Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:49, реферат

Краткое описание

Связи с общественностью в политике – это не только создание и поддержание имиджа деятеля, но и консультирование политика на различных этапах избирательной кампании. PR занимает вполне определенное место в современной политической жизни.1
В самом общем виде политический консалтинг – действительно новый, причем весьма специфичный феномен развития современного общества, располагающего высокоразвитыми информационными технологиями, создающий принципиально новые возможности информационного контроля и повышающий эффективность информационного воздействия. Это динамично развивающееся явление, которое в соответствии с изменением роли информации и расширением возможностей массовых коммуникаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Политический консалтинг
1.1 Определение политического консалтинга………………………………….3
1.2 Политический консалтинг в России и его место в общей системе общественных связей……………………………………………………………7
1.3 Политический консалтинг и его место в системе связей с общественностью………………………………………………………………..11
Глава 2. Информационно-коммуникационный аспект политического консалтинга
2.1 Коммуникативные аспекты политического консалтинга…………………17
2.2 Политический консалтинг и средства массовой информации……………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат консалтинг.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Реалии рынка политического  консультирования ХХI в. в России —  это политическое позиционирование в пространстве жизнедеятельности  партий, которое носит название «политический  дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организация политического  пространства, при которой все  элементы действующего в нем политического  субъекта находятся в гармонии. Обладая  системностью, единый политический дизайн отличается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными блоковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами политического дизайна как системы являются личность политического лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, сообщение, визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии».

В истории российского  политического консультирования были и сложные периоды. После отмены губернаторских выборов в 2005 г. дальнейшее существование профессии политического  консультанта оказалось под вопросом. Изменения в законодательстве привели к модификации масштабов и характера работы политического консультанта.

Российские ученые классифицируют виды политического консультирования и разделяют их по следующим параметрам.

1. По длительности взаимодействия  консультанта с клиентом. Это  может быть как разовое консультирование, так и долгосрочное консалтинговое  обслуживание.

2. По числу консультируемых  лиц. Политическое консультирование  может быть групповым или индивидуальным.

3. По используемым методам  и сфере консультирования. Это  может быть психолого-педагогическое, психологическое, экономическое  и правовое консультирование.

4. По способу взаимодействия  с клиентом. Это может быть  директивное политическое консультирование  и недирективное политическое консультирование.

5. По целям консультирования. Это обучающее консультирование  и консультирование по оптимизации  структуры политической организации.

6. По способу организации  консультации. Это экспертное и  процессное консультирование.

Политический консалтинг в России как сфера профессиональной деятельности состоялся и занял  одно из ведущих мест в общей системе  общественных связей. Его рынок структурировался, определились ведущие игроки и основные тенденции развития. А развитие демократических  процессов в нашей стране делает эту профессию еще более востребованной.9

 

 

1.3 Политический  консалтинг и его место в  системе связей с общественностью

Политический консалтинг это динамично развивающееся  явление, меняющееся в соответствии с изменением роли информации и расширением  возможностей массовых коммуникаций. Если на ранних этапах своего существования  PR был ориентирован на более активное использование коммуникационных каналов и создание эффективной связи между коммуникатором и аудиторией, то по мере их развития его сущность качественно изменилась. В современном российском обществе, пережившем острую стадию информационной революции (стадию «информационного взрыва» и спонтанного развития новых технологий и средств массовой информации), PR не столько расширяет возможности использования массовых коммуникаций, сколько, напротив, ограничивает их за счет особых технологий контроля и управления информационными потоками.

Классическое определение  С. Блэка гласит, что «паблик рилейшнз» - это «планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью», строящиеся, по возможности, «на основе максимально полной информированности». С его точки зрения, «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».

Р. Харлоу считал: «Паблик  рилейшнз - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью». Разумеется, подобные определения сегодня кажутся наивными, откровенно оценочными, слишком идеологизированными и приглаженными. Используемые в них понятия «правда», «полная информированность», «гармония», и т. п. не являются технологичными. Однако данная традиция жива, хотя и постепенно угасает. В рамках этой традиции общий смысл существования PR вроде бы давно известен. Считается, что PR «помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями». PR «помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов». Участники Всемирной ассамблеи ассоциаций PR, состоявшейся в Мексике в 1978 году, подчеркивали: «Практика PR - это искусство и социальная наука по анализу направленности, предсказанию последствий, консультированию лидеров организаций и проведению планируемых программ действий, которые служат как интересам организации, так и общественным интересам». И здесь мы видим, прежде всего, стремление PR-специалистов облагородить себя и представить свою деятельность как социально полезную. Однако дело не только в этических оценках - если существует определенная социальная практика, то надо обнаружить ее суть. Вот почему, несмотря на обилие подобных благостных определений, вопросы к PR остаются - более того, с течением времени они становятся все настойчивее. Ответить на них в рамках старых подходов становится все труднее.

