Агрессивные проявления у больных с аффективными нарушениями на докриминальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Основной целью исследования является совершенствование диагностики, установление закономерностей психопатологических состояний, обуславливающих вовлечение больных с психической патологией в агрессивные формы поведения, на основе комплексного изучения их клинических, социальных и личностных особенностей и поиск прогностических критериев агрессивных проявлений.

Содержание

Список сокращений
3
Введение
4
Глава 1. Обзор литературы.
9
1.1. Терминология агрессивного поведения
9
1.2. Теории агрессии
10
1.3. Эпидемиология агрессивного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами
30
1.4. Аффективные основы агрессии
41
1.5. Классификации агрессивности
44
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
49
2.1. Клинические методы исследования
50
2.2. Экспериментально-психологические методы исследования
53
2.3. Математико-статистические методы исследования
65
Глава 3. Клиническое обследование
66
3.1. Клиническая характеристика
67
3.2 Психологические (личностные) характеристики
71
3.3 Социально-демографические характеристики
81
Глава 4. Факторы, влияющие на агрессивные проявления
95
4.1. Биологические факторы
95
4.2. Психологические факторы
100
4.3. Социальные факторы
108
Глава 5 Структурный анализ
113
Заключение
130
Выводы
147
Практические рекомендации
151
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

agressivnye_proyavleniya_u_bolnyh_s_affektivnymi_narusheniya.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

 


 


ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Тема:

АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С АФФЕКТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ДОКРИМИНАЛЬНОМ ЭТАПЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2009

Оглавление

Список сокращений

3

Введение

4

Глава 1. Обзор литературы.

9

1.1. Терминология агрессивного поведения

9

1.2. Теории агрессии

10

1.3. Эпидемиология агрессивного  поведения лиц, страдающих психическими  расстройствами

30

1.4. Аффективные основы агрессии

41

1.5. Классификации агрессивности

44

Глава 2. Характеристика материала и методы исследования

49

2.1. Клинические методы исследования

50

2.2. Экспериментально-психологические методы исследования

53

2.3. Математико-статистические методы исследования

65

Глава 3. Клиническое обследование

66

3.1. Клиническая характеристика

67

3.2 Психологические (личностные) характеристики

71

3.3 Социально-демографические характеристики

81

Глава 4. Факторы, влияющие на агрессивные проявления

95

4.1. Биологические факторы

95

4.2. Психологические факторы

100

4.3. Социальные факторы

108

Глава 5 Структурный анализ

113

Заключение

130

Выводы

147

Практические рекомендации

151

Список литературы

153

Приложение

179


Список сокращений

В

враждебность метода Басса - Дарки

ВА

вербальная агрессия метода Басса - Дарки

ИДН

инспекция по делам несовершенолетних

КА

косвенная агрессия метода Басса - Дарки

Н

негативизм метода Басса - Дарки

О

обида метода Басса - Дарки

ОА

общая агрессивность метода Басса - Дарки

ООД

общественно опасные действия

П

подозрительность метода Басса - Дарки

Р

раздражительность метода Басса - Дарки

СУ

Стрессоустойчивость метода Холмса Райха

ЧВ

чувство вины метода Басса - Дарки

ЧМТ

черепно-мозговая травма

ФА

физическая агрессия метода Басса - Дарки

ЭЭГ

электроэнцефалография

ACT

активные безличные ответы «Hand-тест»

AGG

агрессия «Hand-тест»

AFF

аффектация «Hand-тест»

BAS

галлюцинации «Hand-тест»

COM

коммуникация «Hand-тест»

CRIP

калечность «Hand-тест»

DEP

зависимость «Hand-тест»

DES

описание «Hand-тест»

DIR

директивность «Hand-тест»

E

экстрапунитивная направленность эмоциональных реакций «PF-тест»

ED

эмоциональный тип реакции «с фиксацией на самозащите» «PF-тест»

EX

эксгибиционизм «Hand-тест»

F

страх «Hand-тест»

FAIL

отказ от ответа «Hand-тест»

GCR

коэффициент групповой адаптации «PF-тест»

I

интропунитивная направленность эмоциональных реакций «PF-тест»

I

склонность к открытому агрессивному поведению «Hand-тест»

M

импунитивная направленность эмоциональных реакций «PF-тест»

MAL

личностная дезадаптация «Hand-тест»

NP

эмоциональный тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» «PF-тест»

OD

эмоциональный тип реакции «с фиксацией на препятствии» «PF-тест»

OFC

орбитопрефронтальная кора

OI

обонятельная идентификация

PA

психологическая активность «Hand-тест»

PAS

пассивные безличные ответы «Hand-тест»

PTSD

посттравматическое стрессорное расстройство

TEN

напряжение «Hand-тест»


Введение

Актуальность исследования. В последние годы, как в отечественной, так и зарубежной литературе, в средствах массовой информации, заметно увеличилось количество материалов о наблюдаемом в последние годы росте преступлений в стране, тенденция к учащению тяжких преступлений против жизни и здоровья личности. Сообщается о совершении индивидуальных и групповых правонарушениях с нанесением телесных повреждений жертве, приводятся случаи серийных, жестоких убийств даже близких родственников, матерьми своих детей. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Мотивы таких правонарушений часто оказываются случайными и не соответствующими реальным жизненным ситуациям. В последние годы стали не редкостью массовые самоубийства и террористические акты, завуалированные псевдорелигиозными и «патриотическими» идеями. Насилие устрашает, повергает в смятение. Если проанализировать публикации в средствах массовой информации на эту тему, то можно обнаружить настойчиво и постоянно звучащие вопросы, пронизывающие изложение самого факта преступления: что же случилось с человеком; что послужило причиной озлобления, ожесточения его личности и совершения им правонарушения? Проблеме агрессивности посвящено множество исследований в таких областях знаний как этология, социальная антропология, криминология, психология, философия, педагогика. Среди них можно выделить два вектора научных изысканий. В одном из них идет поиск  и объяснение причин агрессивности с учетом этапа развития цивилизации, эволюции, политическом строе, индустриализации общества административной власти, урбанизации, используется синтетическая методология изучения феномена. Наиболее четко это прослеживается в философских, этологических, антропологических, экопсихологических  теориях и учениях с использованием макросоциальных, экономических, политических знаний и отношений. В другом векторе ученые используют в основном аналитический механизм изучения, в котором происходит детализация, уточнение, разграничение форм, вида, моделирование условий, механизмов, взаимосвязи агрессивности и различных факторов, исследуются личностные особенности, симптомы и синдромы, можно сказать, используется микроцентрический подход для изучения агрессии. Данный механизм в изучении агрессивности широко используют психиатры, врачи-эксперты, психологи, социальные психологи, криминалисты, педагоги. Данное разделение, конечно же, является условным, эти два вектора научных изысканий находятся в тесной взаимосвязи, в каждом научном труде или публикации стараются учесть весь спектр факторов проявления агрессивности.

Актуальность данной проблемы в мире остается высокой это объясняет появление возрастающего количества научных разработок на эту тему, выделение агрессологии как отдельной дисциплины. Так некоторыми авторами предлагается ввести термин «агрессивных расстройств», подобно «тревожным» или «депрессивным расстройствам [Donovan S.J., 1998]. Развитие параллельных дисциплин вайленсологии (теория насилия), виктимологии (теория особенностей поведения жертвы провоцирующей к агрессии), становление как отдельного направления в психиатрии – суицидологии.

Прогресс всякой отрасли знания заключается в той пропорциональности и в том взаимоотношении, в которых находятся, с одной стороны, самостоятельность этой отрасли, с другой – ее связь с родственными, сопредельными знаниями. В этом отношении выделение агрессологии в психиатрии как самостоятельной отрасли должно сыграть громадную роль, определив, сузив и углубив ее задачи и методы.

В психиатрии при исследовании агрессивного поведения остается приоритетным клинико-феноменологический подход, предполагающий непосредственную зависимость агрессивности от психопатологической симптоматики. Жестокие мысли и фантазии, их воплощение в противоправные акты рассматриваются сквозь призму конкретной психической патологии. Агрессивность не выделяется в должном объеме как самостоятельная клиническая и социально-психологическая проблема, лежащая в основе дезадаптивного поведения. Агрессивные феномены занимают второстепенное, «следственное» положение, являясь результатом проявлений нарушений в различных сферах психического функционирования, эмоционально-волевых расстройств, расстройств восприятия, мышления, настроения в зависимости от нозологической принадлежности. Данный подход в изучении агрессивности, несомненно, внес большой вклад в развитие стройной системы клинически обоснованных экспертных оценок судебно-психиатрической практики, позволяющий, при условии определенности нозологической принадлежности, выносить без затруднений экспертные решения, раскрыл патологические механизмы реализации агрессивных феноменов. Но, тем не менее, чисто нозологический подход, предполагающий рассмотрение агрессии как производной составляющей того или иного душевного заболевания искажает представление о причинно-следственных связях «психическое заболевание, расстройство – противоправное, агрессивное поведение». Не дает возможности своевременной, адекватной оценки и принятия мер привинтивного характера, во избежание совершаемых насильственных действий против личности, сужает понимание жестокости. В контексте работы практикующих врачей данное положение приобретает наивысшую актуальность. Вместе с тем, находясь в преддиспозиции психопатологической самостоятельности агрессивность пока не имеет собственных изоморфных симптомов, позволяющих «вычленить» ее из нозологических форм. С данной точки зрения более привлекательным выглядит синдромальный подход, находящий свое выражение, хотя и не полное, в международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), позволяющий анализировать агрессию в разрезе структуры и динамики составляющих ее компонентов. Концепция коморбидности аффективных нарушений, их филогенетическая связь облегчает данную задачу. На данном этапе развития науки, фокусирование внимания должно происходить не только на симптомах и болезни, а на пациенте, как целостной личности с реально существующими микро- и макросоциальными отношениями с присущими ему индивидуальными особенностями мотивационной сферы. Только это дает возможность разработки предикторов агрессивного поведения, расширяет возможность врачей для принятия мер профилактического характера, а также оценки эффективности проведенных лечебно-восстановительных мероприятий.

Необходимость и обоснованность изучения патологической агрессии продиктована насущными проблемами практической психиатрии. Насущность выработки диагностических параметров агрессивности, параметров перехода ее на более патологический уровень с последующей криминализацией велика.

Цель исследования. Основной целью исследования является совершенствование диагностики, установление закономерностей психопатологических состояний, обуславливающих вовлечение больных с психической патологией в агрессивные формы поведения, на основе комплексного изучения их клинических, социальных и личностных особенностей и поиск прогностических критериев агрессивных проявлений.

Задачи исследования:

    1. Исследовать проявления агрессии в контингенте больных с аффективными нарушениями.
    2. Изучить клиническую и социально-демографическую структуру больных склонных к агрессивному поведению.
    3. Провести исследование этнокультуральной специфики структуры больных склонных к агрессивному поведению
    4. Выявить клинические, социальные и личностные факторы, способствующие реализации агрессивного потенциала в жизни.
    5. Определить специфические подходы к прогнозированию и профилактике агрессивного поведения на докриминальном этапе.

Научная новизна. Впервые проведено исследование агрессивных тенденций контингента больных с аффективными нарушениями не достигающих криминального уровня (не совершавших общественно опасных действий), методами клинико-психопатологического, экспериментально-психологического обследования, с оценкой их социально – демографической структуры.

Установлена взаимосвязь и структурная особенность аффективных симптомов и агрессивных проявлений.

Выявлены личностные, социальные и клинические факторы, влияющие на формирование и реализацию агрессивных тенденций.

Разработаны методические подходы предикторов, облегчающих включение агрессивного паттерна у больных, и потенциально, к общественно опасному поведению.

Практическая значимость работы. На основе полученных данных выявлены прогностические критерии, расширяющие возможности врачей для принятия мер превентивного характера, а также оценке эффективности лечебно – восстановительных мероприятий, позволяющих дифференцированно и эффективно проводить профилактику общественно опасных действий больных.

Полученные данные могут быть использованы в работе участковых психиатров для выявления агрессивных тенденций больных и восполняют дефицит представлений о психопатологических механизмах, личностных и социальных особенностях активизирующих агрессивный потенциал.

Информация о работе Агрессивные проявления у больных с аффективными нарушениями на докриминальном этапе