Эволюция концепций маркетинга и международного маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Мировая наука и практика в области маркетинга рекомендуют выделять следующие его концепции, сложившиеся в результате эволюции: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………….………………………………………......3
1. Эволюция концепций маркетинга и международного маркетинга…….4
1.1. Эволюция концепции маркетинга ………………...………….…..6
1.2. Концепции маркетинга …………………………………………….9
1.3. Концепция международного маркетинга ……………..……….11
2. Краткая характеристика маркетинговой политики предприятия……..14
3. Рекомендации и предложения по совершенствованию проблем……..23
Заключение……………………………………………………………………...29
Приложения……………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………....31

Вложенные файлы: 1 файл

Даф.docx

— 81.59 Кб (Скачать файл)

4. Традиционная концепция  (концепция маркетинга) изменяет содержание концепции сбыта. Она оформилась около середины 50-х годов, тогда как сам маркетинг возник значительно раньше. Концепция маркетинга - это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Она начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Согласно этой концепции цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуты только благодаря исследованию потребностей и желаний таких групп потребителей, которым организация направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие потребителя по качеству и эффективности.

Маркетинговая концепция обязывает:

Рис.3 Обязанности маркетинговой концепции

 

Согласно концепции маркетинга продажа — это средство общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику, а не процесс  продажи.

Предприятие планирует и координирует разработку маркетинговых программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль  посредством удовлетворения потребностей покупателей. В такой ситуации решение  о том, что следует производить, принимается не предпринимательскими единицами, не правительством, а потребителями.

5. Концепция социально-этического маркетинга — традиционная концепция маркетинга, которая учитывает потребности и интересы предприятия, однако не всякая компания и в настоящее время использует эту концепцию. Дело в том, что маркетинг на практике представляется чрезвычайно сложной задачей, при решении которой требуются большой объем плановых расчетов, подготовка кадров, значительные дополнительные затраты. Кроме того, существует сомнение не в практической пользе концепции маркетинга, а в правомерности и законности ее применения в отношении не потребителей и отдельных предпринимательских единиц, а всего общества, т.е. сомнение в том, способствует ли маркетинг удовлетворению индивидуальных потребностей и долговременным интересам общества; не приводит ли стремление предприятия к удовлетворению запросов потребителей к нежелательным последствиям в обществе. Очевидно, что опасения не лишены оснований. Достаточно отметить, что традиционная концепция маркетинга нацеливает на постоянное возбуждение потребностей и спроса, а это ведет не только к удовлетворению потребностей и желаний покупателей, но и к появлению стремления к неудержимому росту прибыли, что, как показывает практика, часто приводит к нарушению требований рациональности потребления, к нехватке сырьевых, энергетических ресурсов, растущему загрязнению окружающей среды. В целях рационализации потребления, гуманизации производства и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства появилась новая концепция, призванная заменить традиционную концепцию маркетинга. Новую концепцию Ф. Котлер назвал концепцией социально-этического маркетинга, которая предполагает достижение целей предприятия с учетом удовлетворения потребностей как отдельного потребителя, так и общества в целом. Обязательными условиями применения концепции социально-этического маркетинга являются:

1) наличие основной цели предприятия,  которая должна состоять в  удовлетворении различных потребностей покупателей в соответствии с интересами общества;

2) необходимость постоянно заниматься  поиском новых товаров, полнее  удовлетворяющих спрос, обеспечивающий  интересы потребителей. Предпринимательская  единица должна быть готова  вносить нововведения в товары  в соответствии с интересами  покупателей;

3) наличие постоянного контакта  с потребителями, поддерживающими  предприятие, и проявление заботы  об удовлетворении их потребностей.

Экологически  осознанный маркетинг сегодня характерен для наиболее дальновидных предпринимателей. Мощным толчком для предпринимателей в сторону усиления природоохранных  мероприятий послужило появление  организационно оформленного массового  движения за охрану окружающей среды. Это организованное движение обеспокоенных  граждан, партий зеленых и ряда государственных  учреждений и институтов, направленное на улучшение среды обитания человека, животного и растительного мира, на бережное отношение к природе  в самом широком смысле.

Движения  за охрану окружающей среды выступают  не против маркетинга и разумного  здорового потребления, а за то, чтобы  вся хозяйственная деятельность осуществлялась на основе экологической безопасности, безвредности и ради повышения качества жизни.

