Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является общая характеристика влияния Конституции США на систему американских источников права и причин этого влияния. Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- описать принятие Конституции 1787 года и проистекающие оттуда последствия;
- рассмотреть некоторые особенности англосаксонской системы права;
- показать влияние Конституции 1787 года на принятие и содержание источников права США.

Содержание

Введение 3
1. Принятие Конституции в 1787 году 4
1.1. Предпосылки принятия Конституции в Америке 4
1.2. Первые статьи Конституции 9
2. Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права 17
2.1. Особенности англосаксонского права 17
2.2. Статьи американской Конституции и создание американских нормативных актов 21
Заключение 29

Вложенные файлы: 1 файл

Конст США.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонской правовой системе носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов – дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Англосаксонская правовая семья до сих пор является одной из наиболее распространенных в мире. Ею охватывается территория таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Почти третья часть населения Земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую семью и, в особенности, в ее ядро английское право.

Англосаксонскую правовую семью зачастую называют еще семьей общего права (common law). От других правовых семей она отличается, в первую очередь тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент.

Согласно существующим правилам, суд при решении любого правового вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Однако фактически в процессе выбора соответствующего прецедента, его толкования, принятия или непринятия под предлогом значительного отличия обстоятельств вновь рассматриваемого дела от ранее рассмотренного и ставшего прецедентом, суд в целом и отдельные судьи обладают значительной свободой. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.

Следует отметить, что признание прецедента имеет место и за пределами англосаксонского права. Так, например, в Швейцарии судья не имеет права отказать в исковых требованиях только на том основании, что отсутствует соответствующий источник права, он "должен принять решение, как если б данный источник существовал, и судья им руководствовался". Однако при этом такое решение не претендует на роль основного источника права, в отличие от решения суда страны, где существует англосаксонская система права.

Таким образом, основная особенность англосаксонской правовой семьи в том, что основным источником права является нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. Вторым источником права являются статуты – законы, принятые парламентом. В странах англосаксонской правовой семьи как правило нет писанной конституции. Кроме того, там нет четкого деления на публичное и частное право.

Работать во имя прогресса и установления господства права -- по-прежнему дело всех юристов, но в этой общей деятельности в современную эпоху ведущая роль принадлежит законодателю.

Закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность. Но на верхней ступени в романо-германской системе стоят конституции или конституционные законы.

Так же, как Конституция остается основным законом США, где система права – англосаксонская. В последнее время там предпринимаются все более удачные попытки систематизации нормативных актов, все большая часть законов приобретает федеральный масштаб.

Сегодня в США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

Одним словом, к достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке, а к недостаткам – несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточную определенность.

2.2. Статьи  американской Конституции и создание  американских нормативных актов

Конституция США – трудноизменяемый акт, но все же за более чем 200-летний период своего существования он проделал заметную и значительную эволюцию. Эта эволюция коснулась главным образом трех направлений – улучшения функционирования центральных органов государственной власти, развития избирательного права и развития прав граждан. Первая линия прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) – о выборах Президента США; XVII (1913 г.) – о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) – о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) – о том, что мандат Президента может быть возобновлен только один раз, и XXV (1967 г.) – о замещении Президента и Вице-президента.

Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право, или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан.

Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия, и, наконец, XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. Иными словами, XXIV поправка упразднила имущественный ценз, существовавший на определенной части страны, а в 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.

Конституция 1787 года заложила и механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.

При всем том, что препарирование федералистами концепции разделения властей носило в целом умеренно-консервативный характер, оно включило и важную либеральную черту, благодаря которой было создано мощное и непреходящее по значению препятствие для возникновения тирании. Это и придало американской схеме разделения властей оригинальность: учредители конституции положили в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов государственной власти – конгресса, президента и Верховного суда – свой собственный, американский вариант разделения властей, трансформированный впоследствии в систему "сдержек и противовесов". Система "сдержек и противовесов" означала, что ветви власти были не просто разделены, но они сдерживали и контролировали друг друга.

Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Известны три вида этого института. Прежде всего, если проект, принятый Конгрессом, не удовлетворяет Президента, то он возвращается обратно в парламент с изложением мотивов такого шага. На практике нередко случается, что Президент обращается к населению страны через средства массовой информации для объяснения своего решения. Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате, что является весьма значительном барьером. С 1789 г. такое преодоление встречалось только в 6% случаев.

Конституция предоставляет Президенту и десятидневный срок для подписания законопроекта. Если в течение этого срока Конгресс прекращает работу и уходит на каникулы, то десятидневный срок не пролонгируется. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения такого, так называемого "карманного вето".

Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Впрочем, для принятия Конгрессом поправок (точнее, предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах, именно столько необходимо для преодоления вето Президента.

До 9 апреля 1996 г многие Президенты настаивали на введении такого вето, которое позволило бы отклонять некоторые положения, а не весь законопроект, наконец, был принят закон, введший выборочное вето, ранее существовавшее в 43 из 50 штатов и находившееся в распоряжении их губернаторов.

Несомненно, систематическое использование Президентом своего права вето в отношении различных категорий актов может повлиять значительным образом на законодательную деятельность Конгресса. Вторым важным юридическим средством воздействия на Конгресс являются послания Президента. Посредством этих посланий Президент может косвенно направлять работу Конгресса, они также предназначены для ориентирования общественного мнения страны в отношении политики исполнительной власти.

Сама Конституция не называет времени заседаний Конгресса; так что этот орган вполне может считаться постоянным парламентом, т.е. парламентом определяющим время, в течение которого он работает.

Согласно разделу 3 ст. II Конституции Президент должен периодически представлять Конгрессу информацию о положении Союза, но никакое другое положение не обязывает его публично информировать кого бы то ни было, когда Президент полагает, что такая информация затрагивает интересы национальной безопасности.

В свое время в постановлении по делу "Соединенные Штаты против Ричарда Никсона" Верховный суд США единогласно признал за Президентом право хранить молчание в целях обеспечения национальной безопасности, сохраняя в тайне соответствующую информацию. Суд, однако, установил пределы этой привилегии: информация должна быть представлена, когда того требуют интересы правосудия, и эта привилегия не может быть средством для того, чтобы уйти от преследования.

В то же время Конгресс США сегодня по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса, тогда как компетенция Президента освещена в гораздо меньшей степени.

Законодательство – монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями. Этот контроль осуществляется специализированными постоянными комитетами, обладающими правом вызова любых лиц для выяснения любых обстоятельств, связанных со своей компетенцией.

Публичность обсуждений в комитетах, а также специальная процедура публичных слушаний, в которых помимо членов палаты Конгресса участвуют все заинтересованные организации, в частности лоббисты, является сильным средством воздействия на исполнительную власть и на общественное мнение. Палаты Конгресса, кроме того, могут учреждать специальные расследовательские комитеты (в истории США их было более тысячи). Эти комитеты обладают практически неограниченной властью по проведению расследований. Их сфера деятельности может быть самой разнообразной: преступность, деятельность публичных служб, военные дела и т.д.

Конгресс имеет право вносить поправки в Конституцию страны, а также право предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента. Это полномочие Конгресса является скорее политической, чем юридической юстицией, поскольку рассмотрение дела ведется в конечном итоге всей палатой (хотя предварительно вопросы рассматриваются специально создаваемыми комитетами). Палата голосует, скорее всего, исходя из своих политических предпочтений, чем из юридического анализа дела.

В истории США было два случая, когда это полномочие Конгресса использовалось в отношении Президента. Впервые это случилось в 1868 г. в отношении Президента Э.Джонсона (1808-1875). Билл Клинтон стал вторым Президентом, в отношении которого была применена процедура импичмента (в 1998 г.). Предполагавшееся обвинение в отношении Президента Р.М.Никсона, как заключительный аккорд Уотергейтского скандала в 70-х гг. XX в., не может считаться завершенным, поскольку основной фигурант дела о подслушивании телефонных разговоров в штаб-квартире Демократической партии ушел в отставку, с тем, чтобы избежать рассмотрения дела в Сенате.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином "Соединенные Штаты".

Кроме того, Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент имеет право вето, уравновешенное тем, что Конгресс тоже обладает кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти.

Это механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе он иногда именуется демократией компромисса.

Контроль за конституционностью в США осуществляется судами общей юрисдикции, а не специальными органами, как в большинстве стран Европы. Суды США организованы на принципе единства судебной власти. Конституция США предусматривает существование только Верховного суда и тех низших судов, "которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом".

Конституция США – федеральный Основной закон, который имеет приоритет перед конституциями штатов, например, ныне действующая Конституция Калифорнии 1879 г. с многочисленными последующими поправками в разд. 3 ст. 1 указывает: "Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны".

Информация о работе Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права