Систематизация источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Систематизация права: исторический и теоретический аспект………………………………………………………...….............................4
§ 1. Понятие и значение систематизации………………………....……4-7
§ 2. История систематизации права в России…………………………8-12
Глава 2. Виды систематизации права……………………………………..…....13
§ 1. Учет правоустановительных актов……………………………....13-16
§ 2. Понятие и виды инкорпорации, как формы систематизации…………………………….…………………………….…...17-21
§ 3. Консолидация законодательства……………………………...…22-23
§ 4. Кодификация. Виды кодификационных актов………………….24-26
Заключение…………………………………………………..………...……..27-28
Список литературы…………………………………………………………..29-30

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсач.docx

— 69.85 Кб (Скачать файл)

Систематизация источников права

 

Содержание……………………………………………………………….……….2

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Систематизация права: исторический и теоретический аспект………………………………………………………...….............................4

§ 1. Понятие и значение систематизации………………………....……4-7

§ 2. История систематизации права в России…………………………8-12

Глава 2. Виды систематизации права……………………………………..…....13

§ 1. Учет правоустановительных актов……………………………....13-16

§ 2. Понятие и виды инкорпорации, как формы систематизации…………………………….…………………………….…...17-21

§ 3. Консолидация законодательства……………………………...…22-23

§ 4. Кодификация. Виды кодификационных актов………………….24-26

Заключение…………………………………………………..………...……..27-28

Список литературы…………………………………………………………..29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства. 
       Потребность в систематизации очень актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растет. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права. Дело осложняется еще и тем, что нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства. 
        Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности, как систематизация законодательства. 
        В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: 
1. рассмотреть исторический и теоретический аспект систематизации права;  
2. раскрыть значение и актуальность данного вида юридической деятельности; 
3. рассмотреть формы систематизации законодательства и дать их характеристику. 
        По структуре курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых отражает определенный аспект изучаемой проблемы и решение конкретных задач.

Глава 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

§ 1. Понятие и значение систематизации

        Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации. 
        Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. 
        Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п. 
        Системность права, система законодательства и систематизация в праве – явления, находящиеся в единении, во взаимозависимости. 
Системность права – такое его объективное свойство, которое, складываясь в силу экономических и иных социальных потребностей, нуждается вместе с тем (для своего поддержания и развития) в целенаправленной правотворческой работе. 
        Система законодательства в отличие от системы самого права характеризуется подвижностью, непосредственной зависимостью от субъективного фактора, от усмотрения законодателя. Нормативные акты издаются в различное время, разными, подчас непосредственно не соподчиненными между собой правотворческими органами. Многие акты принимаются в связи с определенными конкретными событиями или особыми задачами в деятельности государства, его органов. Иногда акты оказываются несогласованными, а то и противоречивыми. 
        Поэтому развитие законодательства выражается не только в деятельности по изданию новых, прежде всего системных, нормативных актов (в том числе по нормативному восполнению пробелов в праве), но и в деятельности по упорядочению системы законодательства. 
        Главные разновидности систематизации имеют правотворческую природу. Правотворчество (если рассматривать его по отношению ко всей правовой системе) не ограничивается изданием актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права: оно включает также деятельность, направленную на обеспечение системности права, упорядочение системы действующего законодательства.

        Систематизация в праве выполняет существенные социальные функции. Она является важным, необходимым моментом в самом существовании права. Надлежащим образом систематизированное, упорядоченное законодательство – показатель того, что внешняя форма данной национальной правовой системы адекватна одному из существенных свойств права – системности. А это значит, что от систематизации во многом зависит все то, что относится к ценности права, его эффективности, к законности. 
        Работа по систематизации правовых актов — это не одноразовая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развития права. Правотворчество — динамично развивающийся процесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники. 
        Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт. 
        Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна. 
        В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. 
        В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев. 
        Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. 
        Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства. 
        Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. 
        В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. 
        Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. 
        Главная причина, требующая систематизации нормативных актов, в их количестве, несогласованности, затрудняющих и правотворчество, и реализацию норм права. Систематизация необходима и для устранения пробелов вправе. 
        Систематизация нужна не только для удобства обозрения источников права, ориентации в системе законодательства, она нужна правотворческим органам при принятии новых нормативных актов, для согласованности между всеми нормативными правовыми актами, Ликвидации повторений, решения вопросов об устаревших актах, поиска наиболее эффективных средств нормативного правового регулирования. 
        Систематизацию законодательства можно определить как деятельность компетентных государственных органов по упорядочению и совершенствованию нормативных правовых актов с целью приведения их в единую систему и более удобного практического их использования и развития права. 
        Задачи упорядочения законодательства решаются различными субъектами и разными способами. 
        В зависимости от субъекта, проводящего упорядочение законодательства, различают официальную и неофициальную систематизацию. Официальная систематизация проводится государственными органами самостоятельно или по заданию. Неофициальная систематизация может быть проведена любым субъектом (негосударственной организацией, группой ученых, отдельным гражданином). 
        В зависимости от степени охвата материала (нормативных правовых актов) систематизация может быть общей, отраслевой и специальной. Примером общей систематизации являются Своды законов, Своды законодательства, Собрание законодательства. Примером отраслевой систематизации являются различные сборники нормативных актов, относящихся к одной отрасли права, например сборник законов о труде. Специальная систематизация может быть ориентирована на изучение, обобщение норм какого-то конкретного института права, комплексных межотраслевых правовых норм. 
        Современная юриспруденция знает и использует в основном четыре вида систематизации — учет, инкорпорация, консолидация, кодификация: 
        1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов); 
        2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства); 
        3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства); 
        4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).

 

 

§ 2. История систематизации права в России

        Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в «Русской Правде». «Судебник» 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. 
        Созданное в середине XVII в. «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. 
        «Соборное  Уложение»  1649  г.  во  многих  отношениях  отличается  от предшествующих ему  законодательных  памятников.  «Судебники»  XV-XVI  веков представляли  собой   свод   постановлений   преимущественно   процедурного, процессуального свойства. «Соборное Уложение» 1649 г.  значительно  превосходит  предшествующие памятники русского права прежде  всего  своим  содержанием,  широтой  охвата различных  сторон  действительности   того   времени   -   экономики,   форм землевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и  независимых слоев  населения,  государственно-политического   строя,   судопроизводства, материального, процессуального и уголовного права. Второе отличие - структурное. В «Уложении» дана довольно  определенная систематика норм права по предметам, которые расположены таким образом,  что легко могут быть  объединены  по  разновидностям  права  -  государственное, военное,  правовое  положение  отдельных  категорий  населения,   поместное, вотчинное,  судопроизводство,   гражданские   правонарушения   и   уголовные преступления. Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в неизмеримо большем объеме «Уложения» в сравнении с другими памятниками. Наконец, «Уложению» принадлежит особая роль в развитии русского  права вообще. И «Русская Правда», и «Судебники» прекратили  свое  существование  и действие, оказав на «Уложение» довольно скромное  влияние,  по  сравнению  с другими его источниками.  «Уложение»  же  как  действующий  кодекс,  хотя  и дополняемое многими новыми  установлениями,  просуществовало  свыше  двухсот лет. 
        Будучи действующим сводом права своего  времени,  «Соборное  Уложение» 1649 г.  служит  крупным  памятником  юридической  мысли.  В  целом,  первая попытка систематизировать право России прошла успешно,  насколько  это  было возможно в то время. 
        К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести «Полное собрание» и особенно «Свод законов Российской Империи», который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г. 
         С приходом к власти Александра I  дело систематизации  права  в 1803 г. было  передано  в  Министерство юстиции,  а  в  1804  г.  был  подготовлен  проект   работ.   Неудача   всей кодификационной деятельности до  1801  г.,  объяснялась  тем,  что  комиссии бессистемно соединяли все старые законы  или  занимались  сочинением  новых. Кодификационная работа была поручена  Розенкампфу,  но  в  1808  г.  в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Он  начал  с преобразования комиссии,  которая  была  разделена  на  Совет,  правление  и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С  1810  г. он становится директором комиссии. В  основу  реформы  государственного  устройства  и   правления   М.М. Сперанский  предлагал  положить  традиционный  принцип  разделения  властей. Поэтому следовало прежде  всего  отделить  друг  от  друга  законодательную, исполнительную и судебную  власти,  сосредоточив  их  в  разных  независимых органах.  В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра  II. Для того, чтобы успешно провести эти  изменения  следовало  реформировать  в первую    очередь    законодательные    акты,    попытаться    как-то     их систематизировать. К началу  октября  1809  года  было  готово  «Введение  к уложению государственных законов». Был создан новый  Государственный  совет. Проекты  всех  законов,  указов,  положений,   уставов,   новых   учреждений рассматривались советом. В  его  компетенцию  были  отнесены  все  предметы, требующие  нового  закона,  устава  или  учреждения,  предметы   внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних  положений. Придавая особое  значение  разработке  гражданского  права,  по  предложению Сперанского  создается   специальный   комитет   по   рассмотрению   проекта гражданского уложения. Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». В итоге, уже  к  началу  1830  г.  было  создано  45  обширных  томов, содержащих около 42 тысяч статей. Из государственных сенатских, колежских архивов были  собраны  реестры всех узаконений, на их основе был  составлен  единый  реестр,  а  уже  после этого  обратились  к  первоисточникам.  Было  прорецензировано  3000   книг, содержащих  сенатские  протоколы,  важнейшие   постановления   сверялись   с подлинниками. Однако, собрание узаконений не предполагалось  использовать  в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание  законов»  было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов,  постановлений, начиная с «Соборного уложения»  и  до  вступления  на  престол  Николая  I. Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было  прежде  всего то, что он  во  многих  частях  не  был  абстрактным  произведением.  «Свод» включал в себя  множество начал, выработанных и проверенных жизнью.  Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны  для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы,  касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и  в  «Своде законов»,  значительно  содействовали   оживлению   юридической   мысли   и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения».  19  января 1833  г.   состоялось   заседание   Государственного   совета,   обсудившего представленный «Свод законов». Было принято  решение  пользоваться  текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а  затем  должен  был  вступить  в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи». 
        В целом, данную попытку кодификации российского  права  можно  считать успешной, во многом это заслуга  величайшего  российского  реформатора  М.М. Сперанского. 
        В 1845 г. был принят новый кодекс  «Уложение  о  наказаниях  уголовных исправительных». 
        В период неоабсолютизма были изданы второе и третье «Полное  собрание  законов». 
        С 1863 г. издается периодическое «Собрание узаконений  и  распоряжений правительства»,  издаваемое  под  контролем  Сената. 
        В течение двадцати  лет  разрабатывалась  новое  уголовное  «Уложение» (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в  тот  же период были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»  (в  редакции 1885 г.), «Устав о  наказаниях,  налагаемых  мировыми  судьями»  (1864  г.), «Военно-уголовный кодекс» (1875 г.), «Военно-морской устав» (1886 г.). В  1903  г.  вступило  в  силу  новое  «Уголовное  Уложение»,  которое состояло из 37 глав и 687статей. 
        Система источников права в  начале XX в. пополняется  новыми  элементами  - постановлениями «Совета министров» и «мнениями»  «Государственного  совета». Эти формы хотя и носили  подзаконный  характер,  однако  имели  обязательную силу для  всех  исполнительных  органов.  Появляется  большое  число  актов, именуемых «временные правила». Появляясь как чрезвычайные,  направленные  на вполне конкретную ситуацию  акты,  приобрели  характер  законов.  В  большом числе издавались указы,  как  правило,  направленные  на  проведение  вполне конкретных правовых акций и преобразований. 
        За 1922-1924 годы было принято большое количество очень важных кодексов, определивших во многом правовую сторону жизни населения нашей страны. Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РСФСР велась в Наркомате Юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате Земледелия, Кодекс законов о труде - в Наркомате труда. Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. Вот даты введения в действие основных кодексов:

