Шпаргалка по «Управление и маркетинг в АПК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Понятие и сущность управления. Эволюция управленческой мысли
2 Понятие и сущность управления. Объект, субъект управления, связь между ними
3 Соотношение понятий менеджмент и управление, их сходства и различия
4 Роль маркетинга в управлении предприятием
5 Цели, принципы, задачи и функции маркетинга
6 Эволюция маркетинга, характеристика маркетинговых концепций
7 Понятие организации. Признаки и виды организации
8 Функции управления. Понятие, характеристика функций
9 Необходимость контроля, его виды и принципы. Характеристики эффективного контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен маркетинг.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

¦ Виды организации различаются  также по организационному признаку - положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.

Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов и нормы, правила, методы воздействия с себе подобными и другими общественными, производственными, финансовыми, сбытовыми и другими структурами. Например, в государственных организациях государственная, общественная собственность обладает приоритетом в отношении других видов организации в силу естественных, правовых или экономических условий. Так, ели государственные финансы и вся сеть государственных предприятий терпят кризис, то и другие государственные и частные финансы организации вынуждены или прекращать свою деятельность или приспосабливаться к изменившихся условиям.

¦ Другим видом являются политические, общественные, национальные, религиозные  и другие организации, возникающие  в зависимости от объективных социально - экономических условий, социального состояния и потребностей общества, уровня его развития и национальных, религиозных, этнических и прочих причин и обстоятельств.

Так, например, в России возникли организации, не свойственные ее нравам и христианским обычиям, - общества «аум - сенрике», «кришнаитов», «вакхобитов» и другие виды организаций, которые не способствуют единой вере, развитию и процветанию общества в соответствии с его возможностями, религиозными верованиями и сформировавшимися взглядами на общественные ценности.

В последнее время имеет место  возрождение таких видов организаций, которые в недалеком прошлом  нанесли человечеству неисчислимые бедствия и страдания. Фашистские и  профашистские, националистические организации, а также питающие их финансово-промышленные и торговые структуры сегодня заметно активизировали свою деятельность. Переходный период в экономике нашего государства возродил к жизни самые разнообразные и нежелательные архаичные виды организаций: консервативные - с их незыблемыми нормами, принципами и методами; ультрасовременные - с попранием всех общепринятых норм и правил; демократические - ориентированные только на принципы западной демократии и «свободного, нерегулируемого рынка».

¦ По хозяйственному признаку виды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др. Например, в сфере добывающей промышленности это организации нефтедобывающей, угольной и газовой промышленности, добычи и переработки полезных ископаемых - руды разных металлов, алмазов, глиноземов и др. Хозяйственные организации бывают механистические и органические. Последние особенно привлекают творчески настроенных менеджеров своей подвижностью, быстротой изменений ситуаций, необходимостью творческого подхода к решению проблем, риском и непредсказуемостью ситуаций, последствиями решений вопросов НИОКР, внедрением и использованием новой техники и технологии.

Условное деление организаций  на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в своем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к условиям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катаклизмам общественного развития. Это особенно значимо для периодов реформирования новых отношений собственности.

¦ По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т. к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать на большое количество людей.

По российскому законодательству в различных отраслях хозяйства  на малом предприятии может работать строго определенное число персонала. (таблица №1)

 

Таблица №1

 

Отрасли

Число работников

 

Промышленность, строительство  и транспорт

До 100

 

Сельское хозяйство  и научная сфера

60

 

Оптовая торговля

50

 

Розничная торговля и  бытовое обслуживание населения

30

 

Остальные отрасли

50

 
     

Почему мы уделяем  такое внимание малым предприятиям? Дело в том, что малые предприятия, находясь под покровительством государства, испытывают меньший налоговой пресс, поэтому предприниматели часто  сознательно идут на создание именно малого предприятия.

Для средних предприятий численность персонала устанавливается до 300 человек, а для крупных - от 301 и больше.

