и  его комитеты могут требовать  присутствия на своих заседаниях членов Правительства, депутаты могут  задавать вопросы Канцлерам и  министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится  до 3 часов еженедельно во время  сессии парламента. Группы депутатов  могут делать большие (по ответу на них предусмотрены дебаты) и малые  запросы, на которые должен быть дан  письменный ответ в течении 14ти дней.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционный статус Федерального правительства Германии. Особенности правового положения канцлера.

Федеральное Правительство  ФРГ состоит из Федерального канцлера и Федеральных министров. Оно  действует на основе статьи 62 — 69 Конституции  ФРГ. Федеральный канцлер определяет основные направления политики.

В соответствии с конституцией и регламентом, который неоднократно изменялся и дополнялся, руководит  заседаниями бундестага избранный  им на весь срок полномочий председатель (на немецком языке эта должность, как и многие другие председательские должности, называется «президент бундестага»). Он осуществляет распорядительную деятельность в здании бундестага, ему подчинены  службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем, без его разрешения в помещении палаты не может производиться  обыск, а также другие следственные действия. Председателю бундестага помогает избранный палатой заместитель. Секретари бундестага тоже относятся  к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

 В бундестаге создаются  партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее  5% членов бундестага). Их руководство  участвует в формировании органов  бундестага, в том числе в создании  специализированных постоянных  комиссий и определении их  председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально  их численности образуют совет  старейшин. Он принимает повестку  дня на основе единогласия  (если этого нет, вопрос выносится  на пленарное заседание), распределяет  депутатов по постоянным комиссиям,  решает процедурные вопросы. В  необходимых случаях создаются  различные временные комиссии  — следственные, ревизионные и  др.

 В германском праве  не существует понятия «сессия  парламента». Бундестаг считается  находящимся в состоянии постоянной  сессии и созывается его председателем  на пленарные заседания по  мере надобности, хотя, конечно, на  практике есть более или менее  продолжительный период, когда бундестаг  не заседает вообще. Заседания  бундестага, как и большинства  парламентов мира, открытые: они  могут быть закрыты по решению  большинства присутствующих депутатов.

 Бундесрат (68 членов) является  представительством земель, но он  не избирается, его члены назначаются  правительствами земель (органами  исполнительной власти земель) и  отзываются ими. Поэтому какого-либо  срока полномочий для этого  органа конституция не устанавливает.  Он имеет переменный членский  состав. Число представителей земель  в нем зависит от численности  населения каждой земли, но  не пропорционально ему: земли  имеют от трех до шести представителей, тогда как население может  разниться в десятки раз, а  размеры территории — более  чем в 100 раз (в дальнейшем  об этом будет сказано в  связи с особенностями германского  федерализма). При голосовании каждая  земля имеет число голосов,  равное числу ее представителей (следовательно, земли неравноправны:  более крупные имеют большее  число голосов, больший вес  при принятии решений бундесратом), но голоса каждой земли должны  подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть  не должно, поскольку представители  каждой земли действуют в бундесрате  по инструкциям своего правительства).

 В бундесрате создаются  руководящие и вспомогательные  органы. Председатель бундесрата  переизбирается ежегодно. Заседания  созываются председателем по  мере надобности. Он обязан созвать  заседание по требованию представителей  по крайней мере двух земель, а также по требованию федерального  правительства. Заседания являются  открытыми, но могут проводиться  и закрытые заседания.

 Законодательный процесс.  Правом законодательной инициативы  обладают федеральное правительство,  депутаты бундестага и члены  бундесрата. Законопроекты правительства  должны сначала вноситься в  бундесрат (для получения мнения  земель), а затем с мнением бундесрата  в течение установленного срока  (6 недель) должны быть переданы  в нижнюю палату. Если правительство  считает проект срочным, оно  может передать его в бундестаг,  не дожидаясь решения верхней  палаты.

 Депутаты бундестага  могут вносить законопроекты  только коллективно: от имени  фракции либо если собрано  не менее 5% подписей общего  числа депутатов бундестага. Члены  бундесрата могут вносить законопроекты  также группой (от земли), но  направлять их в бундестаг  они могут только через федеральное  правительство, которое прилагает  к законопроекту свое заключение.

 Законопроекты в бундестаге  рассматриваются в трех, чтениях  по классической схеме: обсуждение  основных положений и передача  законопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. Есть две процедуры приятия текста последним. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам бундесрат не соглашается с текстом, принятым бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей бундестага и бундесрата. Создания согласительного комитета может потребовать v: правительство. Если согласительный комитет поддерживает решение бундестага, то бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный бундестагом. Если комитет решение бундестага не поддерживает, то бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам у бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето.

 Законопроекты по другим  вопросам, принятые бундестагом,  тоже должны передаваться в  бундесрат. Если он дает свое  согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предлагает изменения  и дополнения, то также создается  согласительный комитет, но в  этом случае независимо от  решения комитета бундестаг вправе  принять закон без согласия  бундесрата. У бундесрата сохраняется  право в течение двух недель  заявить протест (своеобразное  право вето). Протест рассматривается  бундестагом, но он вправе отклонить  его даже не квалифицированным,  а простым большинством голосов  общего числа депутатов.

 Однако в определенных  условиях бундесрат, напротив, может  принимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Это возможно  в условиях объявления правительством  состояния законодательной необходимости.  Если правительство считает законопроект  неотложным, бундесрат вправе принять  его без согласия бундестага.

 Парламент ФРГ, а  именно бундестаг, равно как  и в других странах, вправе  делегировать правительству полномочия  по изданию актов, входящих  в сферу законодательной компетенции  федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие бундесрата. Его согласие требуется также, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.

 При принятии закона  о бюджете действуют правила,  аналогичные правилам, установленным  в других государствах (представление  проекта только правительством, невозможность без согласия правительства  вносить изменения, требующие  дополнительных расходов, и др.).

 Как и в других  странах, парламент ФРГ осуществляет  контроль за деятельностью исполнительной  власти, но правительство несет  ответственность только перед  бундестагом — как коллективную, так и индивидуальную (коллективная  ответственность выражается прежде  всего в ответственности канцлера  — главы правительства, которое  с уходом канцлера в отставку  тоже заменяется).

Согласно Основному закону Германии, принятому 23 мая 1949 года, Федеральный  канцлер (нем.  Bundeskanzler) является председателем  федерального правительства Германии. Бундесканцлер избирается Бундестагом (парламентом Германии) по предложению  федерального президента сроком на 4 года. Бундесканцлеры Германии с 1949 года:

№ Фамилия                      с                      по                     Партия

1 д-р Конрад Аденауэр 15 сентября 1949 15 октября 1963 ХДС

2 д-р Людвиг Эрхард      16 октября 1963 30 ноября1966 ХДС

3 д-р Курт Георг Кизингер 1 декабря 1966 20 октября 1969 ХДС

4 Вилли Брандт  21 октября 1969 7 мая 1974  СДПГ

5 Гельмут Шмидт  16 мая 1974 1 октября 1982 СДПГ

6 д-р Гельмут Коль  1 октября 1982 26 октября 1998 ХДС

7 Герхард Шрёдер  27 октября 1998 22 ноября 2005 СДПГ

8 д-р Ангела Меркель 22 ноября 2005 11 ноября 2009 ХДС5

Избранным считается получивший большинство голосов депутатов  Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после  выборов Бундестаг может избрать  федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого  срока избрание не состоялось, незамедлительно  проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число  голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный  президент в течение 7 дней после  выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (ст.63 Основного  закона).

Информация о работе Высшие органы государственной власти Германии