Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:49, реферат

Краткое описание

Связи с общественностью в политике – это не только создание и поддержание имиджа деятеля, но и консультирование политика на различных этапах избирательной кампании. PR занимает вполне определенное место в современной политической жизни.1
В самом общем виде политический консалтинг – действительно новый, причем весьма специфичный феномен развития современного общества, располагающего высокоразвитыми информационными технологиями, создающий принципиально новые возможности информационного контроля и повышающий эффективность информационного воздействия. Это динамично развивающееся явление, которое в соответствии с изменением роли информации и расширением возможностей массовых коммуникаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Политический консалтинг
1.1 Определение политического консалтинга………………………………….3
1.2 Политический консалтинг в России и его место в общей системе общественных связей……………………………………………………………7
1.3 Политический консалтинг и его место в системе связей с общественностью………………………………………………………………..11
Глава 2. Информационно-коммуникационный аспект политического консалтинга
2.1 Коммуникативные аспекты политического консалтинга…………………17
2.2 Политический консалтинг и средства массовой информации……………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат консалтинг.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2

Глава 1. Политический консалтинг

1.1 Определение политического  консалтинга………………………………….3

1.2 Политический консалтинг  в России и его место в  общей системе общественных связей……………………………………………………………7

1.3 Политический консалтинг  и его место в системе связей  с общественностью………………………………………………………………..11

Глава 2. Информационно-коммуникационный аспект политического консалтинга

2.1 Коммуникативные аспекты  политического консалтинга…………………17

2.2 Политический консалтинг и средства массовой информации……………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

Введение

Связи с общественностью  в политике – это не только создание и поддержание имиджа деятеля, но и консультирование политика на различных  этапах избирательной кампании. PR занимает вполне определенное место в современной политической жизни.1

В самом общем виде политический консалтинг – действительно новый, причем весьма специфичный феномен  развития современного общества, располагающего высокоразвитыми информационными  технологиями, создающий принципиально  новые возможности информационного  контроля и повышающий эффективность  информационного воздействия. Это  динамично развивающееся явление, которое в соответствии с изменением роли информации и расширением возможностей массовых коммуникаций.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что консалтинг как средство обеспечения эффективной политики - одна из важнейших тем на сегодняшний день. Целью написания данного реферата является изучение политического консалтинга в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи: понять, что такое политический консалтинг в целом; определить роль политического консалтинга в связях с общественностью и СМИ.

Таким образом, предметом изучения будет является политический консалтинг, а объектом выступает непосредственно его роль в системе общественных связей.

 

Глава 1. Понятие политического консалтинга

1.1 Определение  политического консалтинга

Политический консалтинг — новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.2

Политический консалтинг - это комплекс средств, направленных на формирование адекватного имиджа кандидата перед потенциальными избирателями, с целью вывода кандидата на широкие слои электората и увеличение числа сторонников для победы на выборах. Политический консалтинг включает в себя консультирование клиентов по широкому кругу интересующих вопросов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-политического характера. Суть политического консалтинга заключается в оказании помощи клиенту для повышения эффективности его деятельности и предоставление информации, рекомендаций, и услуг в достижении поставленных целей.3

Определение политического  консалтинга на современном этапе  отличается несколькими особенностями. Прежде всего, это связано с тем, что консалтинг подробно рассмотрен в психологической литературе. Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: "консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс".4 В теориях консультирования формулируются основные, до некоторой степени подтвержденные принципы, которые касаются отдельных наблюдаемых явлений. Тремя главными функциями теорий консультирования являются: обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

Консультирование по экономике  и управлению является специальной  сферой приложения экономических и  управленческих знаний и позволяет  отнести такого рода консалтинг по большей мере к экономическим  и бизнес-дисциплинам. В этом контексте А.П. Посадский дает следующее определение: консалтинг — "это процесс, в рамках которого клиент получает профессиональную помощь в виде совета. Процессом консультирования называется последовательная серия действий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентской организации".5 Одним из основных подходов к изучению консалтинга является его понимание как "менеджмента", что означает, прежде всего, управление в сфере экономики и предпринимательства. В понятии "менеджмент" в качестве объекта управления выступают деловые процессы, и именно они обусловливают специфику консультирования (например, менеджмент избирательных кампаний) В этом контексте и политический консалтинг может быть отнесен к бизнес-дисциплинам, поскольку политическая карьера в странах с рыночной экономикой и демократическими системами также может рассматриваться как сфера предпринимательства.6