Подходы к группировке организаций  по численности персонала в России и Европейском Союзе расходятся. В Европе малым предприятием считаются  организация с числом работающих до 50 человек (независимо от отрасли) и с годовым оборотам до 4 млн. евро, средним - до 250 человек и оборотом до 16 млн. евро, остальные организации относятся к крупным.

Рассмотрим разделение российских организаций по численности персонала и убедимся, что в подавляющем большинстве они относятся к малым (табл. №2).

Таблица №2.

 

Численность персонала, чел.

Количество предприятий, %

Объем продукции, %

Количество занятых, %

 

До 200

87,1

9,4

14,5

 

201-500

6,5

10,6

11,9

 

501 и более

6,4

80,0

73,8

 
         

¦ Самое большое разнообразие существует в деление организаций  по сферам деятельности. Можно назвать  строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.

¦ Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, - включают организации  и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и  предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия  и организации которых оказывают  услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые  компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная  торговля и др.;

К четвертому сектору относятся  все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной  и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА -М, 2003. -716 с. -(Серия «Высшее образование»). 48-49 страница.

¦ По отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.

8.Функции управления. Понятие, характеристика функций

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Функции управления - это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Управление представляет собой  реализацию нескольких взаимосвязанных  функций: 
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

1.      Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2.      Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

3.      Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4.      Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

  1. Необходимость контроля, его виды и принципы. Характеристики эффективного контроля.

1. СУЩНОСТЬ  КОНТРОЛЯ

Контроль относится к числу  тех функций управления, сущность которых не всегда правильно понимается людьми. Слово “контроль”, как и  слово “власть”, вызывает чаще всего отрицательные эмоции, т.к. воспринимается, прежде всего, как ограничение или принуждение. И, действительно, с помощью контроля устанавливаются ограничения, благодаря которым исключается возможность действий, наносящих вред организации. Однако, это лишь один из аспектов контроля.

В процессе управления страной, отраслью, регионом, предприятием или организацией возникает множество не предусмотренных  системой управления ситуаций и неопределённостей. Для устранения всех отклонений от намеченных целей, а также для достижения планируемых показателей реализуется функция контроля. Возникает потребность в осуществлении контроля.

Контроль - это часть управленческой деятельности, т.е. функция менеджера, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих измерений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции.

Следует иметь в виду, что любой  руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются неотъемлемой частью общей системы управления, ведущей организацию к получению результата деятельности. Деятельность организации должна обеспечить получение требуемого результата, она всегда протекает как управляемый процесс. Отсюда следует необходимость осуществления предварительного, а также заключительного видов контроля.

В самом общем виде контроль можно рассматривать как процесс измерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов по отношению к запланированным.

При этом возможны два варианта:

1) совпадение фактически достигнутых  результатов с запланированными, требуемыми;

2) несовпадение фактически достигнутых результатов с запланированными.

В первом случае - всё замечательно, работа соответствует плану или  иным требованиям к ее осуществлению. Во втором - требуется принятие решения  о необходимости коррекции.

Иногда контроль называют обратной связью.

Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. На основании этой информации принимают  новые решения и осуществляют воздействия.

Под обратной связью подразумевают  передачу данных о полученных результатах.

Пример: простейшим примером обратной связи является отчёт подчинённого руководителю о своей работе. Руководитель выявляет ошибки и просчеты подчиненного и корректирует его действия для исправления негативной ситуации. Система обратной связи позволяет руководителю выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения в работе организации от наиболее эффективного пути ее движения к поставленным целям.

Все системы обратной связи включают одни и те же основные элементы и работают на одних принципах. Эти системы, во-первых, имеют цели; во-вторых, используют внешние ресурсы; в-третьих, преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования; в-четвертых, следят за значительными отклонениями от намеченных целей; в-пятых, корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей.

Информация о работе Шпаргалка по «Управление и маркетинг в АПК»