Способы запоминания чисел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:23, реферат

Краткое описание

С небольшими числами иметь дело очень просто: наборы из трех-четырех предметов легко узнать «в лицо», так что считать их нет необходимости. Но как, к примеру, выяснить, не потерялась ли овца из большого стада? Здесь уже не обойтись без подсчета. Чтобы пересчитать стадо, проще всего использовать камешки: один камешек – один объект, в данном случае овца.
Считать при помощи камешков удобно и просто, если объектов немного.

Вложенные файлы: 1 файл

история чисел и система счисления.docx

— 63.27 Кб (Скачать файл)

Приведу пример, так как  понять «с ходу» такой способ нелегко. (Дальше на каждый способ также будут  приводиться примеры)                  

54 + 95 = 50 + 4 + 100 – 5 = 150 + 4 –  5 = 150 – 1 = 149.

Как видно из примера, полезно  приводить слагаемые и к числам, кратным 50, 25 и т. д. Все зависит  от конкретного случая и, повторюсь, от вашей смекалки. Такой способ кажется мне самым распространенным, причем многие проделывают такие вычисления автоматически, совсем не задумываясь над математическим смыслом и логичностью способа и уж тем более не догадываясь как он называется. Такому приему даже не надо учить, люди сами осваивают его в процессе изучения математики, постоянно сталкиваясь с такого рода вычислениями и ища пути полегче.

Использование изменения  порядка счета. Интересный способ, позволяющий работать с большими числами. Заключается он в том, что при сложении чисел нередко бывает полезно складывать их, начиная со старших разрядов. Это существенно облегчает устное вычисление.

3264 + 2861 + 4100 = ? Складываем старший разряд слагаемых: 3 + 2 + 4 = 9; домножаем сумму на 10 (приписываем 0): 9*10 = 90; продолжаем прибавлять цифры следующего разряда:

90 + 2 + 8 + 1 = 101; повторяем операцию: 101*10 +6 +6 + 0 = 1010 + 12 = 1022; и еще раз:

1022*10 + 4 + 1 +0 = 10220 + 5 = 10225.

Эти же способы, слегка из изменив, можно применять и к вычитанию. Д.Р.Гончар предлагает и другие методы, но мне они кажутся чересчур надуманными, так как применимы они либо в очень ограниченном количестве случаев (например способ, в котором сумма нескольких слагаемых ищется по формуле суммы членом арифметической прогрессии), либо слишком сложны (как, например, складывание шестизначных чисел по разрядам попарно). [№6, стр.58, 61, Гончар Д.Р.] 

Предложу еще один способ, которым всегда пользуюсь, когда  ясно, что при вычитании получится  отрицательное число. Принцип элементарен. Вытекает он из справедливости равенства   

a – b =  - (b – a).        

 Пример:       3627 – 9849 = ?      Гораздо легче посчитать разность  9849 – 3627 = 6222. Результат (с минусом) и будет ответом:    3627 – 9849 = - 6222.

Можно облегчить и умножение, если, например, числа множителя делятся друг на друга:

32*36 = (32*3)*10 + (32*3)*2 = 96*10 +96*2 = 960 + 192 = 1152.

Облегчить умножение можно, использовав принцип «русского» способа умножения, о котором уже писалось в параграфе «Умножение и деление без приборов». Так, постепенно увеличивая один из множителей в n раз, а другой уменьшая в n раз, можно привести один из множителей к «круглому» виду:        

75 * 24 = 75 *  * 24 *   = 100 * 18 = 1800.

Есть и еще способы, основанные на самых основных законах  арифметики (распределительный и  сочетательный). О них писать не имеет  смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. "Занимательная арифметика", Я.И.Перельман, издательство и год издательства не выяснены;

2. "Путешествие в историю  математики", А.А.Свечников, изд. "Педагогика-Пресс", 1995 г.;

3. Еженедельник "Древо  познания", изд. "МС ИСТ ЛИМИТЕД",                                      

1. № 43 в России за 2003 г.;                                     

2. № 73 в России за 2004 г.;

4. "Старинные занимательные  задачи", С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов, изд. "Вита-Пресс", 1994 г.;

5. "Окно в удивительный  мир информатики", М.Г.Коляда, изд. "Сталкер", 1997 г.;

6. "Устный счет и  память", Д.Р.Гончар, А.Р.Лурия, В.В.Аткинсон, изд. "Сталкер", 1998 г.;


Информация о работе Способы запоминания чисел