Менеджмент избирательных  кампаний: разработка стратегии предвыборной кампании, предвыборной программы; подбор, формирование и подготовка команды, анализ ресурсов; комплексное исследование предвыборной ситуации в округе, шансов кандидата: изучение структуры электората; составление портрета избирателя; составление портрета идеального кандидата; рейтинга и антирейтинга популярности и доверия избирателей к кандидату; организация информационной безопасности предвыборного штаба; организация общественных приемных; создание концепции имиджа кандидата; исследование, мониторинг и работа со СМИ; создание информационных поводов, проведение специальных акций и мероприятий, организация и проведение встреч кандидата с избирателями, семинаров, круглых столов, пресс-конференций, брифингов; производство политической рекламы; контроль за ходом избирательной кампании; социологические и психологические исследования, анализ ситуации; исследование рынка СМИ; мониторинг СМИ; изучение и анализ выборной тактики конкурентов и их возможностей; лоббирование интересов кандидата в органах власти; проведение тренингов; проведение опросов среди избирателей; подготовка аналитических материалов; информационно-аналитическая поддержка политиков и политических структур; разработка и внедрение долговременных имиджевых программ; формирование программ по созданию и поддержке престижной репутации для конкретных политиков и организаций; формирование пула лояльных электронных и печатных СМИ; работа по изменению отношения к клиенту оппозиционных ему электронных и печатных СМИ; создание собственных информационных ресурсов (веб-сайт, периодические издания, теле- и радиопрограммы); спецвыпуски периодических изданий, написание речей, выступлений, интервью и т. д..7

Функции политического консалтинга  можно определить следующим образом:

  • исследование политической ситуации (по категориям ее проявления: от исследований имиджа отдельного субъекта политической ситуации до исследований выборной истории общества);
  • прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
  • реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);
  • создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
  • оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
  • реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
  • оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

Консалтинговые компании можно определить как компании, выполняющие услуги по обеспечению названных функций.

Политические консультанты — субъекты политической ситуации, выполняющие услуги по обеспечению функций политического консалтинга. Вне зависимости от типа политического консалтинга основными его субъектами, призванными инициировать влияние на политическую ситуацию, являются политический консультант или группа политических консультантов (консалтинговая компания), обеспечивающие реализацию функций политического консалтинга в соответствии с поставленными целями. Политический консультант всегда является воздействующей стороной.

Сторона, на которую распространяется данное воздействие — общество, его выделенные группы и индивидуумы, имеющие потребность в определенном влиянии на существующую политическую ситуацию, — является другим субъектом  политического консалтинга. При  этом политиков как субъектов (клиентов) консультирования также можно причислить к воздействующей стороне политического  консалтинга, но их воздействие в  данном случае будет опосредованным вторичным, а воздействие политического  консультанта — первичным.8

 

1.2 Политический  консалтинг в России и его  место в общей системе общественных  связей

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х  гг., а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться  в университетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим консультантом  принято считать Г. Сатарова, который в 1990 г. вместе с С. Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практиковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавлявший Экспериментальный творческий центр. Первые результаты деятельности российских политических консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн. голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выборах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с партией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация политических наук помогала добиться успеха партии «Женщины России». После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политическим консультантам пришлось искать другие места работы, в частности в государственных структурах. Одни перешли в аналитические центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М. Урнов, Л. Смирнягин, Э. Паин, согласились принять посты государственных чиновников. В 1995 г. начался очередной бум политического консультирования. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказчиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политические группировки.

В середине 1990-х гг. иметь  своего имиджмейкера считалось так  же престижно, как содержать личного  парикмахера или портного. Тогда  это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на политические услуги уравновешивался не менее широким  предложением. Центр политического  консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения субъекта (лидера партии, фракции)». После выборов президента России в 1996 г. рынок политического консалтинга окончательно структурировался, определились ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный хаос. Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структурирования рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и требовательнее.

Во-первых, политическая социология. Это специальный жанр социологии, и далеко не все удачно в нем  выступают. Требуется умение работать с политическими рейтингами, картами  электоральных ожиданий, которые  позволяют верно строить стратегию  всей кампании.

Во-вторых, политические стратеги, которые разрабатывают стратегию  всей кампании и держат в фокусе ее основные линии. Еще очень востребованной стала профессия менеджера политической кампании. Клиенты заметно поумнели. Они предъявляют гораздо большие  требования к качеству продукта, лучше  понимают происходящее. Можно только порадоваться тому, что все большее  количество потенциальных клиентов будет отказываться от работы с недобросовестными  консультантами.

В конце 1990-х гг. по мере появления  квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения  политических консультантов над  спросом. Молодых политических консультантов  вытеснили в регионы. Там они  обеспечивают себе заказы во многом и  за счет демпинга. В начале 2000-х годов российский рынок политического консалтинга начал приобретать новую, более профессиональную форму. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, оставляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию. «…Сегодня ситуация может исправиться в связи с тем, что на рынке появляется все больше политических проектов, которые могут и не включать в себя избирательные кампании, но требуют консультантов. Это создает новые условия для формирования рынка политического консультирования, его кадровой и профессиональной стабилизации. Таким образом, мы можем надеяться, что люди, занятые в этой сфере бизнеса, смогут постоянно, а не от сезона к сезону, повышать свой профессиональный уровень. Возможно, мы придем к ситуации, когда спрос на политический консалтинг будет удовлетворен в полной мере и на соответствующем качественном уровне». Политические консультанты нового поколения в отличие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессиональное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникационной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менеджеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих рынок десятилетие назад.

Информация о работе Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов.