Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является общая характеристика влияния Конституции США на систему американских источников права и причин этого влияния. Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- описать принятие Конституции 1787 года и проистекающие оттуда последствия;
- рассмотреть некоторые особенности англосаксонской системы права;
- показать влияние Конституции 1787 года на принятие и содержание источников права США.

Содержание

Введение 3
1. Принятие Конституции в 1787 году 4
1.1. Предпосылки принятия Конституции в Америке 4
1.2. Первые статьи Конституции 9
2. Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права 17
2.1. Особенности англосаксонского права 17
2.2. Статьи американской Конституции и создание американских нормативных актов 21
Заключение 29

Вложенные файлы: 1 файл

Конст США.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Очевидно, истина находится где-то посередине, и мотивы депутатов конвента сочетали в себе экономические интересы с приверженностью демократическим принципам, так как видели в этих принципах достаточно надежную охрану своим материальным интересам.

Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее "законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента".

При ратификации в большинстве штатов существовала значительная оппозиция Конституции: только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. И все же Конституция была ратифицирована. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. Последним был штат Род-Айленд, где ратификация произошла только29 мая 1790 г.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисоном было предложено принятие Билля о правах.. После ратификации Билля о правах Конституция США стала похожа на акт, обычно признаваемый Основным законом страны. До этого в тексте отсутствовала важнейшая часть любой конституции – нормы о правах и свободах.

Первоначальный текст Конституции на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым (собственно, для того времени он таким и являлся), хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В этом акте отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти – о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, местном управлении, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.

Но законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената.

Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др.

Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но уже после того как согласие на назначение дано, уже нельзя удалить назначенных лиц выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства.

Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес "всенародной" палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые два года.

Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.

Таким образом, Конституция распределяла компетенцию "горизонтально" на федеральном уровне и "вертикально" между Союзом и штатами, а также устанавливала порядок изменения самого Основного закона и содержала разноплановые положения.

Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан. Но дело в том, что в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне.

Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разд. 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия habeas corpus, если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto.

Немаловажное значение имеет и норма разд. 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение разд. 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не вспомнить и о норме разд. 2 ст. IV: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и льготы граждан других штатов".

Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст, а также содержащихся в других юридических актах и судебных решениях. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что из числа полноправных граждан фактически были исключены чернокожие и индейцы ( абз. 3 разд. 2 ст. IV).

Содержащиеся в Конституции США пробелы с годами восполняются не очень быстро. Одна из причин процедура его изменения Основного закона.

Например, в Конституции с самого начала было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Тем не менее, особой популярностью среди участников конвента пользовалась концепция "единой и неделимой" исполнительной власти, которая, во-первых, провозглашала наделение таковой во всем объеме одного лица, а во-вторых, означала отстранение от контроля над аппаратом исполнительной власти законодательных органов и предоставление исключительного права формирования и руководства этим аппаратом президенту США. Своим истоком она имела не столько британскую государственную модель, утвердившую принцип ответственного парламентского правительства, сколько воззрения французского мыслителя Ш. Монтескье.

Достоинство концентрации и централизации исполнительной власти федералисты, подобно Ш. Монтескье, видели в быстром и эффективном проведении решений в жизнь. Поддержание социального порядка и экономической стабильности на огромной территории США, как и управление таким большим государством в целом, защита его от внешних врагов, доказывали они, возможны лишь при условии принятия быстрых решений и энергичного осуществления их одной сильной рукой. Разделение исполнительной власти между двумя, тремя и большим числом лиц, нашедшее воплощение в ряде штатов, было, по их убеждению, губительно для государства.

Некоторые федералисты разделяли мысли Ш. Монтескье о том, что "единая и неделимая" исполнительная власть должна быть облачена в монархические одежды. Так с монархической идеей на конвенте в Филадельфии выступали А. Гамильтон. Д. Дикинсон, Д. Макклюр, Г. Моррис, Д. Брум. Но они не были сторонниками монархического устройства, известного тогда в Европе. Все эти федералисты являлись противниками неограниченной и наследственной монархии, понимая под монаршей властью применительно к США пожизненное правление выборного единоличного главы исполнительной власти. Они ухватились за эту политическую форму, полагая, что она лучше всего будет отвечать условиям США в эпоху экономических неурядиц, социальных конфликтов и борьбы за самостоятельную позицию на мировой арене.

Монархическая идея не получила широкой поддержки на конвенте. Он склонился к наделению "единой и неделимой" исполнительной властью президента США, переизбираемого каждые четыре года (Мэдисон и Рандольф предлагали избирать президента на 7 лет, Элсворт и Уильямсон – на 6, Джерри – на срок от 10 до 20 лет, Вильсон, Пинкни, Бедфорд – на 3 года).

Четыре года были компромиссным сроком, значительно превышавшим срок полномочий губернаторов штатов. При определении полномочий президента формула "неделимой" исполнительной власти была урезана после того, как за сенатом было закреплено право давать "совет и согласие" президенту по вопросам формирования невыборного государственного аппарата, Верховного суда, а также право утверждать международные договоры.

Тем не менее власть президента в глазах многих американцев была неимоверно велика, а критики даже нарекли ее "выборной монархией", поскольку, согласно широко распространенным понятиям того времени, монархия означала не только институт наследственного правления, но и сосредоточение полноты исполнительной власти в одних руках. Критики подкрепляли свою аргументацию и тем, что переизбрание в должности президента не было ограничено, и формально один человек, если избиратели раз в четыре года давали на это согласие, мог занимать пост главы государства всю жизнь.

Наконец, кроме исполнительной власти президент был наделен очень большими законодательными правами. Кроме возможности издания президентских указов он, в отличие от губернаторов штатов, получил весомое право отлагательного вето в отношении решений законодательного органа. Чтобы преодолеть президентское вето, соответствующей палате при повторном обсуждении необходимо было собрать не менее двух третей голосов. Как показал американский опыт, преодоление президентского вето крайне затруднительно (оно происходит примерно в 1 случае из 10).

Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием.

Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. (В настоящее время Президент избирается в коллегии выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов Палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия).

До 1913 г. и Сенат – верхняя палата Конгресса – состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.

В настоящее время один депутат представляет примерно 540 тыс. жителей. Выборы членов обеих палат проходят по униноминальной мажоритарной системе в один тур в избирательных округах, устанавливаемых легислатурами штатов.

2. Влияние  содержания Конституции США на  систему американских источников  права

2.1. Особенности  англосаксонского права

Источник (форма) права – способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле – это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле – это способ закрепления и существования норм права.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской и т.д.).

Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности.

В Англии, начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права, а вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу.

Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – так называемое общее право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров – казусов.

Одновременно существует и статутное право – система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но известные аксиомы англосаксонского права: "право только там, где есть судебная защита", "закон – это то, что о нем говорят судьи", "если нет прецедента – право молчит". Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Информация о работе Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права