Уголовный кодекс РСФСР-1июня 1922г.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР-25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923г.)

Земельный кодекс РСФСР-1 декабря 1923г.

Кодекс законов о труде РСФСР- 1 января 1923 г.

Гражданский кодекс РСФСР-1января 1923г.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923г.

Лесной кодекс РСФСР-июль 1923г.

        В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс. Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. 
        В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина. 
        В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов). 
         Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты. 
        Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения. 
        Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения. 
        Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРАВА

§ 1. Учет правоустановительных актов

 
        Учетом нормативно-правовых актов называется сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

        Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. 
        Сбор подлежащих учету актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. В государственных органах учетом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек. Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов. 
        Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности. Ясное понимание круга норм, которые регулируют ту или иную сферу общественной жизни, а также верный выбор норм к конкретной ситуации способен обеспечить достаточно эффективное правоприменение. 
        Учет нормативных актов также необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов; составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих применению или признанию утратившими силу; осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление различного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов; для эффективного правового просвещения и т.д. 
        В Российской Федерации на общегосударственном уровне обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного суда РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты, например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления. 
        Организация учета нормативных актов подчиняется ряду основных признаков, среди которых можно выделить следующие признаки:  
1. Полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве.  
2. Достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, также на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд акты. 
3. Удобство использования, необходимые для оперативного и качественного поиска нужных сведений о нормах права.

Информация о работе Систематизация источников права