Важным  фактором ограничения хозяйственной  деятельности и переориентации ее на удовлетворение потребностей граждан  стало появление в начале века движения в защиту прав потребителей. Оно представляло собой организованное движение граждан и некоторых  государственных органов и институтов за расширение прав и возможностей воздействия покупателей (потребителей) на продавцов (товаропроизводителей).

Если  рассматривать деятельность предприятия  в международном плане, в рамках организации и проведения сделок купли-продажи с иностранными контрагентами, международной научно-технической  и производственной кооперации, создания совместных предприятий в России и за рубежом и т.п., то российскому предпринимателю и тем более руководителям государственных предприятий следует знать, что любой из перечисленных видов деятельности на международном рынке регулируется, помимо национальных законов и подзаконных актов, рядом международных кодексов. Эти кодексы, вносящие единые правила в международные экономические отношения, а также определенные стандарты и нормы делового общения разработаны Международной Торговой Палатой (МТП) (Париж) при поддержке и участии ряда международных специализированных организаций. Содержание международных кодексов, определяющее добросовестную коммерческую практику, носит диспозитивный характер. Тем не менее, если соответствующие специализированные общественные национальные организации согласны с положениями международных кодексов и устанавливают для национальных участников международных экономических отношений аналогичные нормы и правила, то считается, что члены таких национальных специализированных организаций принимают на себя добровольно обязательство соблюдать в своей коммерческой практике все основные положения международных кодексов.

Типичные  и обязательные требования, предъявляемые  социально-этическим маркетингом:

1. Основная  цель предприятия должна состоять  в удовлетворении разумных, здоровых  потребностей потребителей в  соответствии с гуманными интересами  общества.

2. Предприятие  должно быть постоянно занято  поиском возможностей создания  новых товаров, полнее удовлетворяющих  потребности покупателей. Оно  должно быть готовым к систематическому  внесению в товары усовершенствований  в соответствии с интересами  покупателей.

3. Предприятие  должно отказываться от производства  и продажи товаров, противоречащих  интересам потребителей вообще, и, особенно, если они могут  причинить вред потребителю и  обществу в целом.

4. Потребители,  опираясь на собственные действия  и общественное мнение, должны  поддерживать только те предприятия,  которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.

5. Потребители,  заботясь о сохранении и повышении  качества жизни, не будут покупать  товары предприятий, использующих  экологически «нечистые» технологии  даже для производства нужного  обществу товара.

6. Предприятие  должно создавать и внедрять  в практику такие программы  социально-экономического развития, которые не только служат интересам  самого предприятия и его трудового  коллектива, но полезны и для  социального развития региона,  в котором данное предприятие  функционирует.

Очевидно, что выполнение этих требований возможно только в том случае, если предприятие  вполне самостоятельно в хозяйственном  отношении, действует в условиях конкурентного рынка, а управление его базируется на гуманных, морально-этических  принципах, позволяющих преодолевать коллективный эгоизм.

Социально-этическая  концепция маркетинга отличается от «обычной» концепции маркетинга тем, что цель первой — обеспечение  долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Следовательно, при управлении маркетингом на уровне предприятия  необходимо учитывать по крайней мере четыре момента: потребности покупателя (потребителя); жизненно важные интересы потребителя; интересы предприятия; интересы общества.

 

1.3 Концепция международного маркетинга

 

Возникновение и развитие концепции международного маркетинга, как оригинальной системы  маркетинговой деятельности началось в 60–70 годы. В этом периоде сформировались существенные предпосылки к преобразованию рыночной деятельности в международном масштабе на основании принципов маркетинга, подтвердившие в предыдущий период свою действенность, как эффективную систему корпоративного правления и средство конкурентного поединка на национальных рынках.

В жизни  людей в современных условиях развитие хозяйственной сферы, которая  состоит из обострения конкурентной борьбы на мировых рынках, более  трудными и разнообразными как технологическими, так и организационными моделями производства, чрезмерной информационной содержательностью и коммуникативностью. Внешнеэкономическая деятельность, как и экономическая активность, всегда близко связаны с целями и методикой использования инструментов маркетинга. При этом его международные аспекты высоко актуализируются, за счет последующей интернационализации мировой экономики, увеличению международной торговли, значительному динамическому и массовому перемещению капиталов и рабочей силы.