В России политический консалтинг - как весомая часть PR – попал в своеобразную «ловушку времени». Столкнувшись с современными задачами и выполняя в определенной мере функции манипуляции населением, он вынужден опираться на устаревшую теоретическую базу. Дело в том, что переведенные, изданные и переписанные у нас книги отражают вчерашний день западного PR. Вот почему и кажутся нелепыми разговоры о «благородных задачах пиар» на фоне отечественных политических кампаний, которые, скажем так, не всегда «изобилуют угрызениями совести». В такой ситуации более честным и продуктивным представляется подход так называемой библии американских пиарменов: «PR является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача».10 В 1999 году в рамках Европейской конфедерации связей с общественностью (CERP) была создана специальная рабочая группа, рассмотревшая многочисленные определения PR. На основе проведенной работы в июне 2000 года генеральная ассамблея CERP рекомендовала практикующим PR-специалистам исходить из трех основных позиций: «PR - это сознательная организация коммуникации. PR - одна из функций менеджмента. Цель PR – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и аудиториями путем двусторонней коммуникации». Сам по себе коммуникативно-управленческий подход к определению существа связей с общественностью представляется более продуктивным. Публика нуждается в упорядочивании безбрежного моря информации, а всякая организация, в том числе политическая система, заинтересована в том, чтобы «упорядочить» эту информацию определенным образом - в свою пользу. Если это получается, возникает некая «взаимная выгода», оборачивающаяся «успехом» для организации. Естественно, что это относится к функциям социально-политического менеджмента. С такой точки зрения, действительно, можно подходить к вопросу просто и рассматривать политический PR как особый вид политического менеджмента, главной задачей которого является формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения или политической организации, партии».11 Правда, это задача далеко не только PR, но, например, и политической рекламы и прочих видов коммуникативного воздействия.

В отношении политического  консалтинга как технологии организации  политического коммуникативного пространства или, другими словами, управления виртуальной  стороной политики, к нему ближе  всего прикладная политическая психология. Стоит отметить и еще один существенный момент. Едва ли продуктивно сводить  сам PR только к коммуникативным процессам. Суть не в коммуникации, а в управлении коммуникацией, а это все-таки разные вещи. При этом цели PR, так или иначе, сводятся к манипуляции мнением других групп, учреждений или масс населения. Подобный подход пока носит вынужденно описательный характер. В этом плане надо согласиться с С.М. Катлипом, который попытался дать функциональное описание современного PR, сведя воедино его основные функции, фигурирующие в разных определениях. В итоге получилось: PR - это нечто, выполняющее девять основных функций. Их трудно оспорить - действительно:

1) PR проводит регулярную, плановую работу, которая является составной частью менеджмента;

2) PR имеет дело с взаимоотношениями между организацией и общественностью;

3) PR ведет мониторинг массового сознания, мнений, отношений и поведения людей как внутри, так и вне организации;

4) PR анализирует влияние проводимой организацией политики, используемых ею процедур и предпринимаемых действий на общественность;

5) PR модифицирует те или иные элементы политики, проводимой организацией, используемых ею процедур и предпринимаемых действий, если они входят в конфликт с перспективами организации и интересами общественности;

6) PR тестирует и консультирует внедрение новых приемов реализации намеченной организацией политики, используемых процедур и предпринимаемых действий, связанных с другими организациями и общественностью;

7) PR устанавливает и постоянно поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью;

8) PR целенаправленно производит необходимые изменения во мнениях, отношениях и поведении людей внутри и вне организации;

9) PR постоянно воздействует на новые и/или уже существующие отношения между организацией и общественностью.

