Управление маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена управлению ассортиментом на предприятии. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Актуальность темы обуславливается тем, что современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Планирование ассортимента и управление им – неотъемлемая часть маркетинга. Растущие потребности покупателей, рост неценовой конкуренции и предложения товаров и услуг на рынке, говорят об актуальности проблемы формирования ассортиментной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………………
1.1 Понятие, свойства и показатели ассортимента товара.…………….……..
1.2 Управление ассортиментом товара на предприятии……………………...
1.3 Обобщение зарубежного опыта управления ассортиментом и качеством продукции на предприятии …………………………………………………
1.4 Методика оценки эффективности управления ассортиментом………….
2 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО АЗ «УРАЛ»..
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО АЗ «Урал»………………………………………………………………………..
2.2 Анализ маркетинговых возможностей ОАО АЗ «Урал»................................

2.2.1 Ситуационный анализ ОАО АЗ «Урал»……………………………….
2.2.2 Маркетинговые цели ОАО АЗ «Урал»………………………………..
2.2.3 Step-анализ ОАО АЗ «Урал»…………………………………………....
2.2.4 Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»……………………………………….......
2.3 Формирование ассортимента товара на предприятии ОАО АЗ «Урал»……
2.4 Анализ эффективности управления ассортиментом на заводе ОАО АЗ «Урал»…………………………………………………………………………
2.5 Рекомендации по формированию ассортимента на ОАО АЗ «Урал»…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….....
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конкурентные преимущества товар ОАО АЗ «Урал»……...
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Цели маркетинга ОАО АЗ «Урал»…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Step-анализ ОАО АЗ «Урал»………………………………….
ПРИЛОЖКЕИК Г. Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Объемы продаж ОАО АЗ «Урал»…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анализ эффективности ассортимента ОАО АЗ «Урал»…...

Вложенные файлы: 1 файл

управление маркетингом (2).docx

— 126.71 Кб (Скачать файл)

 

                Министерство образования и науки  Российской Федерации

                       Южно-Уральский государственный университет

                                         Торгово-экономический факультет

                                    Кафедра «Маркетинговые коммуникации»

 

                     Управление ассортиментом предприятия  ОАО АЗ «Урал»

       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

                         По дисциплине «Управление маркетингом»

                                         ЮУрГУ– 080111. 2011.184.ПЗ КР

 

Нормоконтролёр, ________

______________/_________

___________________20__ г.

 

 

                    Руководитель, к. эк. н., доцент

                  ___________ А.А. Усова

                 __________________20__г.

 

                   Автор работы,

                   Студент группы ТЭ-366

                   ________________М.Е.Яшпаева

                   _________________20__ г.


 

                                                                                                                 Работа защищена с оценкой

______________________

                                                Челябинск 2012 

                                                          АННОТАЦИЯ

 

Яшпаева М.Е. Управление ассортиментом предприятия ОАО АЗ «Урал». – Челябинск: ЮУрГУ, ТЭ-366, 2011. – 59 с., 1 диаграмма, 6табл., библиографический список – 40 наим., 7 прил.

 

Курсовая работа написана с целью исследования управления и  формирование ассортиментом на предприятии ОАО АЗ «Урал».

В работе раскрыта сущность понятия «ассортимент товара». На основе исследования теоретических аспектов выбранной темы дана характеристика формирования ассортиментом на ОАО  АЗ «Урал».  Проведенное исследование основано на использовании STEP-анализа, ситуационного анализа, SWOT-анализа, анализ эффективности управление ассортиментом на ОАО АЗ «Урал».

Основные результаты курсовой работы – объективная оценка управления ассортиментом ОАО АЗ «Урал», разработка предложений по его повышению. На основании результатов STEP-анализа, ситуационного анализа, SWOT-анализа, анализ эффективности управление ассортиментом, делается вывод о наиболее острых проблемах, мешающих развитию предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………

4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ НА       ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………………

 

6

1.1

Понятие, свойства и показатели ассортимента товара.…………….……..

6

1.2

 Управление ассортиментом товара на предприятии……………………...

11

1.3

Обобщение зарубежного опыта управления ассортиментом и качеством продукции  на предприятии …………………………………………………

 

 

15

1.4

Методика оценки эффективности  управления ассортиментом………….

19

2 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО АЗ «УРАЛ»..

24

2.1

Общая характеристика деятельности предприятия ОАО АЗ «Урал»………………………………………………………………………..

 

24

2.2

Анализ маркетинговых возможностей ОАО АЗ «Урал»................................

28

     
 

2.2.1 Ситуационный анализ ОАО АЗ «Урал»……………………………….

28

 

2.2.2 Маркетинговые цели  ОАО АЗ «Урал»………………………………..

36

 

2.2.3 Step-анализ ОАО АЗ «Урал»…………………………………………....

37

 

2.2.4 Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»……………………………………….......

38

2.3

Формирование  ассортимента  товара на предприятии  ОАО АЗ «Урал»……

39

2.4

Анализ эффективности управления ассортиментом на заводе ОАО АЗ «Урал»…………………………………………………………………………

 

 

43

2.5

Рекомендации по формированию ассортимента на ОАО АЗ «Урал»…..

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....

47

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….....

49

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конкурентные преимущества товар ОАО АЗ «Урал»……...

53

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Цели маркетинга ОАО АЗ «Урал»…………………………….

54

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Step-анализ ОАО АЗ «Урал»………………………………….

ПРИЛОЖКЕИК Г. Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»………………………………..

55

 

56

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Объемы продаж ОАО АЗ «Урал»…………………………….

57

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анализ эффективности ассортимента  ОАО АЗ «Урал»…...

58


                     

                                             

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена управлению ассортиментом на предприятии. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Актуальность темы обуславливается тем, что современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Планирование ассортимента и управление им – неотъемлемая часть маркетинга. Растущие потребности покупателей, рост неценовой конкуренции и предложения товаров и услуг на рынке, говорят об актуальности проблемы формирования ассортиментной политики.

Кроме того, актуальность проблемы формирования ассортиментной политики связанно с большим предложением товаров на рынке, с растущими  потребностями покупателей и  возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского аспекта  проблемы заключается в том, что  ситуация усложняется общей экономической  нестабильностью, инфляцией, низким уровнем  платежеспособного спроса, низким уровнем  роста населения, несовершенством  рыночных отношений.

Важную роль в маркетинговой  стратегии играет ассортиментная концепция. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения.

Объект исследования –  открытое акционерное общество автомобильный завод  «УРАЛ».

Предмет исследования –  управление ассортиментом на предприятии ОАО «УРАЛ».

Цель данной работы –  на примере предприятия раскрыть тему управления товарным ассортиментом  в условиях конкурентного рынка.

 Для достижения цели  в работе поставлены следующие  задачи: раскрыть понятие товарной номенклатуры и ассортимента товаров, рассмотреть основные показатели ассортимента (широта, глубина, насыщенность, гармоничность), а также управление товарным ассортиментом. Проанализировать формирование ассортиментной политики предприятия (основные принципы, факторы, влияющие на управление ассортиментом).

Методы исследования ситуационный анализ, SWOT-анализ, STEP-анализ, анализ эффективности товарного ассортимента на предприятии ОАО АЗ «УРАЛ»

Структура курсовой работы состоит из введения,  основной части, заключения, библиографического списка и приложения. Основная часть работы состоит из двух разделов.

В первом разделе рассматриваются теоретические основы управления ассортиментом на предприятии, а именно понятие, свойства и показатели ассортимента товара, управление ассортиментом, сравнение зарубежного и отечественного опыта управление ассортиментом на предприятии и методика  оценки  эффективности управления ассортиментом.

Во втором разделе дается общая характеристика деятельности организации ОАО АЗ «Урал», анализ динамики основных показателей деятельности  завода (ситуационный анализ, маркетинговые цели компании, объемы продаж Step и Swot анализ),  формирование ассортимента  товара на предприятии ОАО АЗ «Урал»,

анализ эффективности управления  товаром на заводе и разработка рекомендации по формированию ассортимента на предприятии.

     Библиографический список состоит из 40 источников. В курсовой работе содержится 7 приложения, из них 6 таблиц и 1 диаграмма.        

 

 

 

 

 

 

 

 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ НА       ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Понятие, свойства и показатели ассортимента товара

Ассортимент товаров – это набор товаров, объединённых по какому-либо или совокупности признаков. Таким образом, ассортимент товаров представляет собой систему отдельных элементов, объединённых в группировки по одному частному признаку. Этот термин произошёл от французского слова, что означает подбор различных видов и сортов товаров. Наряду с данным понятием в российской и международной практике применяется термин товарная номенклатура − это перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения [7].

Ассортименту товаров  присущи такие характеристики как  свойства и показатели.

Свойство ассортимента − это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента − это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей  ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может  включать название вида и/или торговой марки [2].

Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.

Широта ассортимента −  количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями − действительной и базовой широтой, а также относительным показателем − коэффициентом широты [7].

Действительная широта фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта − широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами, или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации [17].

Коэффициент широты − выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Известны два подхода  к определению термина «широта  ассортимента». С одной стороны  она рассматривается как количество групп товаров, имеющихся в продаже. В практике же торговли широта определяется по общему количеству видов, наименований, торговых марок и других ассортиментных единиц, относящихся к однородным и разнородным группам. Этот подход более рационален, поскольку позволяет  обеспечить автоматизированный учёт и  идентификацию товаров с помощью  штрих-кодовой технологии.

Устойчивость (стабильность) ассортимента − способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости −  отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп [18].

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа  данных о реализации товаров и  их поступлении.

Иногда устойчивость связывают  со сроком, в течение которого товары определённых видов, разновидностей и  наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия  устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на данные товары; во-вторых, от отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залёживаются на складах и прилавках; в-третьих, от несоответствия товарных запасов возможностям реализации. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.

Новизна ассортимента − способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

Новизна характеризуется  действительным обновлением - количеством  новых товаров в общем перечне  и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых  товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте) [19].

Обновление − одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и производственных мощностей, необходимых для производства раннее выпускавшихся товаров.

Информация о работе Управление маркетингом