Внешнеэкономические отношения становятся более видимой  составной частью хозяйственной  деятельности украинских предприятий  и организаций. Повышается заинтересованность к участию в производственном, экономическом и научно – техническом  сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В таких условиях значительная часть работников производственной сферы, малых предприятий и государственных  учреждений нуждаются в непредвзятой информации о мировом рынке и  о его структуре, организации  и технике осуществления коммерческих операций.

Для многих предприятий исследование и использование  международного маркетинга необходимо по причине нарастающей откровенности  в отношении к внешним рынкам и в целях усовершенствования их взаимосвязей с этими рынками.

Постепенно мир становиться  все более интегрированной системой, где политическая интеграция некоторых  государственных структур по своей  интенсивности отрывается от экономической. Развитие внешнеэкономических связей включает в себя импорт и экспорт, международные торги и аукционы, денежные инвестиции в зарубежные предприятия и, конечно, в существование мирового рынка товаров и услуг, действующие во многих странах, использующие зарубежные производственные и сбытовые отделения, которые действительно работают в целом на мировой рынок. Все это предполагает необходимость международного маркетинга – особого комплекса мероприятий по реализации товаров и услуг за пределами своей страны. Речь здесь идет о международных фирмах, сфера производительной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные государства и характеризуется наличием филиалов и дочерних компаний, технологическим кооперированием и специализацией, общностью ресурсной базы, централизацией управления и подконтрольностью.

Развитие рыночных отношений  в России и связанные с этим изменения в экономической деятельности многих предприятий все больше ориентирующихся  на экспорт своей продукции, а  также появление торговых организаций, специализирующихся на импорте товаров  из других стран. Включение отечественных  хозяйственных структур в международное  распределение труда – все  это требует знания функций и  методов международного маркетинга и умелого применения их, особенно, в сфере координации производственной, сбытовой и управленческой деятельности предприятий, коммерческих организаций, банков, страховых компаний и т.д.

Маркетинг на международной  арене является весьма сложным, поскольку  охватывает не только сбыт, но и другие сферы деятельности предприятия, в  том числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д. Кроме того, здесь  требуется глубокое понимание социально-экономических  и национально – культурных условий, сложившихся в той стране, где  предприятие будет каким-либо образом  осуществлять свою деятельность. Могут  иметь место, различая в каналах  распространения, методах транспортировки  и хранения, законодательном и  юридическом обеспечении, таможенных правилах. В каждой стране существуют национальные особенности в области средств рекламы, приемлемости тех или иных сюжетов с точки зрения культуры, религии, традиций и т.д., а также различия в системах определения затрат, свои квоты и валютный контроль. Важны также факторы научно-технического характера, к которым можно отнести уровень развития промышленной технологии, нововведения, модификацию товаров и услуг, квалификацию рабочей силы и т.п.

Все эти особенности значительно  повышают общий коммерческий риск предпринимательской  деятельности на международном рынке. Так, неустойчивость валютной системы  может привести к неожиданным  результатам, превращая буквально  в течении нескольких дней исключительно выгодную сделку в убыточную.

Экономические, социальные и культурные особенности различных  стран диктуют необходимость  постоянно приспосабливать средства маркетинга к специфике того или  иного рынка (возможно, прямо противоположному привычному внутреннему рынку). Речь идет каждый раз о специальной модели маркетинга для конкретного внешнего рынка. Надо, например, знать, что отдельные элементы маркетинговой деятельности по-разному эффективны в различных странах. Так, подход американцев основан на рекламировании своего продукта (57% затрат на рекламу в мире приходится на долю США). Европейский подход больше ориентирован на совершенствование системы обслуживания, т.е. на работу с распределительными сетями, с потребителем непосредственно в магазинах, японский предлагает внедрение научно-технических достижений с целью улучшения самой продукции и т.д. Поэтому от российских специалистов в области маркетинга, работающих на международном рынке, требуется знания и использование не только отдельных элементов маркетинговой деятельности, но и всей системы маркетинга в том виде, в какой она получила свое развитие в зарубежных странах.

В силу высокой степени  взаимосвязи и взаимозависимости  между странами в экономическом  плане имеется весьма обширный международный  рынок, позволяющий импортировать  и экспортировать различные продукты.

Информация о работе Эволюция концепций маркетинга и международного маркетинга