Эксперты «Американского общества PR» считают, что PR помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и более эффективно функционировать за счет достижения взаимопонимания между разными группами и учреждениями. Таким образом, технологии «public relations» эффективно способствуют относительно гармоничному (при всей условности этого оценочного понятия) сочетанию как частных, так и общих социальных и политических интересов. Для специализированных и целенаправленных пиар-усилий обычно создаются соответствующие структуры службы, отделы и организации как внутри больших политических, производственных, торговых и иных структур, так и на независимой основе. В западной культуре основная цель PR до сих понимается как, прежде всего, достижение открытости и «прозрачности» деятельности таких больших структур для общества. В основном пиар-подразделения и создаются для организации двустороннего общения, что обеспечивает благоприятные условия для выявления общих представлений или интересов и достижения взаимопонимания, основанного на «знании и полной информированности». Принято считать, что PR - это важная составная часть государственной и негосударственной управленческой деятельности, призванная обеспечить взаимопонимание между управляющими и управляемыми подсистемами ради повышения эффективности их функционирования. Наиболее известные технические средства PR – распространение разъяснительных материалов через разные коммуникационные каналы (в основном через СМИ); предоставление обществу и журналистам всей необходимой информации; организация и поддержание контактов, прежде всего с каналами массовой коммуникации, имитирующих доверительный характер от ношений; создание и поддержание позитивного имиджа своей структуры или организации. Учитывая виртуализацию современной жизни, PR превращается во все более эффективный инструмент влияния на общественное мнение. Действительно, теперь уже и президенты определяют время своего приезда в чужие страны с учетом того, чтобы попасть в нужный выпуск теленовостей, в «прайм-тайм». Область, в которой функционирует PR, можно определить как «социальную коммуникацию». Она отличается как от межличностной, так и массовой коммуникации. Принято считать, что межличностная коммуникация носит обыденный, диалогический, устный характер. В отличие от нее, массовая коммуникация выступает как надличностная, монологическая, печатная или электронная. В отличие от той и другой, система PR-коммуникаций как бы замкнута на себя - она рассказывает о своих собственных объектах, частью которых сама и является. Она сближается с межличностной коммуникацией, поскольку ведет речь об объектах, к которым лично причастен говорящий. С другой стороны, поскольку PR должен выходить на широкую общественность, его функционеры опираются на закономерности общения с массовой аудиторией - поэтому средства массовой информации играют в PR основную роль. Будем считать сказанное основой будущего сущностного определения PR. Однако для того, чтобы подойти к нему, надо хотя бы кратко рассмотреть историю наиболее существенных трактовок PR.12

 

Глава 2. Информационно-коммуникационный аспект политического консалтинга

2.1 Коммуникативные  аспекты политического консалтинга

Обратимся теперь к информационно-коммуникативной  стороне политической деятельности. Взаимоотношения между политическими  акторами в ходе их борьбы за завоевание, удержание и использование власти, независимо от того, какой характер они принимают – конкурентный или консенсусно-договорный, содержащий в себе определенные властно-управленческие моменты или же «нейтральный», не приводящий ни к конфронтации, ни к сотрудничеству, – эти взаимоотношения не могут проявляться иначе как в форме информационного обмена, то есть коммуникации, предполагающей передачу от актора к актору тех или иных смысловых значений посредством речи, изображений, жестов, выражений лица и других символьных форм, воспринимаемых различными органами чувств. Здесь уместно вспомнить и переговорный процесс, и документ, скрепленный печатями и подписями глав государств, и дружеское рукопожатие лидеров общественно-политических объединений. Таким образом, есть основание утверждать, что политическая деятельность имеет свое «коммуникационное измерение», или – более точно – что политическая коммуникация как особый, частный случай коммуникации, представляющий собой информационное воздействие политических акторов друг на друга и окружающую социальную среду (общество) по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе, является атрибутом, неотъемлемым свойством политической деятельности, без которого последняя не может ни существовать, ни мыслиться. Подчеркнем, что под атрибутом политической деятельности понимается более общий случай политической коммуникации – информационное воздействие политических акторов друг на друга и на окружающую социальную среду. Именно на подобную «униполярную» коммуникацию обращает внимание, в частности, А.И. Соловьев, имея в виду множество исторических примеров, когда «власть просто информирует массу пассивных и занятых своими частными проблемами индивидов либо политически “продавливает” решения, реализация которых не ассоциируется в сознании людей с их собственными интересами. В этих случаях интерпретация гражданами пущенных в публичное обращение текстов, смысловой “ответ” общества на послания власти функционально безрезультатны, т.е. не нужны последней, и, следовательно, не включаются в структуру корректировки имеющихся планов и не используются для диагностики политических процессов». Частный случай политической коммуникации, предполагающий наличие обратной связи, есть не что иное, как политическое управление, включающее в себя и так называемый «политический диалог», который, как было показано выше, всегда содержит в себе в неявном виде управленческие моменты.13

Информация о работе Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов.